Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К лабораторным занятиям 2 страница




ДЕМНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

4.5.Развитие глаза, закладка глазного бокала и хрусталика.

4.6. Радужная оболочка и хрусталик

4.7. Сетчатка в темноте

4.8. Сетчатка на свету.

4.9. Нейроцит из ганглиозного слоя сетчатки - плоскостной препа-

рат (окр. метиленовой синью).

4.10. Веко.

 

5. КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ

5.1. В условиях эксперимента у эмбриона удалили глазной бокал. Возможно ли в дальнейшем развитие хрусталика?

5.2. Назовите источник развития пигментного эпителия сетчатки.

5.3. Человек перестал видеть в сумерках. Функция каких клеток сет- чатки нарушена и с чем это связано?

5.4. С возрастом снижаются сократительные способности цилиарной мышцы. Как это скажется на аккомодационной функция глаза?

5.5. Какие изменения произойдут в работе органа зрения при пере- резке зрительного нерва до- и после зрительного перекрёста?

5.6. Почему на перфорированный глаз (при травме) нельзя наклады- вать повязку из впитывающего материала?

5.7. В чём суть отслойки сетчатки и к чему это может привести?

5.8. Каковы особенности строения и функционирования рецепторных клеток органа обоняния?

 

ЗАНЯТИЕ 19

 

ТЕМА: ОРГАНЫ ВКУСА, СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Органы слуха, равновесия и вкуса - периферические части ана- лизаторов второго типа - вторичночувствующих. Их рецепторные клетки, как и опорные, развиваются из эктодермы. Орган слуха и вестибулярный аппарат обеспечивают восприятие звуковых, гравитационных и вибрационных стимулов. Орган вкуса является разновидностью хеморецепторов. Знание морфологии этих образований позволит понять механизм их функционирования в норме и при различных патологических состояниях.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен уметь:

2.1. Находить структурные компоненты на срезе улитки: стенки костного и перепончатого лабиринтов, барабанную и вестибулярную лестницы, спиральную связку, сосудистую полоску, вестибулярную и базилярную мембраны, спиральную костную плас­тинку и спиральный ганглий.

2.2. Определять различные виды клеток спирального органа.

2.3. Находить в зпителиальном пласте сосочков языка вкусовые почки и структуры, входящие в их состав.

 

3. САМОПДГОТОВКА

3.1. Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1. Общий план строения каналов улитки и вестибулярного аппа­рата.

3.1.2. Строение перепончатого лабиринта улитки.

3.1.3.Строение спирального (кортиева) органа, типы клеток и их функции.

3.1.4. Строение спирального ганглия и его функциональное значение

3.1.5. Строение перепончатого лабиринта в области полукружных ка­налов и мешочков.

3.1.6. Строение макулы и слуховых гребешков и их гистофизиологию.

3.1.7. Строение вкусовых почек. Иметь представление:

3.1.8. О развитии органа слуха и равновесия.

3.1.9. О проводниковых и центральных отделах слухового, вестибу-

лярного и вкусового анализаторов.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний.

3.2.1. Из анатомии: сосочки языка, наружное и среднее ухо.

3.2.2. Из предшествующих занятий: нервная ткань общие положения учения об анализаторах.

3.2.3. Новый материал: учебник, «Орган вкуса», «Орган слуха и равновесия”, лекционный материал, дополнительная литература Я.А. Винников «Эволюция рецепторов», I978 г.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ И ЭЛЕКТРОНОГРАММАМ

4.1. Спиральный (кортиев) орган (продольный осевой срез улитки). Окраска гематоксилином и эозином.

Ориентировать препарат вершиной оси улитки (1) от себя. От последней в обе стороны будут видны 4-5 сечений костных каналов улитки неправильной овальней формы. При малом увеличении рассмот­реть одно сечение костного канала (2). Канал выстлан периостом (З), имеющим в середине два утолщения, наружное - спиральная связка (4) и внутреннее - спиральный гребешок (5), имеющим две губы верхнюю, вестибулярную (6) и нижнюю, тимпанальную (7). От губ в латеральном направлении идут соединительнотканные мембраны, соответственно, вестибулярная (8) и тимпанальная (9). Пространстве, ограниченное мембранами, выстланное внутри эпителием, называется перепончатым кана­лом улитки (10). Найти наружную стенку, сосудистую полоску (11), тимпанальную мембрану, с расположенным на вей спиральным органом. (12). Рассмотреть его при большом увеличении. Последовательно най­ти опорные клетки: столбы (13), тоннель (14), наружные и внутренние, фаланговые клетки (15,16), пограничные клетки (17). Найти лежащие «вторым этажом» над фаланговыми один ряд внутренних волосковых (18) и 3- 4 ряда наружных волосковых (19) клеток. Найти расположенную над чувствительными клетками покровную пластинку (20). Рассмотреть лежащий снизу от базилярной мембраны эндотелий (21). В углублении костной спиральной пластинки (22) найти биполярные нейроциты спирального ганглия (23). Нейриты последних образуют начало слухового нерна (24), дендриты идут к наружным и внутренним волосковым чувствительным клеткам.

Зарисовать одно сечение костного канала улитки, начиная от оси, строго соблюдая число клеток в спиральном органе.

4.1.1.Электронограмма наружной волосковой клетки. Найти все компоненты клетки: цитолемму (4), ядро (7), митохондрии (5), эндоплазматическую сеть (6). На апикальной поверхности

волосковой клетки найти кутикулу (2) и располеженные над ней во­лоски (‘). Найти фаланговую пластинку (8) поддерживающей клетки и микроворсинки (II) на её поверхности. Рассмотреть нервные оконча­ния ‚.4) содержащие митохондрии (iO).

4.2. Вкусовые почки в сосочках языка. Окраска гематоксилином и эозином.

Под малым увеличением микроскопа сориентировать препарат эпителием вверх. Найти сосочек языка, покрытый многослойным плос­ким неороговевающим эпителием (1). В последнем, на боковых поверх­ностях сосочков,располагаются вкусовые почки (2),симеющие более светлую окраску по сравнению с эпителием. Изучить строение вкусовой почки под большим увеличением микроскопа. Найти вкусовую пору (3), ямку (4), микроворсинки (5), рецепторные клетки (6) с тёмными ядрами и поддерживающие, опорные клетки (7).

Демонстрационные препараты:

4.3. Улитка (лупное увеличение)

4.4. Спиральный орган.

4.5. Спиральный ганглий.

4.6. Вкусовая почка.

 

5. КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

5.1. Как изменится восприятие звука при повреждении нижней или верхней частей улитки?

5.2. У больных, принимавших большие дозы стрептомицина и хинина, нередко происходит потеря слуха. С чем это связано?

5.3.Патологическим процессом повреждён рецепторный аппарат слуховых гребешков. Какая функция вестибулярного аппарата будет нарушена? Что ощущают эти больные?

5.4. Как отличить на продольном сечении вкусовой почки рецептор- ные клетки от опорных?

5.5. Каковы возрастные изменения органа слуха и вкуса?

5.6. Какой рецепторный аппарат перестаёт функционировать у кос-монавтов в состоянии невесомости?

 

ВОПРОПСЫ К К0НТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗДЕЛУ:

 

«НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

 

1. Нервная ткань. Система спинного мозга.

1.1. Дайте морфологическую и функциональную характеристику нейроглии.

1.2. Опишите морфологические и функциональные особенности ней- роцитов.

1.3. Изобразите нейроцит, показав особенности строения ядра, органелл, отростков.

1.4. Изобразите нейроциты спинного мозга и спинно-мозгового уз­ла (последний с микроокружением),

1.5. Нарисуйте схемы интернейронального синапса и его разновид­ностей.

1.6. Строение эффекторных нервных окончаний (нарисуйте и обоз- начьте).

1.7. Дайте морфологическую и функциональную характеристику ре— цепторов.

1.8. Нарисуйте схемы строения безмиелиновых и миелиновых нерв­ных волокон.

1.9. Изобразите схему строения сегментарной рефлекторной дуги спинного мозга, обозначьте её элементы.

1.10. Покажите на схеме как осуществляются связи между соседними сегментами спинного мозга (собственный аппарат).

1.11. Нарисуйте схему поперечного разреза спинного мозга. Обоз­начьте столбы (канатики) белого вещества и зоны в сером веществе.

1.12. По какому принципу и как классифицируются нейроциты спинного мозга?

1.1З.Перечислито корешковые ядра спинного мозга, укажите локали— зацию и эффектерные окончания,которые они образуют.

1.14.Покажите на схеме спинного мозга расположение пучксвых ядер и ход их аксонов в белом веществе.

1.15.Отрости каких нейроцитов образуют периферический нерв? Какие соединительнотканные образования различает в нерве?

1.16.Нарисуйто схему симпатической рефлекторной дуги

1.17.Нарисуйте схему парасимпатической рефлекторной дуги. Пока­зать какие нейроциты имеются в интрамуральных ганглиях.

1.18.Перечислите связи нейроцитов спинно-мозгового узла со спин-

ным и головным мозгом.

 

2. МОЗЖЕЧОК И КОРА БОЛЬШОГО МОЗГА.

2.1. Ответьте, какие нейроциты различают в коре мозжечка и в ка­ких

слоях они залегают?

2.2. Нарисуйте и обозначьте схему интернейрональных связей в коре мозжечка,

2.3. Покажите на схеме интернейрональные связи в коре мезжечка, направленные поперёк извилин.

2.4. Покажите на схеме интернейрональные связи в коре мозжечка,

направленные вдоль извилин.

2.5. От каких клеток мозжечка начинается эфферентный путь, через какие промежуточные ядра и куда этот путь следует?

2.6. Ответьте, какие виды афферентных волокон вступает в мозже-чок, каким путям они принадлежат и с какими нейроцитами они образуют синапсы?

2.7. Перечислите виды клеток коры большого мозга и в каких сло­ях они расположены. Типы строения коры.

2.8. Дайте характеристику миелоархитектоники серого и белого вещества коры большого мозга.

2.9. Нейроциты какого типа и каких слоев посылают аксоны в белое вещество коры большого мозга?

2.10. Какие нейроциты коры большого мозга являются короткоаксон ными?

 

3.ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

3.1. Дайте определение понятию «анализаторы». Происхождение сензорных клеток. Дайте морфофункциональную характеристику сензорных клеток.

3.2. Нарисуйте схему развития органа зрения.

3.3. Перечислите оболочки глаза и их отделы, назовите их тканевой состав.

3.4. Опишите строение склеры и роговицы.

3.5. Дайте морфологическую и функциональную характеристику от­делам сосудистой оболочки глаза.

3.6. Нарисуйте схему диоптрического и аккомодационного аппара- тов глаза.

3.7. Перечислите слои сетчатки, указав какими элементами пред- ставлен глиальный остов сетчатки,

3.8.Опишите строение и функцию пигментного эпителия сетчатки,

3.9. Изобразите схематично нейроциты сетчатки и их взаимосвязи,

3.10. Нарисуйте схему субмикроскопического строения клеток - палочек, укажите их функцию.

3.11. Нарисуйте схему субмикроскопического строения клеток колбочек, укажите их функцию.

3.12. Нарисуйте разрез костного и перепончатого лабиринта улитки

3.13. Изобразите схематично строение кортиева органа и его иннер- вацию.

3.14. Нарисуйте схему строения волосковых клеток в кортиевом органе и их положение. Покажите их иннервацию.

3.15.Охарактеризуйте строение и функцию органа равновесия.

3.16. Изобразите схематично строение и положение органов обоняя- ния и вкуса,

 

 

ЗАНЯТИЕ 20

 

ТЕМА: СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Сердечно-сосудистая система, активно перемещая кровь, обеспе- чивает этим весь метаболизи организма и его целостность. В строении отделов сердечно-сосудистой системы отмечается ряд особенностей, обусловленных прерывистым поступлением крови из сердца и возникаю­щих при этом значительных колебаний гидростатического давления крови и её скорости. Поэтому в сосудистом русле, при наличии общего плана строения стенки, выделяют несколько типов артерий и вен, отличающихся не только калибром, но и соотношением основных функциональных элементов, гладко-мышечных (активных и управляемых) и эластических (пассивных). Наличие особенностей отмечается также в строении миокарда, капилляров, артериол-венулярных анастомозов, лимфатических сосудов и др. звеньев.

Знание гистофизиологии сердечно-сосудистой системы потребуются при изучении физиологии, фармакологии, патанатомии внутренних болезней и, особенно в кардиотерапии, хирургии сердца и сосудов. Следует помнить, что болезни сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место среди основных форм патологии, поэтому оценка её состоя­ния у каждого человека, больного или здорового, является обязательным для врача любой специальности.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНТИЯ

В результате изучения препаратов и теоретического материала студент должен уметь:

2.1. Отличать кровеносные сосуды от эпителиальных трубок (вывод- ных протоков желез),

2.2. Отличать артерию от вены, вену от лимфососуда, артерии разных типов.

2.3.Отличать капилляр от венулы и артериолы.

2.4. Различать оболочки и слои в стенках сосудов.

2.5.Различать оболочки и слои в стенке сердца, а в миокарде - типичные и атипичные волокна.

 

3. САМОПОДГОТОВКА

3.1. В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1.Отличия понятий «оболочка», «слой» и правильно применять их при обозначении.

3.1.2. Общий план строения сердечно-сосудистой системы.

3.1.3.Изменения в строении стенки артерий в зависимости от гемодинамических условий.

3.1.4.Строение вен, их отличия от артерий и лимфососудов.

3.1.5.Гистофизиологию сосудов микроциркулярноге звена. Механизмы, облегчающие транспорт веществ через стенку капилляров.

З.1.6.Гистофизиологию эндотелия, субэндотелиального слоя,

эластических волокон, гладкомышечной ткани.

З.1.7. Строение оболочек сердца, типичных и атипичных волоков миокарда.

Иметь представление:

З.1.8. Об иннервации сердечно-сосудистой системы.

З.1.9. О развитии сосудов и сердца.

3.1.10.О возрастных изменениях в стенках кровеносных сосудов и сердца.

З.1.11.O строении клапанов сердца, вен,

З.1.12.Об артериоло-венулярных анастомозах.

3.2. Необходимый уровень знаний у студентов:

3.2.1. Из курса анатомии - строение сердца, общие данные об основ­ных сосудах.

3.2.2. Из предшествующих занятий:

из цитологии - транспорт веществ в клетке; из эмбриологии и гистогенеза - закладка сосудов, сердца, целомических листков;

из общей гистологии - мышечная ткань; соединительная ткань

кровь; из частной гистологии - вегетативная Н.С.

3.3.3. По теме занятия: учебник гл. «Сердочно - сосудистая система», атлас, конспект лекций. Дополнительная литература - пo списку рекомендуемых журнальных статей.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРЕПАРАТАМ И

ЭЛЕКТРОНОГРАММАМ,

4.1. Мелкие сосуды (плоскостной препарат мозговой оболочки). Окраска гематоксилином и эозином.

На более тонких участках препарата, при большом увеличении; найти капилляры, артериолы, венулы. Стенка капилляров (1) и венул (2) состоит из трёх слоёв: слоя эндотелиальных клеток (3),перицитов (4), заключённых в базальную мембрану (5), снаружи от которых рас­полагаются адвентициальные клетки с волокнами и аморфным вещест­вом (6). Овальные ядра всех перечисленных клеток вытянуты по длине сосудов. Диаметр венул больше, чем капилляров. В просвете венул часто видны эритроциты.

Артериолы (6) распознаются по наличию в их стенке циркулярно расположенных гладкомышечных клеток (7), палочковидные яд- ра, которых кажутся лежащими поперёк сосуда, а ядра эндотелиоцитов и перицитов вытянуты вдоль сосуда.

Зарисовать при большом увеличении фрагменты капилляра, артериолы, венулы, сохраняя соотношение между их диаметрами и размера­ми клеток (ядер) и обозначить.

4.1.1.Электроннофотограмма капилляра.

На поперечном срезе рассмотреть слои стенки капилляра: ба- зальную мембрану, эндотелиоциты и перициты. Найти в эндотелиальном слое истончённые участки - фенестры и микропоры. Обратить внимание на наличие микроворсинок.

4.2. Артерия и вена (мышечного типа). Окраска гематоксилином и эозином.

Ориентируясь в препарате под малым увеличением, отличите ар­терию от вены Степка артерии значительно толще стенки вены за счёт внутренней и средней оболочек и, кроме того, в ней хорошо заметна внутренняя эластическая мембрана. При большом увеличении изучить строение стенки артерии (А) и вены (В). Найти три оболочки внут­реннюю (I), среднюю (II) и наружную (III). Во внутренней оболочке рас смотреть эндотелий (1), подэндотелиалиальный слой (2), внутреннюю эластическую мембрану (3). Отметить отсутствие эластической мембраны во внутренней оболочке вены. В средней оболочке видно большое количест­во палочковидных ядер гладкомьшечных волокон (4), расположенных циркулярно. Отметить меньшую толщину средней оболочки в стенке вены. Наружная оболочка – соединительно-тканная, без резкой границы перехо­дит в окружающую рыхлую соединительную ткань (5). Иногда во внутрен­ней её части видна наружная эластическая мембрана. Найти сосуды (6) и нервные стволики (7) среди пучков коллагеновых и эластических волокон наружной оболочки.

Зарисовать стенку артерии и вены, соблюдая размеры и толщину оболочек.

4.3.Аорта (окраска гематоксилином и эозином).

При малом увеличении в стенке аорты найти внутреннюю (I), среднюю (II) и наружную (III) оболочки. При рассмотрении стенки аорты под большим увеличением граница её со стороны просвета представля­ется в виде ровной линии, усеянной небольшими, поперечно срезанными ядрами эндотелиальных клеток (1). Кнаружи от них виден бледноокрашивающийея подэндотелиальный слой (2), в котором видны ядра звёздчатых десмоцитов и волокон. В cpeдней оболочке видно большое количество концентрически наслоенных фестончатых эластических мембран ( 3 ),

между которыми заметны косолежащие палочковидные ядра гладкомышечных волокон (4) и, реже, овальные ядра соединительнотканных клеток, окружённых небольшим количеством основного вещества. В наруж­ной соединительнотканной оболочке видны сосуды (5), нервные стволики (6), жировая ткань. Сравните с демонстрационным препаратом аорты, где эластические мембраны окрашены орсеином.

Зарисовать стенку аорты.

4.4. Сердце (эндокард, миокард, эпикард). Окраска гематокеилином и

эозином.

При малом увеличении ориентировать препарат эндокардом вверх, эпикардом вниз. Эндокард (I) тонок и кажется однообраз- ным по строению, в нём не встречаются сосуды и жировая ткань. В толс­тых участках эндокарда можно увидеть при большом увеличении слои:

эпителий (1), внутренний соединительнотканный слой (2), мышечно- эластический слой (3) и наружный соединительнотканный (4). Последний слой окрашивается ярче из-за большого содержания коллагеновых волокон.

Миокард (II) образует основную часть стенки сердца и состоит из кардиомиоцитов, которые контактируя между собой, имеют вид мышечных волокон, идущих в разных направлениях. Вследствие этого, видны продольные,поперечные и косые сечения мышечных волокон. На продольных срезах волокон (5) видна поперечная исчерченность, а также ти­пичные для миокарда особенности: синцитиальная связь волокон, центральное расположение ядер и (при окраске железным гематоксилином) вставочные пластинки (6). На поперечных сечениях волокон (7) видны сильно преломляющие свет точки срезы миофибрилл (8), занимающие периферическое положение и оставляющие центр волокна светлым или занятый ядром (9). Косые сечения волокон для изучения неудобны.

Эпикард (III) образован несколькими слоями. Снаружи виден слой мезотелия (10) с крупныvми ядрами. Глубже расположен собственный слой эпикарда (II) из плотной волокнистой соединительной ткани. Ещё глуб­же виден рыхлый слой жировой ткани (12), содержащей сосуды (13), нервные стволики (14) и raнглии (15).

Зарисовать стенку сердца при большом увеличении, сократив при этом часть миокарда.

4.4.1.Электроннофотограмма вставочных пластинок.

Следя за боковой поверхностью цитолеммы кардиомицита найти участок, где она меняет направление на поперечное. В этих участках цитолеммы соседних кардиомицитов идут параллельно и ступенеобразно.

Отдельные участки цитолеммы утолщены и уплотнены (плотные соединения), другие - образуют прикрепительные площадки для тонких миофиламентов - десмосомы. Обратить внимание, что миофиламенты не переходят через межклеточные промежутки. Между миофибриллами видны многочис­ленные митохоидрии с густорасположенными кристами.

4.5.Проводящие кардиомиоциты (волокна Пуркинье сердца барана). Окраска гематоксилином и эозигом.

Под эндокардом (1) видны светлые большого диаметра образо­вания - волокна Пуркинье (2), представляющие собой атипичные волокна миокарда. От типичных, кроме величины, они отличаются бедностью миофибриллами и обилием саркоплазмы. Миофибриллы не имеют строгой ориентировки. Ядра крупные и часто лежат попарно (3).

Зарисовать несколько волокон Пуркинье и сравнить с типичным

волокном миокарда.

Демонстрационные препараты:

4.6. Артерия мышечного типа,

4,7. Вена с клапаном,

4.8. Капилляры, артериолы, венулы.

4.9. Эндотелий кровеносных сосудов (серебрение)

4.10. Эластические системы аорты (орсеин)

4.11. Вставочные пластинки миокарда (железный гематоксилин)

4.12. Волокна Пуркинье.

4.1З. Сердечный клапан (в лупу)

4.14. Развитие сердца.

 

5. КОНТРОЛЬНО-ОБЧАЮЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

5.1. При измерении артериального давления манометром регистриру- ется две величины. Объяснить, какой механизм лежит в основе этого явления.

5.2.Раскройте механизмы, облегчающие продвижениие крови в венозном русле.

5.3. Какое влияние оказывают эластические элементы артерий на пульсовую волну?

5.4. Какое влияние оказывает гладкомышечный пласт артерий на ге- модинамику?

5.5. В чём заключается сходство и различие в строении мышечной ткани сердца и скелетной мышечной ткани?

 

 

ЗАНЯТИЕ 21

 

ТЕМА: КРОВЕТВОРЕНИЕ. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ.

КРАСНЫЙ КОСТНЫИ МОЗГ.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Ферменные элементы крови имеют сравнительно малую продолжи­тельность жизни, в связи с чем постоянно должна происходить замена погибающих эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок (тромбоцтов). Сбалансированность интенсивности их гибели и образования и опреде­ляет относительное постоянство состава форменных элементов крови. Понимание генеза любых отклонений гемограммы невозможно без знания закономерностей формирования эритроцитов, лейкоцитов, кровяных плас­тинок. Врачу любой специальности бывает необходимо ответить на воп­росы:

1.1. В периферической крови увеличилось количество ретикулоцитов-о чём это свидетельствует?

1.2. О чём говорит появление в периферической крови мегалоцитов? 1.3. Какие процессы усилены, если в периферической крови резко

увеличено содержание юных и палочкоядерных нейтрофилов? Для получения ответов на эти и многие другие вопросы, встаю- щие в лечебной практике, необходимо очень хорошо знать процессы раз­вития клеток крови кроветворение или гемопоэз. Учение о кроветворении является теоретической основой науки крови-гематологии и практической деятельности врача - гематолога.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен уметь:

1. В мазке красного костного мозга определять все морфологически идентифицируемье стадии развития элементов эритроидного, гранулоцитарного и тромбоцитарного рядов.

2. Обосновать заключение о принадлежности формев его элемента к тому или иному ряду кроветворения и стадии его развития (по разме­рам, структуре ядра и цитоплазмы, ядерно-цитоплазма-

тическому соотно­шению, тинкториальным свойствам и т.д.).

З. Найти на срезе красного костного мозга развивающиеся форменные элементы крови, синусоидные капилляры, липоциты, ретикулярную строму.

 

З. САМОПОДГОТОВКА

3.1. Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1. Морфологическую и функциональную характеристику и количест­во форменных элементов периферической крови.

З.I.2.Органы относящиеся к кроветворным.

3.1.3 Характеристику разных периодов кроветворения.

3.1.4. Эритропоэз.

З.1.5. Гранулоцитопоэз.

3.1.6. Тромбоцитопоэз.

3.1.7. Строение красного костного мозга.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний

3.2.1. Из предшествующих занятий: «Кровь».

3.2.2. Новый материал. Развитие крови (кроветворение, гемопоэз) учебник, конспект лекции. Дополнительная литература: журна- льные статьи по списку кафедры.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ ПPEПAPATAM И ЭЛЕКТРОНОГРАММАМ

4.1. Красный костный мозг (мазок).

Окраска азур-эозином по Романовскому-Гимза

Из-за малых размеров клеток препарат изучается при больших увеличениях микроскопа. Лучшим является сочетание иммерсионного объектива 90 х с окуляром 7 Х, худшим - об.40 х, ок. 15х.Освещённость должна быть полной - поднять конденсор, открыть диафрагму, световое пятно поставить в центр поля зрения. Для просмотра пригодны участки мазка, где клетки лежат одним слоем. Трудность идентификации (распознавания) клеток костного мозга обусловлена не то­лько наличием нескольких видов гемопоэза, но и постепенным характе­ром процессов дифференцировки. Нужно отчётливо представлять какие изменения происходят в строении и химизме цитоплазмы и ядра на каждой стадии кроветворения. Осложняют идентификацию присутствие дефомированных, разрушенных клеток, стромальных клеток костного моз­га, а также остеобластов и остеокластов.

для облегчения распознавания клеток гемопоэтических рядов сле­дует использовать цветные таблицы, имеющиеся в учебнике и атласе. Успех поиска зависит от доли тех или иных клеток в общей массе клеточных форм. В костном мозгу взрослого клетки миелодного ряда сос­тавляют 53—75%, эритроидного - 14- 26 %, лимфоиднего 5-I4 %, моноцитарного около 2 %. Хотя клетки предшественники тромбоцитов - мегакариоциты составляют небольшую долю, однако они легко определяются благодаря своим очень крупным размерам цитоплазмы и ядра. Следует отметить, что в крови новорождённого доля эритроидного ростка зна­чительно выше.

Согласно данным современной гематологии самые ранние клеточные стадии гемопоэза очень трудно дифференцировать друг от друга. К этим клеткам относятся: стволовая кроветворная клетка, клетка предшественник миелопоэза, колониеобразующая в культуре клетка (предшественник гранулоцитов и моноцитов) эритропоэтинчувствительная клетка (предшественник эритропоэза), тромбопоэтинчувствительая клетка, а также клетка - предшественник лимфопоэза. Все они по морфологии близки к малому лимфоциту. Эти клетки зарисовываются в схему с таблицы о обозначением их роли в кроветворении.

Морфологически различаемые стадии гемопоэза зарисовываются с препарата. При этом следует учесть, что самые малодифференцируемые формы бласты ещё очень трудно отличить друг от друга.

 

КЛЕТКИ ГРАНУЛОЦИТОПОЗА

Миелобласт имеет размеры 15—20мкм. округлую форму. Ядро округлое, содержит 2-5 ядрышек. Хроматин имеет тонкую сетчатую структуру с равномерной окраской. Цитоплазма базофильна, окружает ядро узким ободком. От других бластных форм отличается присутстви­ем в цитоплазме небольшого числа азурофильных зерен.

Промиелоцит - самая крупная клетка (25-30 мкм.) в миелоид­ном ряду. Форма ядра овальная или бобовидвая. Хроматин грубей, ок рашивается неравномерно, ядришек 1-2. Цитоплазма охватывает ядро ширеким пояском, окраска её базофильна, содержит обильную азурофильную зернистость. Редко встречающиеся эозинофильные и базофильные промиелоциты, кроме основных граиул, имеют небольшое количество типичных для них гранул.

Миелоцит имеют округлую форму, размеры 12-18 мкм. Ядро ок- руглое или бобовидное, меньших чем у промиелоцитов размеров. Струк­тура ядра грубая, окрашивается темней. Как правило, ядрышко отсут­ствует или слабо различимо. цитоплазма приобретает розоватый тон. Зернистость в цитоплазме носит специализированный характер. У эозинофильного миелоцита она розового цвета, крупная (эту клетку най­ти легче других). Базофильный миелоцит содержит крупные сине-фиолетовые гранулы, а нейтрофильный миелоцит имеет мелкие гранулы, окрашивающиеся как азуром, так и эозином.

Метамиелоциты или юные гранулоциты по характеру гранул делят­ся на нейтрофильные, эозинофильные и базофильные. Размеры I2-I5 мкм. От предыдущей стадии отличаются более плотным ядром подковообразной формы.

Палочкоядрные (нейтрофил, эозинофил, базофил) лейкоциты отличаются­ наличием тёмного узкого ядра, изогнутого в виде русской или латинской буквы «с».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.