КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правописание и стиль
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ ПРИЛОЖЕНИЕ ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В качестве таковых для психологически ориентированных работ могут выступать фрагменты стимульного материала методик, фотографии, показывающие условия эксперимента, рисунки, графики, чертежи, схемы и т.п. В тексте работы все они обозначаются словом «рисунок». Требования по их расположению, нумерации, а также требования к их тематическим названиям аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам. Но подпись к рисункам, в отличие от таблиц, располагается не сверху, а снизу от представляемого объекта и состоит из: - сокращенного слова «Рис.»; - порядкового номера арабскими цифрами; - названия рисунка с прописной буквы, в конце которого точка ставится; - дополнительных пояснений, имеющих отношение к обозначениям на рисунке (например, название осей графиков, характер разметки элементов рисунка и т. п.); этот элемент не является обязательным. Нумерация рисунков и таблиц осуществляется отдельно. Пример подрисуночной подписи:
Рис. 00. Ххххххххххххххххх ххxxxxxxxxxx. Ххххх xxxxxxxxx хххх хххххх. Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (ксерокопирование, микрофильмирование и т. п.). Вполне приемлемы рисунки в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, но злоупотреблять последним не стоит, поскольку при монохромном копировании часть информации из-за одинаковой плотности разных цветов может потеряться. Таблицы и рисунки, вынесенные в приложение, нумеруются отдельно. Ссылка на них в тексте будет выглядеть: «см. Приложение 1, рис. 1.2.» Если таблица заимствована или рассчитана по данным журнальной периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).
Приложения являются продолжением ВКР, т.е. размещаются на последних его страницах. Каждое из них должно начинаться с нового листа (страницы) со словом «Приложение» в правом верхнем углу и номера арабскими цифрами (без знака №). Далее, строкой ниже следует центрированный заголовок приложения, а после пропуска строки - содержание приложения (текст, таблица и т.п.). Если в работе имеется более одного приложения, их нумеруют последовательно, например Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, нумеруемые аналогично главам. Многочисленные таблицы и иллюстрации помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения. Для удобства поиска и различения таблиц в приложениях от таблиц основного текста диплома, допускается вводить в нумерацию первых дополнительную букву «П». В таких случаях номер таблицы в приложении и ссылка на нее в тексте будет выглядеть следующим образом: Таблица П. 1.2. (второй рисунок первого приложения). Отражение приложения в содержании ВКР имеет форму самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения и номера с границы (см. выше).
На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные при написании ВКР, на заимствованные рисунки, таблицы и графики должны быть ссылки в тексте, отсылающие читателя к списку использованной литературы, публикуемому в конце работы. Заимствование текста чужих произведений без ссылки на них не допускается и может служить основанием для снятия работы с защиты. Существует два основных способа оформления ссылок, оба из которых целесообразно применять только после того, как станет ясно, что никаких изменений в тексте литературного обзора и других разделов уже делать не надо. Таким образом, оформление ссылок - один из окончательных этапов оформления ВКР.
1. Для ссылки используется порядковый номер источника в списке литературы, заключаемый в квадратные скобки. Например: Л. С. Выготский [6] и Б. Г. Ананьев [2] считают, что… Ряд авторов [9, 15, 37, 39] независимо друг от друга пришли к выводу о том, что… Считается что иероглифы преимущественно обрабатываются правым, а алфавитное письмо - левым полушарием [14,46].
Особо важные или оригинальные мысли цитируемого ученого целесообразно давать авторским текстом, заключая его в кавычки. После него рядом с номером по списку литературы после запятой необходимо приводить и номер страницы, с которой данная цитата была позаимствована. Например:
В. С. Тюхтин высказывается еще более определенно: «Активный характер психической деятельности, идеальная форма отражения и индивидуальные особенности деятельности субъекта — этии три признака определяют позитивный смысл субъективного» [14. с 100]. «Для того чтобы перейти от действия к операции, - пишет Ж. Пиаже. – необходимо, чтобы действие было обратимым» [38, с 177]
Приведенный способ оформления ссылок достаточно компактен, но имеет существенный недостаток. Если возникает необходимость ввести в литературный обзор (и в пронумерованный список литературы) нового автора или новую работу уже цитированного автора, либо, напротив, изъять лишнюю, то приходится пересматривать всю нумерацию ссылок в ВКР. 2. Для ссылки используется фамилия автора (с предшествующими инициалами), сопровождаемая годом публикации цитируемой работы. В зависимости от контекста либо и фамилия и год, либо только год заключаются в круглые или квадратные скобки. Подобный способ «предъявления» цитированных авторов несколько загромождает текст, но более приемлем в случаях, когда студент не уверен в количественном составе источников. Кроме того, сразу видно, на работы каких авторов и каких лет студент в основном ссылается. Например:
В рамках дистимических или дисфорических состоянии отмечается появление периодов тоскливого настроения, аффектов, злобы, ранимости (М. О. Гуревич, 1948: Г.Е. Сухарева. 1955: М. П. Подобед 1967, В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева. 1999 и др.).
Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах Н. А. Бернштейна (1935), О. А. Асратяна (1953), Г. И. Полякова (1959), П. К. Анохина и его научной школы (1968). «В каждом возрастном периоде отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости, иначе не произойдет полного слияния систем в единый ансамбль» [Л. О. Бадалян. 1983. с. 213].
Выбрав один из способов оформления, его следует строго придерживаться на протяжении всей работы. Названия иностранных книг в тексте работы даются в русском переводе, названия зарубежных газет, журналов не переводятся и пишутся в оригинальной транскрипции. Фамилии общеизвестных иностранных ученых, таких, как Ньютон, Эйнштейн или Пиаже можно писать по-русски, но малоизвестные фамилии при первом упоминании в тексте даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской. Например: «По Г. Шмидту (Н. Schmidt, 2000),...». При нескольких одновременных ссылках, они делаются сначала на русскоязычные работы в хронологическом порядке, а затем на иностранные - тоже начиная с более ранних и заканчивая более поздними. Если по смыслу исследования ВКР нет необходимости специально подчеркивать многочисленность работ по той или иной теме, то в тексте следует избегать одновременных ссылок на многих авторов. Если это действительно оригинальные данные, то при разных обстоятельствах их могли установить вряд ли более двух—трех исследователей, а если это широко известные факты, то их допустимо приводить вообще без ссылки на источник. Если используется цитата, взятая не из первоисточника, а из другого документа (позаимствована у другого цитирующего автора), то ссылку, в зависимости от выбранного способа ее оформления, следует заканчивать словами: «[ цит. по 00, с. 00]» или «(цит. по X. X. Хххххххх, 2000, с. 00)».
Список использованной литературы — обязательный и раздел выпускной квалификационной работы, который характеризует уровень знакомства с современным состоянием проблемы, над которой студент работает. В него включаются все печатные издания (книги, статьи, материалы конференций, энциклопедии, нормативные акты и документы и др.), а также неопубликованные (на правах рукописи, как например, тексты чьих-то диссертаций) материалы, которыми вы пользовались при выполнении работы.
Это значит, что при подготовке списка необходимо избегать двух ошибок: включать в него источники, на которые нет ссылок в тексте работы и, напротив, приводить в тексте ссылки или цитаты, не имеющие адреса в списке. К оформлению списка литературы предъявляются строгие требования, полностью сформулированные в ГОСТе 7.1.84 «Библиографическое описание документа» с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1991). Рассмотрим самые общие из этих требований. Во-первых, все документы списка должны быть определенным образом сгруппированы. Наиболее распространенным вариантом группировки является такой, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. Вначале списка идут источники на русском языке, в конце - на иностранных (в порядке уже латинского алфавита). Для обеспечения «алфавитности» в списке литературы, соответствующий источник должен начинаться с фамилии автора, после которой следуют его инициалы, а не наоборот (например: Иванов А. Н., а не А. Н. Иванов.). Довольно часто встречаются случаи, когда в списке литературы приводятся несколько работ одного и того же автора. В подобных случаях упорядочение их в списке производится в хронологическом порядке - сперва более ранние, затем - более поздние. Если возникла ситуация, когда студент ссылается на две работы одного автора, одна из которых написана им индивидуально, а другая в соавторстве, то первой в списке должна стоять индивидуальная работа. Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов (например, сперва Иванов А. Б… затем Иванов А. П.). Из общеалфавитного порядка списка выпадают лишь официальные и нормативные документы (Законы, Указы, Постановления), которые рекомендуется давать в начале списка. Во-вторых, библиографическое описание источника, на который вы ссылаетесь в дипломе, по правилам должно состоять из нескольких элементов (фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания, количество страниц и ряд других), условно разделяемых пробелами, тире, запятыми, двоеточиями, точками, точками с запятой и одиночными или двойными косыми чертами. После печатных разделительных знаков должны стоять пробелы. Не вдаваясь в подробности этих правил, приведем несколько примеров наиболее распространенных библиографических описаний. Монография Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл. 1998. - 685 с. Переизданная монография Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд.. перераб. – М.: Мысль. 1989. - 575 с. Переведенная монография Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию): Пер. с англ. / Нод ред. А. Р. Лурия.- М.: Мир. 1974. - 561 с. Статья в периодическом издании Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1965. – Т. 65. № 12.-С. 1777—1779. Статья из тематического сборника Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня /Под ред. Е. Д. Хомской.- М.: Изд. МГУ. 1995. С. 154—160. или Мельник И. М. Влияние общения на характер воспроизведения в кратковременной памяти // Kaтегории, принципы, методы психологии. Психические процессы: Материалы VI съезда Общества психологов СССР-М., 1983.-Ч. 2.-С. 462—163. Методические документы Шкала для психологической диагностики уровня невротической астенизации (УНА). Методические рекомендации / Вассерман Л. И.. Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Исурина Г. Л., Карпова Э. Б., Малкова Л. Д., Сергеев В. А., Губанова И. В. - СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева -1988.-18 с. [Обратите внимание - для всех библиографических описаний - если авторов четверо и более, то их фамилии пишутся после названия работы]. или С тепанов А.Н, Соломин И.Л, Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости.- СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга. Комитет по занятости населения. -1994.-16 с. Автореферат Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дис.... докт. мед. наук. - Л., 1960.-28 с Статья из энциклопедии Фотьянов М. И. Сознание //БСЭ -3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1976.-Т. 24.-С. 129—131. Статья из Интернета Сазонов В. Ф., Ладохина И. Ю. Графическая симметрия в рисовании симметричной фигуры у первоклассников // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы конференции. Часть 4 - М.:- НИИ мозга РАМН. - Б. г. - http://nii-mozga.narod.ru/ rnater3.html.
Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, число которых в дипломной работе целесообразно ограничивать несколькими десятками. При этом общий объем списка не должен превышать 5% объема рукописи. В конечном счете список литературы приобретает следующий формальный вид.
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания - М.: Наука. - 1977.-384с. … … 57. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение. – 1969. -317с. 58. Cescrwind N., Lewitsky M. Human brain left-right asymmetries in temporal speech region // Science. – 1968. – Vol. 161. – P. 186—187. … …
Окончание института или университета предполагает, что выпускник выходит в большую жизнь грамотным человеком Элементарным индикатором этого качества будущего интеллигента и профессионала для членов ГАК является ваша дипломная работа. Борьба с внешними проявлениями собственной «письменной); безграмотности за последние десять лет существенно облегчилась распространением компьютерных технологий, в число которых входят специальные программы, обеспечивающие автоматическую проверку грамматики и орфографии набираемых текстов. Имеется такая встроенная программа и в рекомендованном текстовом редакторе Microsoft Word. Следует иметь в виду, что она очень хорошо «отлавливает» случайные опечатки и явные дефекты правописания, но «не узнает» те случаи когда опечатка приводит к замене одного слова на другое, тоже орфографически правильное («полка» - «палка»), либо сигнализирует об ошибке, натолкнувшись на специфический для данной науки термин (в самом термине тоже может быть допущена ошибка) и многие фамилии Поэтому компьютерную проверку подготовленного текста следует считать лишь первым шагом подготовки ВКР. Практика показывает, что орфографические, грамматические, оформительские и стилистические ошибки самим автором после продолжительной работы над текстом не замечаются Оптимальным вариантом является такой, при котором ваш текст перед передачей научному руководителю кроме вас прочитывает какой-то независимый редактор или просто грамотный человек, способный уловить слабые места, несуразности, заметить ошибки или даже почувствовать смысловые противоречия Задачи дипломника в этот период подготовки текста: - проверить орфографию вообще и орфографию терминов, - проверить правильность написания фамилий цитируемых авторов, избавиться от вульгаризмов, слэнга, иногда применяемых в бытовой речи, - избавиться от лишних слов, загромождающих текст, - заменить одинаковые или однокоренные слова в одном предложении или в соседних предложениях адекватными синонимами (вместо повторяющеюся «выявили» - «установили» или «обнаружили» и т. п.), - отследить и избавиться от тавтологий - одних и тех же мыслей, повторяемых разными словами, - разделить громоздкие предложения на несколько более кратких и понятных при первом прочтении, - отследить правильность соотнесения придаточных предложений; - избавиться (за редким исключением) от цитированных цитат; - заменить в ссылках ранние работы авторов на более поздние (при наличии). Не допускается: - применять для одного и того же понятия различные научные термины; - применять произвольные словообразования; - применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующих государственным стандартам или специально оговоренных в дипломной работе; при первой встрече в тексте аббревиатуры, рядом с ней в скобках необходимо приводить ее полную расшифровку, либо, наоборот, после специального словосочетания давать в скобках его аббревиатуру, которая в дальнейшем будет его эквивалентом в тексте, например: «.. ПЛО (профиль латеральной организации)... «или «.. детский церебральный паралич (ДЦП)...»; - сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки; - применять в тексте дипломной работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»); - применять без числовых значений математические знаки, например > (больше). < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер) и % (процент); В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Например:
«Средний рост восьми обследованных девочек составил 152,4 мм, а 27 обследованных мальчиков - 167,2 мм» «В данной методике используется три шкалы, каждая с диапазоном в 10 баллов»
Опыт «работы над ошибками» дипломников предыдущих поколений позволяет обратить внимание на следующие конкретные обстоятельства оформления текста. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: - в конце заголовков и в подписях таблиц (в конце подрисуночных подписей точка ставится); - в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая [2,17]). Кавычки следует использовать только угловые [«»]. Обычные кавычки [² ²] используются только в английских текстах. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки по-другому) Дефис никогда не отделяйся пробелами. От дефиса отличается знак тире - знак препинания, используемый в предложениях Тире всегда отбивается пробелами но не переносится так чтобы с него начиналась новая строка Пробел используется для отделения единиц измерения от числа [127м] для разделения порядков в больших числах [10 000км] при этом следует следить, чтобы из-за этого не возникало переносов части этих целостных элементов на другую строку - Пробелом не отделяются от чисел знаки процентов [99%], градусов [21°] и показатели степени [6 ]. - Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок [(эти данные многочисленных экспериментов)]. - После знака № пробел следует ставить [№ 9]. - В текстовом редакторе Word не следует отбивать красную строку (а также центрировать заголовки) пробелами или с помощью табуляции. Для этой цели в большинстве версий редактора служат опции «Формат - Абзац - Отступы и интервалы» или их аналоги. - После любого знака препинания и в тексте диплома и в списке литературы ставится пробел.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |