Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К лабораторным занятиям 1 страница




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗНИЯ

по нервной, сердечно-сосудистой,

кроветворной, иммунной, эндокринной системам

для студентов

лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

 

Хабаровск

 

ВВЕДЕНИЕ

Содержанием частной гистологии является изучение развития, микроскопического строения и функционирования органов и систем органов е учетом органных особенностей строения тканей, входящих в их состав.

Каждый орган оформлен анатомически и гистологически. Ткани в различных органах образуют определенные, характерные для него или для группы органов сочетания. Например, пищеварительный канал имеет на всем протяжении одинаковый общий план строения, но раз­ные его отделы отличаются морфологически, что обусловлено их по­ложением в системе и выполняемой функциёй.

Морфологически выделяются два основных типа органов. В од­них органах ткани залегают послойно. К ним относятся все трубчатые органы и кожный покров. Каждый слой (пластинка) образован од­нородным по составу и направлению тканевыми элементами. Пластинчатое строение имеют как основные функциональные элементы – эпителиальный покров, мышечная ткань, так и строма - рыхлая волокнистая соединительная ткань. Слои объединяются в комплексы, называемые оболочками. В стенке любого трубчатого органа, как правило, три оболочки - внутренняя, средняя и наружная, имеющие разное строение (и различное наименование).

Второй тип строения характерен для желез с внешней и внут­ренней секрецией, почек, гонад и других органов. Здесь выделяют две основные части - паренхиму и строму. Паренхима - это часть органа, определяющая его специфическую функцию. Она может быть представлена разными тканями: эпителиальной (в большинстве желез), нервной (органы нервной системы), соединительной (в сухожилии), мышечной (в скелетных мышцах). Строма - соединительная ткань с кровеносными сосудами и нервами, которая пронизывает всю массу ор­гана, а также покрывает орган снаружи в виде капсулы.

При изучении органов следует уделить внимание основным мop­фологическим элементам, определяющих их функции. Иначе говоря, необходимо усвоить, из функций каких микроструктур слагаются функции органов. Необходимо также обратить внимание на расположение и строение сосудов и нервов, обеспечивающих трофику и регуляцию работы органа.

Знание этих компонентов необходимы для понимания гистофизиологии ряда органов (ЦНС, селезенка, печень, почка, гипоталамус гипофиз и др.). Более того, в ряде органов удается обнаружить осо­бый характер взаимосвязей паренхимы и стромы, получивших название структурно-функциональных единиц (в почке,печени, легких, щитовидной железе и др.).

С частной гистологией тесно связано изучение развития органов. Знание органогенеза представляет не только академический интерес, во позволяет глубже понять принципы строения органов в норме, меха- низмы возникновения аномалий развития, с которыми часто встречают­ся практические врачи.

Таким образом, правильные представления о гистологических ст­руктурах достигаются при изучении в диалектическом единстве их

строения, развития и функции.

Успешное усвоение частной гистологии возможно при постоянной и регулярной проработке учебного материала. С учетом того, что пе­рерыв между семестрами очень продолжителен, для успешного изучения частной гистологии необходимо повторять материал предыдущего семестра: цитологию, эмбриологию и, особенно, общую гистологию. Такой под­ход не только делает звания более глубокими, но и облегчает изуче­ние текущего материала. для проверки усвоения материала и его зак­репления, в семестре будут предложены две контрольные работы и диаг­ностика препаратов.

Отметка в зачётной киижке «Зачтено» выставляется при выполне­нии всего объема лабораторных работ и отсутствии задолженностей. На экзамене студент должен показать знание теоретических вопросов (по утвержденному ГУУЗом МЭ СССР перечню) и практических навыков по гистологическим препаратам и электронограмм (подробней с ме­тодикой экзаменов ознакомьтесь в конце.

 

 

ЗАНЯТИЕ 16

 

ТЕМА: СИСТЕМА СПИННОГО МОЗГА.

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Нервная система является высшей интегрирующей системой организма, обеспечивающей его единство и целостность, связь с внешней средой. Элементарным актом деятельности нервной системы является рефлекс, а рефлекторная дуга является структурно функциональной единицей нервной системы.

Знание взаимосвязей в системе спинного мозга необходимо для понимания развития патологических процессов с потерей чувстви-тельности, движений и вегетативных расстройств, правильного примене­ния врачом нейротропных веществ.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

В результате изучения теоретического материла гистологичес-

ких препаратов необходимо уметь:

2.1. На гистологическом препарате, таблице найти отделы белого и серого вещества спинного мозга, объяснить их морфологические отличия

2.2. Назвать и показать ядра серого вещества, объяснить функцию составляющих их нейроцитов (классификация нейроцитов спин- ного мозга, показать проводящие пути белого вещества.

2.3. Различать передний, задний корошки, периферический нерв, а также нейроциты, нейроглию и соединительнотканные структуры

2.4. Уметь нарисовать схему соматической рефлекторной дуги, с подробным объяснением её составных компонентов, объяснить межсегментарные связи спинного мозга (собственный аппарат).

2.5. Уметь отличать оболочки периферического нерва.

 

3.САМОПОДГЛТОВКА.

3.1. Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1. Подразделение нервной системы на центральный отдел и пе- риферический, соматическую и вегетативную нервные системы.

3.I.2. Нейрональный состав рефлекторной дуги, место локализации каждого нейроцита, виды нервных окончаний в рефлекторной дуге.

3.1.3. Подразделение серого вещества спинного мозга на рога и зоны, локализацию основных ядер.

3.1.4.Классификацию нейроцитов серого вещества,

3.1.5. Строение белого вещества спинного мозга, происхождение и ло- кализацию восходящих к головному мозгу и нисходящих прово­дящих путей.

3.1.6.Строение спинномозгового узла, взаимоотношения между нейро- цитами, глиальными и соединительнотканными компонентами, связи ложноуниполярного нейроцита с головным и спинным мозгом.

3.1.7.Строение периферического верна.

3.1.8.Схему соматической рефлекторной дуги с подробными обозначе- ниями.

Иметь представление:

З.1,9. О гистогенезе спинного мозга и ганглиев.

3.1.10.О собственном аппарате спинного мозга.

3.1.11.О вегетативной рефлекторной дуге.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний:

3.2. Из предшествующих занятий по нервной ткани: классификация нейроцитов, нервные волокна, нервные окончания.

3.2.2.Из курса анатомии: знание отделов нервной системы, строение

спинного мозга.

3. 2.3. Новый материал: учебник «Гистологмя» гл.1З,стр.2б2-2б8, конспект лекций. Дополнительная литература: журнальные статьи по списку кафедры.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКА3АНИНЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ

ПРЕПАРАТАМ.

4.1. Спинной мозг (импрегнация серебром по Кахалю). При малом увеличении найти белое (1), сepoe (2) вещество. В сером ве­ществе рассмотреть рога и поставить передним рогом (3 ), более массивным к себе, а задним (4) - от себя. Зарисовать контурно обе половины мозга. Одну из половин рисунка превратить в схему и на ней в сером веществе провести линии, разграничивающие передние и задние рога от промежуточной зоны (5), расположенной на уровне центрального канала и серых спаек (передней и задней). В задних рогах выделить краевую зону (6), губчатый слой (7), желатинозное вещество (8). В белом веществе отметить передние (9), задние (10) и боковые (11) столбы. С большим увеличением найти в белом веществе поперечные сечения миелиновых нервных волокон (12),а в сером веществе мультиполярные нейроциты, лежащие скоплениями, называемыми ядрами. На второй (гистологической) половине ри­сунка изобразить в сером веществе ядра, соответственно их локализации в передних, задних рогах и промежуточной зоне. В передних рогах найти две группы ядер: медиальную (13) и латеральную (14), представленных крупными двигательными нейроцитами. На некоторых препаратах в передних рогах выявляет- ся срединная группа ядер (15). В задних рогах рассмотреть и зарисовать два ядра: в медиальной части задних рогов - дорсальное ядро (Кларка — 16) и в центре - собственное ядро заднего рога (17). В промежуточной зоне ближе к центрально­му каналу расположено медиальное промежуточное ядро (18), а ближе кбоковым столбам белого вещества - латеральное промежуточное ядро (19), называемое также вегетативным или бо­ковым ядром.

В обозначениях к рисунку самостоятельно отметить, какие ядра представлены пучковыми клетками, а какие - корешковыми.

4.2. Спинномозговой узел (окраска гематоксилином и эозином).При малом увеличении видны срезы нервных корешков: переднего (1)

и заднего (2), сливающихся в периферический нерв (3). Ганглий (4) расположен по ходу заднего корешка. Рассмотреть строение ганглия. Найти соединительнотканную капсулу (5).Округлые нервные клетки располагаются группами преимущественно на периферии ганглия. Центральная часть узла, оба корешка и периферический (смешанный) нерв представлены миелиновыми нервными волокнами (6). При большом увеличении рас­смотреть структуру нервной клетки, одевающую её соединительнотканную капсулу (7,В капсуле видны ядра фиброцитов (8) вытянутой формы. Между соединительнотканной капсулой и те­лом нервной клетки видны ядра мантийных глиоцитов (9),имеющих округлую форму. Самостоятельно обозначить, какие нейроциты (10) представлены в ганглии (по количеству отростков и по функции).

4.3.Гlоперечное сечение нерва (окраска осмиевая кислота и эозин). При малом увеличении видно, что нерв состоит из нерв­ных стволиков (1) разной толщины, имеющих на поперечном сечении округлую форму, каждый нервный стволик окружён своей оболочкой из пластинчатой соединительной ткани - периневрием (2). От периневрия внутрь нервных стволиков отходят свет­лые прослойки соединительной ткани, которые образуют эндоневрий (3).

Всенервные стволики окружены рыхлой волокнистей соединительной тканью, содержащей кровеносные сосуды, липоциты - это эпиневрий (4). При большом увеличении в нервных стволиках видны нервные волокна (5), имеющие на поперечном сечении вид колец, в которых осевой цилиндр (6) кажется оптически пустым, а миелиновая оболочка (7) окрашена осмием в чёрный цвет.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

 

4.4. Развитие спинного мозга и спинального ганглия.

4.5. Спинной мозг. Ядро промежуточной зоны. Окр. по Вейгерту.

4.6. Спинной мозг. Вегетативное ядро. Окр. серебром пo Кахалю.

4.7. Спинномозговой узел. Окр. гематоксилином и эозином.

4.8. Узел тройничного нерва. Окр. азотным серебром по Лаврову.

4.9. Поперечное сечение нерва. Эндоневрий. Окр. эозин-осмиевая кис­лота.

 

5.КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

5.1. Какие нейроциты по морфологии характерны для серого вещест­ва спинного мозга?

5.2. Какие нейроциты по морфологии и по функции находятся в спинномозговых узлах?

5.3. Отростками каких клеток представлен периферический нерв?

5.4. Нейритами каких клеток образованы задние столбы белого ве- щества спинного мозга?

5.5. Какие нарушения возникнут у больного при перерезке задних корешков спинного мозга? Передних корешков?

5.6. На какую из З-х оболочек периферического верна можно нало- жить хирургический шов в случае перерезки нерва? Почему?

 

 

ЗАНЯТИЕ 17

 

ТЕМА: ГОЛОВНОЙ МОЗГ. КОРА БОЛЬ­ШИХ ПОЛУШАРИЙ И

МОЗЖЕЧОК. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Высший отдел центральной нервной системы - головной мозг со держит огромное число нейроцитов, отличающихся полиморфизмом и многообразием межнейрональных связей. В его цито- и миелоархитектонике выделяются два типа. Первый, уже известный пo строению спинного мозга, ядерный тип, характерен для многочисленных скоплений се­рого вещества, лежащих в глубине мозга, второму, экранному или плащевому типу, относятся кора большого мозга и мозжечка. На данном занятии предстоит изучить цито-, миелоархитектонику и межнейрональные связи в этих органах. Рассматривается также строение автономно­го (вегетативного) отдела нервной системы, периферические ганглии которых принадлежат к диффузному типу нервных центров.

Знания гистофизиологии данных отделов нервной системы по-

служат базисом для углубленного их изучения в курсах физиологии, фармакологии, невропатологии, психиатрии и др. дисциплин.

 

2. ЦЕЛИ ЗАHЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологи- ческих препаратов студент должен уметь:

2.1.Отличать кору большого мозга и мозжечка от других отделов Центральной нервной системы.

2.2.Находить в них клеточные слои и различать виды нейроцитов.

2. 3. Показать на схемах интернейрональные связи в мозжечке и его связи с другими отделами нервной системы.

2.4. Отличать ганглии вегетативной нервной системы от чувствительных узлов, знать характеристику их нейроцитов.

2.5. Показать на схемах проводящие пути и нервные центры симпатического и парасимпатического отделов В.Н.С.

 

3. САМОПОДГОТОВКА.

3.1. Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1. Классификацию нервных центров (привести примеры)

3.1.2.Типы нейроцитов большого мозга, в том числе самый характер­ный из них - пирамидный нейроцит.

3.1.3. Цитоархитектонику и миелоархитектонику серого вещества ко­ры большого мозга.

3.1.4. Цито- и миелоархитектонику коры мозжечка.

3.I.5. Типы нейроцитов коры мозжечка, их межнейрональные связи (поперёк и вдоль извилин).

3.I.6. Афферентные и эфферентные волокна мозжечка и связи по ним с другими отделами нервной системы.

3.1.7. Глиальный состав коры большого мозга и мозжечка.

3.1.8.Расположение нервных центров и ганглиев симпатического и парасимпатического отделов В.Н.С.

3.1.9.Морфологическую и функциональную характеристику нейроцитов в ганглиях вегетативной нервной системы (по Догелю)

Иметь представление:

3.1.10.О гранулярном и агранулярном типах коры большого мозга и его цитоархитектонических полях.

3.1.11. О миелоархитектонике белого вещества большого мозга.

3.1.12. О строении и функции мозговых оболочек.

3.1.13. О гистохимических (медиаторных) особенностях нейроцитов (синаптического аппарата) вегетативной нервной системы.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний.

3.2.1. Из анатомии: отделы нервной системы, подкорковые ядра го­ловного мозга, строение большого мозга и мозжечка, проводя- щие пути головного и спинного мозга.

3.2.2. Из предшествующих занятий: нервная ткань - нейроциты и нейроглия, нервные волокна и окончания, синапсы; система спин- ного мозга, ядра и восходящие пути, вегетативная рефлектор- ная дуга спинного мозга.

3.3.3.Новый материал: учебник, главы «Головной мозг», «Автономная нервная система». Конспект лекций, атлас. Дополнительная литература - журнальные статьи по списку кафедры.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ

ПРЕПАРАТАМ.

4.1. Мозжечок. Окраска метиленовой синью по Нисслю. При малом увеличении рассмотреть характерный древовидный рисунок изнилин коры мозжечка. Более светлоокрашенное белое вещест­во образует разветвления, которые снаружи покрыты хорошо окрашенным серым веществом. Поставить одну извилину мозговой оболочкой кверху, а белым веществом (1) вниз. В сером веществе мозжечка различить три слоя: наружный – молекулярный (2),

Средний - ганглиозный (3), внутренний - зернистый (4). Обратить внимание на различную величину клеток в указанных слоях. Рассмотреть в ганглиозном слое грушевидные нейроциты (5).

Зарисовать одну извилину мозжечка и обозначить все слои.

4.2. Грушевидные нейроциты мозжечка. Импрегнация серебром по Гольджи.

При малом увеличении найти поверхность извилин. Сориентиро- ваться в препарате и найти ганглиозный олойа. В нём видны расположенные в одни слой, окрашенные в чёрный цвет грушевидные нейроциты. Найти тело клетки (1) густую крону дендрита (2) и начало отхождения нейрита (3), который направлен в сторону зернистого слоя. Кроме клеток Пуркинье, здесь можно встретить и другие клеточные формы (корзинчатые, клетки-зёрна и проч.).

Зарисовать несколько типов клеток.

4.2.2.Нейрональные связи мозжечка. Импрегнация серебром по Кахалю (без зарисовки).

При малом увеличении выбрать участок препарата со средней или слабой степенью окраски. Расположить извилину мозжечка молекулярным слоем вверх. При большом увеличении найти грушевидные нейроциты и внимательно их рассмотреть. Их тела и дендритические отростки жёлто-коричневого цвета. Вблизи от них можно заметить чёрного цвета нейритические отростки, принадлежащие другим клеткам. Параллельно слою грушевидных клеток Пуркинье видны в виде неболь­ших отрезков нейриты корзинчатых клеток. Их коллатерали образуют на соме грушевидных клеток окончания в виде корзинок. На дендритах клеток Пуркинье, прилегая к ими, располагаются лиановидные волокна. В зернистом слое видно густое сплетение, образованное меховидными волокнами.

4.3. Кора головного мозга (зрительная область). Окраска метилено- вой синью.

При малом увеличении найти поверхность извилины. В ней мож­но различить более окрашенную наружную зону - серое вещество (9) и, бледноокрашенное, центрально расположенное белое (8) вещество. Выбрать участок с наиболее выраженным слоистым строением коры и ориентировать препарат так, чтобы серое вещество было сверху. Передвигая препарат, идя от поверхности коры в глубь её, найти все 6 слоёв. 1-й слой, самый наружный - молекулярный (1), беден клеточными элементами. Здесь видны округлые ядра глии. 2- ой слой образован мелкими нейроцитами, имеющими форму пирамид - наружный зернистый

слой (2), 3-ий слой - пирамидный (3), более обширный, содержит средней величины пирамидные клетки,форма которых отчётливо видна при малом увеличении. 4-ий слой - внутренний зернистый (4), однако здесь преобладают мелкие клетки звёздчатой формы. 5-ый слой - ганглиозный (5), образован крупными пирамидальными клетками. В 6-ом слое клетки такие имеют крупные размеры, форма их чрезвычайно разнообразна - полиморфный слой (6). В нём также много округлых ядер глиальных клеток (7), которые продолжаются в расположенное глубже белое вещество (8). При изучении этого препарата надо учитывать, что данная окраска выделяет лишь клеточные тела и начала дендритов и нейритов.

Зарисовать участок коры в виде узкой вертикальной колонки. Обозначить слои.

4.4. Нейроциты коры. Импрегнация серебром по Гольджи.

При малом увеличении найти серое вещество коры полушарий и выбрать участок, где нервные клетки видны на наибольшем протяжении. Ориентировать препарат наружным слоем кверху. При большом увеличении найти крупные клетки, окрашенные в чёрный цвет. Рассмотреть пирамидную клетку (1), найти её дендриты: стволовой (2), боковые (3) и нейрит (4). Последний отходит от основания пирамиды вниз и имеет ровный контур, почти не даёт ветвей. Кроме пирамидных клеток, на этом препарате можно найти все типы нервных клеток, встречающихся в коре, а также оба вида астроцитной глии.

Зарисовать пирамидные клетки и другие, обнаруженные в препарате.

4.5.Вегетативный ганглий. Окраска гематоксилином и эозином.

Экстрамуральные ганглии вегетативного отдела имеют строение сходное со спинномозговым узлом. Орган снаружи покрыт соедини тельно-тканной капсулой (1), от которой внутрь органа продолжают­ся прослойки. Нейроциты располагаются более равномерно среди нерв­ных волокон. Мультиполярные нейроциты (2),окружены мантийными глиоцитами (3) и капсулой из соединительной ткани. При данной окраске отростки нейроцитов плохо различимы, но на импрегнированных серебром препаратах они видны отчётливо (см. демонстрацию). Ядра у нейроцитов, как правило, лежат эксцентрично.

Зарисовать часть узла с нейроцитами, мантийными клетками и нервными волокнами.

Демонстрационные препараты

4.6. Развитие коры на стадии корковой пластинки (в лупу).

4.7. Кора полушарий из двигательной области (окраска метилено-

вой синью).

4.8. Нейроциты коры (импрегнация серебром по Бильшовскому, Кахалю)

4.9. Миелоархитектоника коры (железный гематоксилин по Вейгерту)

4.10. Интернейроиальный синапс (импрегнация серебром).

4.11. Корзинчатая клетка (импрегнация серебром).

4.I2. Лофоглиоцит мозжечка (импрегнация серебром).

4.13.Лиановидные волокна мозжечка (импрегнация серебром).

4.14.Кпетки - зёрна мозжечка (импрегнация серебром).

4.I5. Нейроциты вегетативного ганглия (импрегнация серебром)

 

5. КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

5.1.Какое вещество, употребляемее в быту, вызывает расстройство деятельности мозжечка и в чём это расстройство прояв­ляется?

5.2. Нарисовать схему нервных трактов, по которым передаётся проприоцептивная чувствительность (в какой мозг и какими волокнами)

5.3. Нарисовать схему нервных трактов, по которым передаются общие виды чувствительности.

5.4. Нарисовать схему нервного тракта, по которому мозжечок влияет на двигательные реакции.

5.5. Какой морфологический тип нейроцитов встречается только в коре мозжечка (а) и только в коре большого мозга (б)?

5.6. От какихрецепторов нервные пути достигают мозжечка?

5.7. От каких рецепторов нервные пути достигают коры больших полушарий?

 

ЗАНЯТИЕ 18

 

ТЕМА: ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ И ОБОНЯНИЯ.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Органы чувств периферические части анализаторов, обеспечивающих восприятие и тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней среды и собственного тела. По источникам развития и строению рецепторных клеток аиализаторы делятся на три типа. Органы зрения и обоняния - периферические части анализаторов 1-ого типа (первично-чувствующих). В эибриогенезе их рецепторные клетки развиваются из нервной пластинки и имеют характерные для них З части: периферический отросток, отвечающий за рецепцию, тело и аксоподобный отросток. Помимо сенсорных клеток эти органы имеют вспомогательные аппараты. Знание морфоло- гии изучаемых органов поможет понять принципы их функционирования как в норме, так и при различных видах их патологии.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологичес-

ких препаратов студент должен уметь:

2.1. Находить на гистопрепарате «развитие глаза» зачатки глаза (глазной бокал,зачатки роговицы и хрусталика, мезенхиму).

2.2. Находить все структуры глазного яблока (оболочки и их производные, ткани их составляющие, хрусталик).

2.3.Нарисовать схему клеточного состава сетчатки с указанием на правления световых лучей и нервных импульсов.

2.4. Находить на таблице типы клеток обонятельного эпителия.

 

З. САМОПОДГОТОВКА

З.1. В результате самоподготовки студент должен знать:

З.1.1. Определение понятия «Анализаторы», их части и классифика-

цию

З.1.2. Источники развития глаза,

3.1.3. Оболочки глазного яблока, их производные, тканевой состав.

3.1.4. Состав диоптрического и аккомодационного аппаратов и меха-

низм аккомодации.

3.1.5. Строение сетчатки, её клеточный состав, функциональную ха­рактеристику клеток.

3.1.6. Микроскопическое и субмикроскопическое строение фоторецепторных клеток палочек и колбочек и их функциональное значение.

3.1.7.Местоположение, строение и гистофизиологию органа обоняния.

Иметь представление:

3.1.8.О вспомогательном аппарате глаза.

3.1.9.О возрастных изменениях в органах зрения и обоняния.

3.1.10.Опроводниковых и корковых отделах зрительного и обоня-

тельного анализаторов

3.2. Необходимый исходный уровень:

3.2.1.Из предыдущих занятий: из цитологии - строение реснички, пигментные включения; из эмбриологии - зародышевые листки; из общей гистологии - эпителий, пигментная соединительная ткань, плотная волокнистая соединительная ткань,мышечные ткани, нейроциты, нейроглия, нервные волокна, синапсы; из анатомии - органы зрения и обоняния, ЦНС.

3.2.2.Новый материал: соответствующие главы в учебнике, конспекты

лекций..

Дополнительная литература: Я.А.Винников «эволюция рецепто-

ров» 1978; А.А. Бронштейн «Обонятельные рецепторы позвоноч

ных», 1977.

 

4. МЕТОДИЧЕСКЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ

ПРЕПАРАТАМ И ЭЛЕКТРОНОГPAММAM.

4.1. Развитие глаза (зародыш мыши). Окраска гематоксилином и эозином (для студентов педиатрического факультета). При малом увеличении найти мозговые пузыри, промежуточ­ный мозг и отходящие от него глазные бокалы. В глазном бокале (1) рассмотреть тонкую наружную стенку (2), щель (3) - нервный канал и толстую внутреннюю стенку (4), имеющую три характерных слоя, В углублении бокала виден хрусталиковый пузырёк (5) с утолщённей, в результате роста клеток, задней стенкой. В роговице (6) рассмотреть мезенхиму (7) и эктодермальный покров (8) Другие оболочки глаза ещё не оформлены и представлены мезенхимой (9).

Зарисовать развивающийся глаз. Отметить зачатки.

4.2. «Угол» глаза (диоптрический и аккомадационный аппарат).

Окраска гематоксилином и эозином.

К диоптрическому аппарату относятся структуры,преломля- ющие свет: роговица (1),жидкость передней камеры (2), хрусталик (3) и стекловидное тело (4). При изучении препарата простым глазом, а затем при малом увеличении найти и рассмотреть указанные образования. Разобрать слои в роговице. Найти участок, где склера (5) переходит в роговицу – «угол» глаза- (6) Рассматривая глубже расположенную сосудистую оболочку (7),

найти утолщённый, розового цвета, участок - цилиарное тело (8) и продолжающийся по передней поверхности хрусталика к его центру - радужку (9). Обратить внимание на большое количество пигментных клеток в сосудистой оболочке. Найти слабоокрашенную круговую связку хрусталика (10), натянутую между хрусталиком и цилиарным телом. Цилиарное тело, радужина, круговая связка обеспечивают фокусировку глаза и его приспособление к различым условиям освещения. Проанализируйте механизм аккомодации.

Зарисовать препарат при лупном увеличении (З- 4Х).

4.3. Роговица глаза. Окраска гематоксилином и эозином. При большом увеличении рассмотреть слои роговицы. Снаружи она покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием (1),

расположенным на толстой передней пограничной мембране (2). Основу роговицы составляет плотная волокнистая соединительнотканная пластинка, называемая собственным веществом роговицы (3). С внутренней стороны видны задняя пограничная мембрана (4) и покрывающий её эндотелий (5).

Зарисовать слои роговицы и обозначить.

4. 4. Сетчатка (задняя стенка глаза). Окраска гематоксилином и зози-

ном.

При малом увеличении нужно просмотреть все оболочки зад­ней стена глазного яблока. Найти волокнистую склеру и пигментиро- ванную сосудистую оболочку. Самая внутренняя оболочка сетчатка, которая отличается от остальных оболочек наличием большого числа округлых ядер. При большом увеличении изучить строение сетчатки. При этом можно отметить в сетчатке 10 слоёв. Самый наружный слой образован пигментированным эпителием (1), расположенным на границе сетчатки с сосудистой оболочкой. Пигментные зёрна в отростках кле­ток частично смещены в слой палочек и колбочек. В слое палочек и колбочек (2) располагаются фоторецепторные отростки чувствительных клеток - палочек и колбочек. Тела этих клеток с ядрами образуют наружный ядерный слой (4), состоящий из большого числа тесно прилегающих друг к другу клеток. Между наружным ядерным слоем и слоем палочек и колбочек с трудом рассматривается наружная пограничная глиальная мембрана (3). Глубже ядерного слоя видна полоска наружного сетчатого (5) слоя, образованного отростками клеток наружного и внутренне.. го ядерных слоёвJо внутреннем ядерном слое (6) выделяются ядра биполярных, горизонтальных и амакриновых клеток. За Ними следует внутреннийс сетчатый слой (7), образованный отростками этих клеток,

и дендрит ганглиозных клеток.

Крупные, редко расположенные клетки, видны в следующем, ганглиозном слое (8). Нейриты этих клеток образуют слой нервных волокон (9), которые и формируют зрительный нерв. От стекловидного тела (12) сетчатка отделена внутренней глиальной пограничной мембраной (10), которая образованa анастомозирующими отростками поддерживающих глиоцитов (11).

Зарисовать сетчатку, сосудистую оболочку (13) и склеру (14).

 

4.4.1.Электронограмма палочек (А) и колбочек (В).

В палочках и колбочках найти отделы: наружный (I) и внутрен- ний (Ш) членики, связующий отдел (П). В наружном членике рассмотреть диски мембраны (1), цитолемму (2), трубчатые нити реснички (3). Последние через шейку переходят к базальному тельцу. Во внутреннем членике рассмотреть скопление митохондрий (5) и эллипсоид (4).От. метить центральную, ядросодержащую часть (7), переходящую в отросток. Последний заканчивается синапсом (8).Отметить отличительные особен­ности строения палочек и колбочек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.