Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление дебиторской задолженностью




Управление выручкой от реализации продукции (работ, услуг)

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Главным источником доходов предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). От ее своевременного поступления зависит непрерывность производственного процесса, устойчивость финансового состояния предприятия, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, работниками предприятия, поставщиками. Она является основным оценочным критерием рыночного спроса на реализуемую продукцию, ее качества и цены. В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования вправе самостоятельно выбирать один из следующих методов определения и учета выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Методы определения и учета выручки от реализации:

- кассовый метод (по оплате) – реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу;

- метод начислений (по отгрузке) – реализация считается совершенной по факту отгрузки продукции покупателю и предъявлении ему расчетных документов.

Метод учета выручки от реализации влияет на исчисление и уплату косвенных налогов. При кассовом методе учета выручки налог на добавленную стоимость начисляется по факту ее поступления, но не позднее 60 дней после отгрузки. При учете выручки по отгрузке товара задержки в перечислении косвенных налогов в государственный бюджет не происходит.

Своевременное поступление выручки является непременным условием непрерывного процесса производства. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником средств предприятия и занимает наибольший удельный вес среди других возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, за счет которой возмещаются затраты на производство и создаются необходимые условия для возобновления следующего кругооборота.

От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими организации.

Доходом предприятия считается выручка за вычетом из нее обязательных налогов и сборов.

Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента:

- себестоимость;

- прибыль;

- косвенные налоги и отчисления.

Первая часть выручки, себестоимость, направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, и выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Из этих средств необходимо также уплатить налоги в бюджет (экологический, земельный, чрезвычайный), а также произвести отчисления бюджет и другие бюджетные фонды в соответствии с законодательством.

Вторая часть выручки – прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды организации, обеспечивает решение ее экономических, технических и социальных задач. Определенная часть прибыли перечисляется в бюджет в виде налогов (на недвижимость, на доходы и прибыль, местных налогов).

Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, другие обязательные отчисления).

На размер выручки от реализации влияют следующие факторы:

- внутренние:

-- в сфере производства: наличие производственного потенциала, уровень управления им, ассортимент продукции, ее качество, рентабельность;

-- в сфере обращения: соблюдение договорных обязательств, ритмичность отгрузки продукции, своевременность оформления транспортных и расчетных документов, соблюдение сроков документооборота, уровень цен;

- внешние, не зависящие от деятельности предприятия: государственное регулирование, инфляция, изменение конъюнктуры рынка, несвоевременная оплата продукции покупателями и др.

Управление выручкой от реализации товаров (работ, услуг) необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов, выполнения расчетов по оценке стоимости предприятия. Управление выручкой от реализации подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. Исходными данными являются:

- производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (на квартал, полугодие, год);

- целевая сумма прибыли.

Выручка от реализации продукции в зависимости от задач, стоящих перед предприятием, может планироваться на различный срок.

Виды планов реализации продукции в зависимости от сроков:

- перспективные – разрабатываются на длительный период, характеризуют поступление денежных средств на основе разработанных бизнес-проектов, содержат укрупненные показатели и основные источники поступления выручки от реализации;

- текущие (годовые) – разрабатываются на основе оформленных договорами поставок продукции, государственного заказа, заявок потребителей; отражают соответствие плана объема выпуска и объема реализации на основании потребительского спроса на продукцию.

- оперативные – разрабатываются на короткий период времени (месяц, декаду) на основе плана производства продукции, ее поступления на склад готовой продукции плана отгрузки продукции с разбивкой заданий на каждый день обоснованием финансовых решений и контролем за их исполнением по следующим показателям: объем выпуска продукции, сдача на склад, отгрузка, поступление выручки на счет предприятия в установленный договором срок, состояние дебиторской задолженности.

Управление выручкой от реализации предусматривает следующие этапы:

- анализ выручки в отчетном периоде;

- оценка и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка;

- расчет плановой величины выручки;

- разработка мероприятий по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации продукции.

Методы планирования выручки от реализации:

- метод прямого счета – состоит в расчете для каждого производимого на предприятии изделия в отдельности по формуле реализации объема реализации в отпускных ценах, результаты суммируются и образуют планируемый объем выручки от реализации; применяется при ограниченном ассортименте продукции, под заключенные договора с оговоренными объемами и ценами;

- расчетный метод – состоит в определении планового объема выручки от реализации на основе общего объема выпуска товарной продукции в планируемом в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков; применяется на крупных предприятиях с большим ассортиментом продукции.

При использовании кассового метода объем выручки (В) определяется по формуле:

В = Р·Ц,

где Р – количество реализованной (отгруженной) продукции; Ц – цена реализации.

При количества реализованной (отгруженной) продукции необходимо учитывать объемы переходящих остатков продукции на начало и конец планового года, так как не вся произведенная в данном периоде продукция будет в нем и реализована. Для расчета продукции, предъявленной к реализации, используется формула реализации:

Р = ОН +ВТ – ОК,

где ОН – переходящие остатки нереализованной готовой продукции на начало года в отпускных ценах периода, предшествующего планируемому; ОК – переходящие остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года в отпускных ценах планируемого периода; ВТ – выпуск товарной продукции в отпускных ценах планируемого периода.

Переходящие остатки формируют:

- остатки готовой продукции на складе;

- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил;

- остатки товаров отгруженных, но не оплаченных в срок;

- товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.

При определении цены реализации необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» [7]. Закон определяет, что свободные рыночные цены формируются самим товаропроизводителем, который закладывает в цену свои индивидуальные издержки производства, ожидаемую им прибыль и налоги, предусмотренные налоговым законодательством государства.

Выручка от реализации рассчитывается в следующей последовательности:

- определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года (OН); принимаются в фактических размерах или в размере ожидаемой величины по производственной себестоимости;

- определяется коэффициент пересчета для перевода переходящих остатков на начало планового года из производственной себестоимости в отпускные цены; коэффициент пересчета равен отношению объема продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости;

- определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года (OН) в отпускных ценах как произведение их объема по производственной себестоимости на коэффициент пересчета;

- определяется сумма выходных остатков нереализованной продукции в отпускных ценах па конец планового года (ОК) как произведение однодневного выпуска готовой продукции в IV квартале планового года на установленную на предприятии норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке;

- определяется плановый объем выручки от реализации в планируемом периоде по формуле реализации.

Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализации определяется на основе полученного предприятием госзаказа, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.

Товарная продукция включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В состав товарной продукции входят также работы и услуги промышленного характера на сторону; продукция (услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных нужд самого предприятия.

Своевременное поступление выручки от реализации и в полном объеме связано с ежедневным контролем за ее поступлением на основе оперативных планов реализации продукции, эффективным управлением дебиторской задолженностью и разработкой мероприятий по ее снижению.

Дебиторская задолженность – это средства, которые принадлежат предприятию и должны быть перечислены на его счет в качестве оплаты за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Дебиторская задолженность отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, так как эти средства не участвуют в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На размер дебиторской задолженности влияют такие факторы, как вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятый в организации порядок расчетов и др.

При выборе формы и порядка расчетов предприятие должно учитывать характер хозяйственных связей с целью сокращения разрыва между моментом получения материальных ценностей и услуг и совершения платежа, недопущения возникновения необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности. Для разработки прогноза поступления денег за отгруженную продукцию и товары, выполненные работы и оказанные услуги необходимо реально оценить возможное погашение дебиторской задолженности и выявить размер нереальных долгов.

Ожидаемая величина невзысканной дебиторской задолженности определяется на основе данных бухгалтерского учета обычно за три предыдущих года. Полученная прогнозная величина сопоставляется с объемом отгруженной продукции. Наиболее точно нереальную

дебиторскую задолженность можно определить путем проведения сверки расчетов с должниками и оценки их платежеспособности.

Пример. За три последних года предприятием списано за счет созданного резерва по сомнительным долгам 81 млн руб. при стоимости отгруженной продукции за указанный период 15 200 млн руб. Следовательно, средний процент неоплаченной задолженности составил:

81: 15 200 - 100 = 0,5%.

Допустим, что на начало следующего года размер дебиторской задолженности составит 980 млн руб. В таком случае нереальной следует считать задолженность в размере:

980 - 0,5: 100 = 4,9 млн руб.

На счетах расчетов с поставщиками и покупателями должны быть только суммы, сверенные и согласованные с ними. Поэтому при оценке дебиторской задолженности на начало периода необходимо провести ее инвентаризацию, определить нереальную к взысканию

задолженность и возможные сроки взыскания остальной задолженности, которую нужно продисконтировать в зависимости от сроков погашения и прогнозируемого уровня инфляции. В приказе об учетной политике должны предусматриваться сроки сверки задолженности покупателей за отгруженную им продукцию или товары, которые в зависимости от объемов операций должны быть месячными или квартальными.

Основные методы управления дебиторской задолженностью:

- оперативный контроль за состоянием расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным платежам;

- диверсификация покупателей продукции, увеличение их количества с целью снижения риска неуплаты за поставленную продукцию несколькими крупными покупателями

- анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей с целью соблюдения финансовой устойчивости предприятия;

- синхронизация денежных потоков, т. е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженностей;

- продажа дебиторской задолженности с дисконтом факторинговым компаниям или банкам, которые занимаются ее взысканием с клиентов;

- снижение объема денежных средств, находящихся в пути за счет использования электронных чековых переводов, и др.

Тема 9: Управление формированием и использованием прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.