Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура защиты




 

Процедура защиты ВКР является своеобразным апофеозом всей проделанной студентом за годы пребывания в университете учебной и исследовательской деятельности. От­ношение к этому моменту должно быть самое серьезное и требует весьма вдумчивой подготовки и време­ни. Вместе с тем надо отдавать себе отчет, что зашита ВКР со­стоит из двух взаимодополняющих «слоев». Первый из них связан с возможностью предложить членам ГАК интересное по задачам и великолепно реализованное по содержанию исследование, а вто­рой - с формой «исполнения» защиты как своеобразного сцени­ческого действа, в котором роль выпускника строго регламентирована по поведению и по тексту.

Опыт наблюдения за защитами ВКР показывает, что пренебрежение формой защиты, ее внешней стороной, порой может приводить к нареканиям и снижению оценки даже очень приличных по содержанию исследований. С дру­гой стороны, не редки случаи, когда скромная по внутреннему потен­циалу работа, будучи искусно озвученной и уверенно защищенной, позволяла получить соискателю самые желаемые результаты. Конеч­но, если работа откровенно слабая, то никакое самое яркое выс­тупление на защите не спасет ситуацию.

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Принципиальная схема зашиты, которая может незначительно варьироваться, примерно такова:

- выпускник излагает содержание выполненного им исследо­вания;

- задаются вопросы, возникшие у членов ГАК или у любого присут­ствующего на защите, при этом вопросы могут иметь отношение к кон­кретному содержанию представленного доклада, к сопровождающим иллюстрациям и к теоретическим взглядам в рассматриваемой области;

- выпускник кратко и по существу отвечает на поставленные воп­росы (по усмотрению председателя комиссии или по просьбе защища­ющегося ответ может следовать либо сразу после вопроса, либо спер­ва задаются все вопросы, после чего, предварительно записав их, выпускник последовательно на них отвечает);

- зачитывается отзыв руководителя и рецензия;

- выпускник отвечает на замечания, сделанные в отзыве и рецензии;

- по всем предложенным материалам могут выступить присут­ствующие на защите руководитель, рецензент и другие лица;

- по результатам защиты, на закрытом заседании ГАК выносит решение об оценке ВКР и о присуждении выпускнику искомой квалификации.

Смысловым стержнем, вокруг которого выстраивается защита, является доклад выпускника, который должен быть рассчитан примерно на 5-10 минут. Это время должно предусматривать не только зачтение текста, но и отвлечения, связанные с обращением к иллюстративному мате­риалу и пояснениями к нему. Для того, чтобы уложиться в указанный временной отрезок, еще в период подготовки необходимо точно выве­рить - какое количество страниц (или знаков) выпускник способен со средней скоростью (без волнения, не тараторя и не «спотыкаясь» на сложных словосочетаниях) прочитать вслух за эти 5-10 минут. Полученный объем текста и должен стать базовым для будущего доклада.

Доклад должен исходить из существа выполненного исследования, то есть из него должны четко вытекать необходимость проделанной рабо­ты, ее результаты, их аргументированность и интерпретация. Доклад должен быть в меру лаконичным, без «лирических отступлений» и вместе с тем достаточно информативным, чтобы не вызывать у членов ГАК и присутствующих на защите многочисленных уточня­ющих вопросов. Но нельзя уходить и в другую крайность -типичной ошибкой является попытка во что бы то ни стало вместить в доклад все данные, полученные в процессе работы.

Доклад в своей содержательной части - это конспект ВКР, причем в этом конспекте в достаточно полном виде должны быть представлены материалы Введения и Заключения, а меж­ду ними - подвергнутые тщательной селекции материалы основных глав. В соответствии с содержанием доклада подготавливаются иллюст­рации, которые не только облегчают присутствующим восприятие ча­сти сложной информации, но и улучшают общее впечатление от выс­тупления. Иллюстраций не должно быть много (2—5) и, как правило, это либо плакаты с таблицами и графиками (стандартные листы ватма­на), либо слайды или прозрачные пленки, требующие для своей демон­страции специальной аппаратуры и экрана.

Все иллюстрации должны иметь достаточные раз­меры, величину букв и цифр, жирность линий, поля, оптимальное рас­стояние между строками, чтобы текст можно было прочесть даже си­дящему в последнем ряду. Для написания цифр и букв на бумаге целесообразно использовать стандартные трафареты, имеющиеся в продаже. Если есть возможность, то клетки таблиц можно заполнять вырезанными и аккуратно подклеенными цифрами и знаками, испол­ненными на струйных или лазерных принтерах.

Попытку вместить слишком много информации на одном плакате следует признать неудачной. Также неудачной является попытка про­демонстрировать многочисленные сдайды, которые для слушателей при быстром обновлении превращаются в калейдоскоп, недоступный для содержательного восприятия. А это, в свою очередь, вызывает раз­дражение.

Сам доклад ни в коем случае не должен быть перегружен цифра­ми, оставлять их в тексте выступления нужно тишь в минимальном абсолютно необходимом количестве. Весь остальной цифровой мате­риал, без которого невозможно обойтись, лучше выразить иллюстри­рующими графиками и таблицами.

Содержание доклада. выверенное по логике и стилю, в напечатанной форме представляется руководителю ВКР, который может по нему сделать свои замечания или внести в него свои исправления.

Готовый доклад (в сборе) в качестве репетиции надо несколь­ко раз прочитать вслух, желательно даже в той аудитории, где будет про­ходить защита, в присутствии научного руководителя и друзей-коллег. Это позволит, не только выучить его практически наизусть, но и отработать детали своего выступления, когда взять в руки указку (она должна быть приготовлена!), когда обратиться к плакату (чем и на чем он будет крепиться?), куда встать, чтобы не загора­живать наглядный материал собой, обговорить условия с тем, кто будет показывать слайды (когда и по какой команде, кто будет включать и вык­лючать свет и т. д.). Замечания, полученные на таких репетициях, позво­лят избежать грубых ошибок в будущем. Отработав многократно все элементы, вы будете чувствовать во время реальной защиты себя на­много спокойнее, это придаст вам уверенность, а слушатели будут ви­деть, что вы свободно владеете материалом. Весьма полезным для знакомства с процедурой мероприятия является и посещение защит однокурсников, которые проходят раньше вашей.

Перед каждым защищающимся всегда стоит вопрос - учить док­лад наизусть или зачитывать его с бумаги «от корки до корки». Обе крайности, хотя и по разным причинам, нежелательны. Свободно, пос­ледовательно, связно, грамотно и интонационно насыщенно прогово­рить на заданную тему в реальной жизни даже 5-10 минут могут далеко не все. Поэтому, прежде всего, выпускник должен представлять себе - по силам ему такая задача или лучше перестраховаться. Механичес­кое заучивание при случайном забывании какого-то фрагмента часто приводит к тотальным сбоям в выступлении. Поэтому полный текст, лежащий перед глазами, должен гарантировать выпускника от подобных недо­разумений.

Плохо и безотрывное чтение, сразу наводящее па мысль, что студент просто не знает собственного материала или не владеет русским языком. Строгий стиль научных документов, к числу которых относится и ВКР, все же отличается от стиля устного доклада, в котором могут присутствовать известные «вольности», ин­дивидуально окрашивающие предлагаемую информацию, расставля­ющие акценты в выигрышных для докладчика местах или допускающие сдержанную экспрессию.

Волнение на защите ВКР естественно, поэтому даже с учетом проведенных репетиции целесообразно в тексте доклада цветным фло­мастером или другим удобным способом сделать ясные по­метки в тех местах, где нужно отвлечься от текста, повернуться лицом к членам ГАК, сделать эмоциональный акцент, указать на график и т. п.

При подобных, обстоятельствах можно прибегнуть и к другим техническим и мнемотехническим приемам. Например, выучивание наизусть лишь первых несколько начальных слов каждого абзаца (в напечатанном тексте они подчеркиваются). Быстрый взгляд, брошенный лишь на первое слово, моментально позволяет вспомнить остальное, а потом можно вернуться взглядом к бумаге и оставшееся дочитать «с листа». Особую важность такое избирательное заучивание приобретает для фрагментов выступления, следующих сразу после обращения к иллюстративному материалу (обычно для показа графи­ков и таблиц приходится отходить от кафедры и отрываться от текста). Отдельного и особого внимания требует и текст комментариев к иллю­страциям. Затянувшаяся пауза после демонстрации выглядит неважно.

Очень хорошо, если полностью отработанный текст в собствен­ном исполнении выпускнику удастся записать на магнитофон и несколько раз его прослушать. Это, во-первых, позволит «взглянуть» на него со сто­роны, а во-вторых, и лучше запомнить.

Текст выступления целесообразно напечатать несколько большим шрифтом, чем обычно (например, как в детских книжках). Надо иметь в виду, что он должен легко читаться, когда выпускник стоит перед напечатан­ными листами, положенными на обычный стол. Необходимо продумать вопрос о том, как придется находить нужный фрагмент текста после отрыва от него (фиксировать его пальцами, линейкой, полоской бумаги или по­ложиться на быстроту зрительного поиска).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.