КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура защиты
Процедура защиты ВКР является своеобразным апофеозом всей проделанной студентом за годы пребывания в университете учебной и исследовательской деятельности. Отношение к этому моменту должно быть самое серьезное и требует весьма вдумчивой подготовки и времени. Вместе с тем надо отдавать себе отчет, что зашита ВКР состоит из двух взаимодополняющих «слоев». Первый из них связан с возможностью предложить членам ГАК интересное по задачам и великолепно реализованное по содержанию исследование, а второй - с формой «исполнения» защиты как своеобразного сценического действа, в котором роль выпускника строго регламентирована по поведению и по тексту. Опыт наблюдения за защитами ВКР показывает, что пренебрежение формой защиты, ее внешней стороной, порой может приводить к нареканиям и снижению оценки даже очень приличных по содержанию исследований. С другой стороны, не редки случаи, когда скромная по внутреннему потенциалу работа, будучи искусно озвученной и уверенно защищенной, позволяла получить соискателю самые желаемые результаты. Конечно, если работа откровенно слабая, то никакое самое яркое выступление на защите не спасет ситуацию. Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Принципиальная схема зашиты, которая может незначительно варьироваться, примерно такова: - выпускник излагает содержание выполненного им исследования; - задаются вопросы, возникшие у членов ГАК или у любого присутствующего на защите, при этом вопросы могут иметь отношение к конкретному содержанию представленного доклада, к сопровождающим иллюстрациям и к теоретическим взглядам в рассматриваемой области;
- выпускник кратко и по существу отвечает на поставленные вопросы (по усмотрению председателя комиссии или по просьбе защищающегося ответ может следовать либо сразу после вопроса, либо сперва задаются все вопросы, после чего, предварительно записав их, выпускник последовательно на них отвечает); - зачитывается отзыв руководителя и рецензия; - выпускник отвечает на замечания, сделанные в отзыве и рецензии; - по всем предложенным материалам могут выступить присутствующие на защите руководитель, рецензент и другие лица; - по результатам защиты, на закрытом заседании ГАК выносит решение об оценке ВКР и о присуждении выпускнику искомой квалификации. Смысловым стержнем, вокруг которого выстраивается защита, является доклад выпускника, который должен быть рассчитан примерно на 5-10 минут. Это время должно предусматривать не только зачтение текста, но и отвлечения, связанные с обращением к иллюстративному материалу и пояснениями к нему. Для того, чтобы уложиться в указанный временной отрезок, еще в период подготовки необходимо точно выверить - какое количество страниц (или знаков) выпускник способен со средней скоростью (без волнения, не тараторя и не «спотыкаясь» на сложных словосочетаниях) прочитать вслух за эти 5-10 минут. Полученный объем текста и должен стать базовым для будущего доклада. Доклад должен исходить из существа выполненного исследования, то есть из него должны четко вытекать необходимость проделанной работы, ее результаты, их аргументированность и интерпретация. Доклад должен быть в меру лаконичным, без «лирических отступлений» и вместе с тем достаточно информативным, чтобы не вызывать у членов ГАК и присутствующих на защите многочисленных уточняющих вопросов. Но нельзя уходить и в другую крайность -типичной ошибкой является попытка во что бы то ни стало вместить в доклад все данные, полученные в процессе работы.
Доклад в своей содержательной части - это конспект ВКР, причем в этом конспекте в достаточно полном виде должны быть представлены материалы Введения и Заключения, а между ними - подвергнутые тщательной селекции материалы основных глав. В соответствии с содержанием доклада подготавливаются иллюстрации, которые не только облегчают присутствующим восприятие части сложной информации, но и улучшают общее впечатление от выступления. Иллюстраций не должно быть много (2—5) и, как правило, это либо плакаты с таблицами и графиками (стандартные листы ватмана), либо слайды или прозрачные пленки, требующие для своей демонстрации специальной аппаратуры и экрана. Все иллюстрации должны иметь достаточные размеры, величину букв и цифр, жирность линий, поля, оптимальное расстояние между строками, чтобы текст можно было прочесть даже сидящему в последнем ряду. Для написания цифр и букв на бумаге целесообразно использовать стандартные трафареты, имеющиеся в продаже. Если есть возможность, то клетки таблиц можно заполнять вырезанными и аккуратно подклеенными цифрами и знаками, исполненными на струйных или лазерных принтерах. Попытку вместить слишком много информации на одном плакате следует признать неудачной. Также неудачной является попытка продемонстрировать многочисленные сдайды, которые для слушателей при быстром обновлении превращаются в калейдоскоп, недоступный для содержательного восприятия. А это, в свою очередь, вызывает раздражение. Сам доклад ни в коем случае не должен быть перегружен цифрами, оставлять их в тексте выступления нужно тишь в минимальном абсолютно необходимом количестве. Весь остальной цифровой материал, без которого невозможно обойтись, лучше выразить иллюстрирующими графиками и таблицами. Содержание доклада. выверенное по логике и стилю, в напечатанной форме представляется руководителю ВКР, который может по нему сделать свои замечания или внести в него свои исправления. Готовый доклад (в сборе) в качестве репетиции надо несколько раз прочитать вслух, желательно даже в той аудитории, где будет проходить защита, в присутствии научного руководителя и друзей-коллег. Это позволит, не только выучить его практически наизусть, но и отработать детали своего выступления, когда взять в руки указку (она должна быть приготовлена!), когда обратиться к плакату (чем и на чем он будет крепиться?), куда встать, чтобы не загораживать наглядный материал собой, обговорить условия с тем, кто будет показывать слайды (когда и по какой команде, кто будет включать и выключать свет и т. д.). Замечания, полученные на таких репетициях, позволят избежать грубых ошибок в будущем. Отработав многократно все элементы, вы будете чувствовать во время реальной защиты себя намного спокойнее, это придаст вам уверенность, а слушатели будут видеть, что вы свободно владеете материалом. Весьма полезным для знакомства с процедурой мероприятия является и посещение защит однокурсников, которые проходят раньше вашей.
Перед каждым защищающимся всегда стоит вопрос - учить доклад наизусть или зачитывать его с бумаги «от корки до корки». Обе крайности, хотя и по разным причинам, нежелательны. Свободно, последовательно, связно, грамотно и интонационно насыщенно проговорить на заданную тему в реальной жизни даже 5-10 минут могут далеко не все. Поэтому, прежде всего, выпускник должен представлять себе - по силам ему такая задача или лучше перестраховаться. Механическое заучивание при случайном забывании какого-то фрагмента часто приводит к тотальным сбоям в выступлении. Поэтому полный текст, лежащий перед глазами, должен гарантировать выпускника от подобных недоразумений. Плохо и безотрывное чтение, сразу наводящее па мысль, что студент просто не знает собственного материала или не владеет русским языком. Строгий стиль научных документов, к числу которых относится и ВКР, все же отличается от стиля устного доклада, в котором могут присутствовать известные «вольности», индивидуально окрашивающие предлагаемую информацию, расставляющие акценты в выигрышных для докладчика местах или допускающие сдержанную экспрессию.
Волнение на защите ВКР естественно, поэтому даже с учетом проведенных репетиции целесообразно в тексте доклада цветным фломастером или другим удобным способом сделать ясные пометки в тех местах, где нужно отвлечься от текста, повернуться лицом к членам ГАК, сделать эмоциональный акцент, указать на график и т. п. При подобных, обстоятельствах можно прибегнуть и к другим техническим и мнемотехническим приемам. Например, выучивание наизусть лишь первых несколько начальных слов каждого абзаца (в напечатанном тексте они подчеркиваются). Быстрый взгляд, брошенный лишь на первое слово, моментально позволяет вспомнить остальное, а потом можно вернуться взглядом к бумаге и оставшееся дочитать «с листа». Особую важность такое избирательное заучивание приобретает для фрагментов выступления, следующих сразу после обращения к иллюстративному материалу (обычно для показа графиков и таблиц приходится отходить от кафедры и отрываться от текста). Отдельного и особого внимания требует и текст комментариев к иллюстрациям. Затянувшаяся пауза после демонстрации выглядит неважно. Очень хорошо, если полностью отработанный текст в собственном исполнении выпускнику удастся записать на магнитофон и несколько раз его прослушать. Это, во-первых, позволит «взглянуть» на него со стороны, а во-вторых, и лучше запомнить. Текст выступления целесообразно напечатать несколько большим шрифтом, чем обычно (например, как в детских книжках). Надо иметь в виду, что он должен легко читаться, когда выпускник стоит перед напечатанными листами, положенными на обычный стол. Необходимо продумать вопрос о том, как придется находить нужный фрагмент текста после отрыва от него (фиксировать его пальцами, линейкой, полоской бумаги или положиться на быстроту зрительного поиска).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |