Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правописание и стиль




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

В качестве таковых для психологически ориентированных работ могут выступать фрагменты стимульного материала методик, фотографии, показывающие условия эксперимента, рисунки, графи­ки, чертежи, схемы и т.п. В тексте работы все они обозначаются сло­вом «рисунок». Требования по их расположению, нумерации, а также требования к их тематическим названиям аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам. Но подпись к рисункам, в отличие от таб­лиц, располагается не сверху, а снизу от представляемого объекта и состоит из:

- сокращенного слова «Рис.»;

- порядкового номера арабскими цифрами;

- названия рисунка с прописной буквы, в конце которого точка ставится;

- дополнительных пояснений, имеющих отношение к обозначени­ям на рисунке (например, название осей графиков, характер разметки элементов рисунка и т. п.); этот элемент не является обязательным.

Нумерация рисунков и таблиц осуществляется отдельно.

Пример подрисуночной подписи:

 

Рис. 00. Ххххххххххххххххх ххxxxxxxxxxx.

Ххххх xxxxxxxxx хххх хххххх.

Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроиз­ведение (ксерокопирование, микрофильмирование и т. п.). Вполне при­емлемы рисунки в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, но злоупотреблять последним не стоит, поскольку при монохромном копировании часть информации из-за одинаковой плотности разных цветов может потеряться.

Таблицы и рисунки, вынесенные в приложение, нумеруются от­дельно. Ссылка на них в тексте будет выглядеть: «см. Приложение 1, рис. 1.2.»

Если таблица заимствована или рассчитана по данным журналь­ной периодики или другого литературного источника, делается обяза­тельная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

Приложения являются продолжением ВКР, т.е. размещаются на последних его страницах.

Каждое из них должно начинаться с нового листа (страницы) со словом «Приложение» в правом верхнем углу и номера арабскими цифрами (без знака №). Далее, строкой ниже следует центрированный заголовок приложения, а после пропуска строки - содержание прило­жения (текст, таблица и т.п.).

Если в работе имеется более одного приложения, их нумеруют последовательно, например Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разде­лен на разделы и подразделы, нумеруемые аналогично главам.

Многочисленные таблицы и иллюстрации помещаемые в прило­жении, нумеруют в пределах каждого приложения. Для удобства поис­ка и различения таблиц в приложениях от таблиц основного текста дип­лома, допускается вводить в нумерацию первых дополнительную букву «П». В таких случаях номер таблицы в приложении и ссылка на нее в тексте будет выглядеть следующим образом: Таблица П. 1.2. (второй ри­сунок первого приложения).

Отражение приложения в содержании ВКР имеет форму само­стоятельной рубрики с полным названием каждого приложения и но­мера с границы (см. выше).

 

На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные при написании ВКР, на заим­ствованные рисунки, таблицы и графики должны быть ссылки в тексте, отсылающие читателя к списку использованной литературы, публику­емому в конце работы. Заимствование текста чужих произведений без ссылки на них не допускается и может служить основанием для снятия работы с защиты.

Существует два основных способа оформления ссылок, оба из ко­торых целесообразно применять только после того, как станет ясно, что никаких изменений в тексте литературного обзора и других разде­лов уже делать не надо. Таким образом, оформление ссылок - один из окончательных этапов оформления ВКР.

1. Для ссылки используется порядковый номер источника в списке литературы, заключаемый в квадратные скобки. Например:

Л. С. Выготский [6] и Б. Г. Ананьев [2] считают, что…

Ряд авторов [9, 15, 37, 39] независимо друг от друга пришли к выводу о том, что…

Считается что иероглифы преимущественно обрабатываются правым, а алфавитное письмо - левым полушарием [14,46].

 

Особо важные или оригинальные мысли цитируемого ученого целесообразно давать авторским текстом, заключая его в кавычки. После него рядом с номером по списку литературы после запятой необходимо приводить и номер страницы, с которой данная цитата была позаимствована. Например:

 

В. С. Тюхтин высказывается еще более определенно: «Активный характер психической деятельности, идеальная форма отражения и индивидуальные особенности деятельности субъекта — этии три признака определяют позитивный смысл субъективного» [14. с 100].

«Для того чтобы перейти от действия к операции, - пишет Ж. Пиаже. – необходимо, чтобы действие было обратимым» [38, с 177]

 

Приведенный способ оформления ссылок достаточно компактен, но имеет существенный недостаток. Если возникает необходимость ввести в литературный обзор (и в пронумерованный список литерату­ры) нового автора или новую работу уже цитированного автора, либо, напротив, изъять лишнюю, то приходится пересматривать всю нуме­рацию ссылок в ВКР.

2. Для ссылки используется фамилия автора (с предшествующими инициалами), сопровождаемая годом публикации цитируемой рабо­ты. В зависимости от контекста либо и фамилия и год, либо только год заключаются в круглые или квадратные скобки. Подобный способ «предъявления» цитированных авторов несколько загромождает текст, но более приемлем в случаях, когда студент не уверен в количественном составе источников. Кроме того, сразу видно, на работы каких авторов и каких лет студент в основном ссылается. Например:

 

В рамках дистимических или дисфорических состоянии отмечается появление периодов тоскливого настроения, аффектов, злобы, ранимости (М. О. Гуревич, 1948: Г.Е. Сухарева. 1955: М. П. Подобед 1967, В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева. 1999 и др.).

Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах Н. А. Бернштейна (1935), О. А. Асратяна (1953), Г. И. Полякова (1959), П. К. Анохина и его научной школы (1968).

«В каждом возрастном периоде отдельные системы долж­ны находиться в определенной степени зрелости, иначе не про­изойдет полного слияния систем в единый ансамбль» [Л. О. Бадалян. 1983. с. 213].

 

Выбрав один из способов оформления, его следует строго придер­живаться на протяжении всей работы.

Названия иностранных книг в тексте работы даются в русском пе­реводе, названия зарубежных газет, журналов не переводятся и пишут­ся в оригинальной транскрипции. Фамилии общеизвестных иностран­ных ученых, таких, как Ньютон, Эйнштейн или Пиаже можно писать по-русски, но малоизвестные фамилии при первом упоминании в тек­сте даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской. На­пример: «По Г. Шмидту (Н. Schmidt, 2000),...».

При нескольких одновременных ссылках, они делаются сначала на русскоязычные работы в хронологическом порядке, а затем на иност­ранные - тоже начиная с более ранних и заканчивая более поздними. Если по смыслу исследования ВКР нет необходимости специально подчеркивать многочисленность работ по той или иной теме, то в тексте следует избегать одновременных ссылок на многих авторов. Если это действительно оригинальные данные, то при разных обстоятельствах их могли установить вряд ли более двух—трех иссле­дователей, а если это широко известные факты, то их допустимо приво­дить вообще без ссылки на источник.

Если используется цитата, взятая не из первоисточника, а из другого документа (позаимствована у другого цитирующего автора), то ссылку, в зависимости от выбранного способа ее оформления, следует заканчи­вать словами: «[ цит. по 00, с. 00]» или «(цит. по X. X. Хххххххх, 2000, с. 00)».

 

Список использованной литературы — обязательный и раздел выпускной квалификационной работы, который характеризует уровень знакомства с совре­менным состоянием проблемы, над которой студент работает. В него вклю­чаются все печатные издания (книги, статьи, материалы конференций, энциклопедии, нормативные акты и документы и др.), а также неопубли­кованные (на правах рукописи, как например, тексты чьих-то диссерта­ций) материалы, которыми вы пользовались при выполнении работы.

Это значит, что при подготовке списка необходимо избегать двух ошибок: включать в него источники, на которые нет ссылок в тексте работы и, напротив, приводить в тексте ссылки или цитаты, не имею­щие адреса в списке.

К оформлению списка литературы предъявляются строгие требо­вания, полностью сформулированные в ГОСТе 7.1.84 «Библиографи­ческое описание документа» с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1991). Рассмотрим самые общие из этих требований.

Во-первых, все документы списка должны быть определенным образом сгруппированы. Наиболее распространенным вариантом группировки является такой, при котором описания книг и статей рас­полагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и ста­тей. Вначале списка идут источники на русском языке, в конце - на иностранных (в порядке уже латинского алфавита).

Для обеспечения «алфавитности» в списке литературы, соответ­ствующий источник должен начинаться с фамилии автора, после кото­рой следуют его инициалы, а не наоборот (например: Иванов А. Н., а не А. Н. Иванов.). Довольно часто встречаются случаи, когда в списке литературы приводятся несколько работ одного и того же автора. В подобных случаях упорядочение их в списке производится в хроноло­гическом порядке - сперва более ранние, затем - более поздние. Если возникла ситуация, когда студент ссылается на две работы одного автора, одна из которых написана им индивидуально, а другая в соавторстве, то первой в списке должна стоять индивидуальная работа.

Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов (например, сперва Иванов А. Б… за­тем Иванов А. П.).

Из общеалфавитного порядка списка выпадают лишь официаль­ные и нормативные документы (Законы, Указы, Постановления), кото­рые рекомендуется давать в начале списка.

Во-вторых, библиографическое описание источника, на который вы ссылаетесь в дипломе, по правилам должно состоять из нескольких элементов (фамилия и инициалы автора, название работы, место изда­ния, название издательства, год издания, количество страниц и ряд дру­гих), условно разделяемых пробелами, тире, запятыми, двоеточиями, точками, точками с запятой и одиночными или двойными косыми чер­тами. После печатных разделительных знаков должны стоять пробелы.

Не вдаваясь в подробности этих правил, приведем несколько при­меров наиболее распространенных библиографических описаний.

Монография

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психи­ческих процессов. - М.: Смысл. 1998. - 685 с.

Переизданная монография

Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд.. перераб. – М.: Мысль. 1989. - 575 с.

Переведенная монография

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у чело­века (введение в психологию): Пер. с англ. / Нод ред. А. Р. Лурия.- М.: Мир. 1974. - 561 с.

Статья в периодическом издании

Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1965. – Т. 65. № 12.-С. 1777—1779.

Статья из тематического сборника

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегод­ня /Под ред. Е. Д. Хомской.- М.: Изд. МГУ. 1995. С. 154—160.

или

Мельник И. М. Влияние общения на характер воспроизве­дения в кратковременной памяти // Kaтегории, принципы, ме­тоды психологии. Психические процессы: Материалы VI съез­да Общества психологов СССР-М., 1983.-Ч. 2.-С. 462—163.

Методические документы

Шкала для психологической диагностики уровня невро­тической астенизации (УНА). Методические рекомендации / Вассерман Л. И.. Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Исурина Г. Л., Кар­пова Э. Б., Малкова Л. Д., Сергеев В. А., Губанова И. В. - СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева -1988.-18 с.

[Обратите внимание - для всех библиографических описа­ний - если авторов четверо и более, то их фамилии пишутся после названия работы].

или

С тепанов А.Н, Соломин И.Л, Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости.- СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга. Комитет по занятости населения. -1994.-16 с.

Автореферат

Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дис.... докт. мед. наук. - Л., 1960.-28 с

Статья из энциклопедии

Фотьянов М. И. Сознание //БСЭ -3-е изд.- М.: Советс­кая энциклопедия, 1976.-Т. 24.-С. 129—131.

Статья из Интернета

Сазонов В. Ф., Ладохина И. Ю. Графическая симметрия в рисовании симметричной фигуры у первоклассников // Акту­альные вопросы функциональной межполушарной асиммет­рии: Материалы конференции. Часть 4 - М.:- НИИ мозга РАМН. - Б. г. - http://nii-mozga.narod.ru/ rnater3.html.

 

Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию докумен­тов, число которых в дипломной работе целесообразно ограничивать несколькими десятками. При этом общий объем списка не должен пре­вышать 5% объема рукописи. В конечном счете список литературы приобретает следующий формальный вид.

 

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания - М.: Наука. - 1977.-384с.

57. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение. – 1969. -317с.

58. Cescrwind N., Lewitsky M. Human brain left-right asymmetries in temporal speech region // Science. – 1968. – Vol. 161. – P. 186—187.

 

Окончание института или университета предполагает, что выпуск­ник выходит в большую жизнь грамотным человеком Элементарным индикатором этого качества будущего интеллигента и профессионала для членов ГАК является ваша дипломная работа. Борьба с внешними проявлениями собственной «письменной); безграмотности за после­дние десять лет существенно облегчилась распространением компью­терных технологий, в число которых входят специальные программы, обеспечивающие автоматическую проверку грамматики и орфогра­фии набираемых текстов. Имеется такая встроенная программа и в рекомендованном текстовом редакторе Microsoft Word.

Следует иметь в виду, что она очень хорошо «отлавливает» случай­ные опечатки и явные дефекты правописания, но «не узнает» те случаи когда опечатка приводит к замене одного слова на другое, тоже орфог­рафически правильное («полка» - «палка»), либо сигнализирует об ошибке, натолкнувшись на специфический для данной науки термин (в самом термине тоже может быть допущена ошибка) и многие фамилии

Поэтому компьютерную проверку подготовленного текста следу­ет считать лишь первым шагом подготовки ВКР. Практика показы­вает, что орфографические, грамматические, оформительские и сти­листические ошибки самим автором после продолжительной работы над текстом не замечаются Оптимальным вариантом является такой, при котором ваш текст перед передачей научному руководителю кро­ме вас прочитывает какой-то независимый редактор или просто гра­мотный человек, способный уловить слабые места, несуразности, за­метить ошибки или даже почувствовать смысловые противоречия

Задачи дипломника в этот период подготовки текста:

- проверить орфографию вообще и орфографию терминов,

- проверить правильность написания фамилий цитируемых авторов, избавиться от вульгаризмов, слэнга, иногда применяемых в бы­товой речи,

- избавиться от лишних слов, загромождающих текст,

- заменить одинаковые или однокоренные слова в одном предложе­нии или в соседних предложениях адекватными синонимами (вместо повторяющеюся «выявили» - «установили» или «обнаружили» и т. п.),

- отследить и избавиться от тавтологий - одних и тех же мыслей, повторяемых разными словами,

- разделить громоздкие предложения на несколько более кратких и понятных при первом прочтении,

- отследить правильность соотнесения придаточных предложений;

- избавиться (за редким исключением) от цитированных цитат;

- заменить в ссылках ранние работы авторов на более поздние (при наличии).

Не допускается:

- применять для одного и того же понятия различные научные термины;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующих государственным стандартам или специально оговоренных в дипломной работе; при первой встрече в тексте аббревиатуры, рядом с ней в скобках необходимо приводить ее полную расшифровку, либо, наоборот, после специального словосоче­тания давать в скобках его аббревиатуру, которая в дальнейшем будет его эквивалентом в тексте, например: «.. ПЛО (профиль латеральной орга­низации)... «или «.. детский церебральный паралич (ДЦП)...»;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначе­ний, входящих в формулы и рисунки;

- применять в тексте дипломной работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) математический знак минус (-) перед отрицатель­ными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять без числовых значений математические знаки, напри­мер > (больше). < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер) и % (процент);

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Например:

 

«Средний рост восьми обследованных девочек составил 152,4 мм, а 27 обследованных мальчиков - 167,2 мм»

«В данной методике используется три шкалы, каждая с диапазоном в 10 баллов»

 

Опыт «работы над ошибками» дипломников предыдущих поколе­ний позволяет обратить внимание на следующие конкретные обстоя­тельства оформления текста.

Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся:

- в конце заголовков и в подписях таблиц (в конце подрисуночных подписей точка ставится);

- в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназна­чена запятая [2,17]).

Кавычки следует использовать только угловые [«»]. Обычные ка­вычки [² ²] используются только в английских текстах.

Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки по-другому) Дефис никогда не отделяйся пробелами. От дефиса отличается знак тире - знак препинания, используемый в предложениях Тире всегда отбива­ется пробелами но не переносится так чтобы с него начиналась новая строка

Пробел используется для отделения единиц измерения от числа [127м] для разделения порядков в больших числах [10 000км] при этом следует следить, чтобы из-за этого не возникало переносов части этих целостных элементов на другую строку

- Пробелом не отделяются от чисел знаки процентов [99%], граду­сов

[21°] и показатели степени [6 ].

- Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок [(эти данные многочисленных экспериментов)].

- После знака № пробел следует ставить [№ 9].

- В текстовом редакторе Word не следует отбивать красную стро­ку (а также центрировать заголовки) пробелами или с помощью табу­ляции. Для этой цели в большинстве версий редактора служат опции «Формат - Абзац - Отступы и интервалы» или их аналоги.

- После любого знака препинания и в тексте диплома и в списке литературы ставится пробел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.