Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций




1. Устная речь:

- уровень речевого развития: оценивается речевая активность, комму­никативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность вы­сказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформле­ния речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются бесе­да, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);

- характеристика произносительной стороны речи:

- темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смы­словой выразительности (используются беседа, рассказ);

- состояние звукопроизношения;

- способность правильно воспроизводить звуко-слоговой состав изолированных слов и слов в предложении;

- строение органов артикуляционного аппарата;

- особенности мимики и артикуляторной моторики (оценива­ются наличие движения, объем движения, точность выполнения, ак­тивность, мышечный тонус; темп выполнения движений; замена одного движения другим; наличие синкинезий; длительность удержания орга­нов в заданном положении; способность к переключению с одного дви­жения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях; отклонение кончика языка при высовывании; гиперкинез; отклонение маленького языка в сторону и др.);

- фонематическое восприятие: оценивается слухопроизноситель-ная дифференциация звуков речи (используются задания на повторе­ние за педагогом пар слогов и слов с оппозиционными звуками); диф­ференциация на основе слухового восприятия (используются задания на показ называемых парных предметных картинок); дифференциация по представлению (используются задания на раскладывание пар пред­метных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами).

2. Языковые способности:

- актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возмож­ность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова - предлоги (используются задания, в которых нуж­но закончить фразу; задания с называнием как можно большего коли­чества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т.п.);

- грамматические операции словообразования, словоизменения, по­строения синтаксических единиц: оценивается способность правиль­но (устно и письменно) выполнять грамматические задания; харак­тер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требу­ется образовать новое слово от исходного данного; изменить грам­матические значения слов, например число и падеж существитель­ных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; исполь­зуются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на обра­зование словосочетаний и предложений; могут быть информатив­ными задания на оценку и исправление специально подобранных уст­ных и письменных простых предложений, небольших текстов, со­держащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);

- языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонемати­ческого и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информа­тивным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различ­ной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной зву-ко-слоговой структурой);

3. Письменная речь:

- чтение: оценивается способ чтения (побуквенное, послоговое, чте­ние целыми словами, группами слов); темп чтения вслух (средний нор­матив: 1 класс - 35-40 слов в минуту целыми словами; 2 класс - 55-60 слов; 3 класс - не менее 80 слов); правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются за­труднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);

- письмо: оценивается возможность и качество выполнения пи­сьменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, от­дельных предложений, текстов; запись названий предметных карти­нок, составленного по сюжетной картинке предложения, составлен­ного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобран­ных, с учетом затруднений ребенка, текстов, насыщенных оппозици­онными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Инфор­мативными также являются: списывание и исправление деформи­рованных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его "печатанием" с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного - непроиз­вольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ре­бенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи. При оценке письма как школь­ного навыка учитывается его темп (средний норматив: 1 класс- 15-20 слов в минуту; 2 класс - 35-45 слов; 3 класс - 55-60 слов; 4 класс-75-80 слов); учитывается каллиграфический навык (при списыва­нии); учитывается наличие и характер орфографических и пункту­ационных ошибок;

- способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включа­ется в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с ка­ким результатом; информативным также является сравнение каче­ства записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с орга­низующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффе­ктивной помощи;

- анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности - выделение преобладающего вида.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к схеме психолого-логопедического обследования школьника




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.