Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение ролей в команде




Часто рабочие команды формируются на основе профессиональных и личностных качеств сотрудников без учета их взаимодополняемости. Однако одним из главных условий успешной работы команды являет­ся сбалансированность ее состава. Это означает, что отбор в команду следует проводить с учетом разнообразия опыта, знаний и умений по­тенциальных сотрудников, что предполагает разнообразие подходов к решению задач в зависимости от сложившихся ситуаций. Хорошая команда начинается с хорошего отбора.

Современные исследования дают возможность понять, почему не­которые команды функционируют успешно, а другие терпят неудачу. Это связано с распределением ролей в команде.

Под той или иной ролью понимается определенная функция, кото­рая вносит свой уникальный вклад в работу команды. При анализе работы команды с точки зрения распределения ролей следует помнить о двух нюансах:

1 Алабутин А. А. Теория и практика менеджмента: Учеб. пособие. - ЧГТУ, 1996, с. 178.

■♦ чаще всего роли распределены между разными членами коман­ды, но бывают ситуации, когда один человек выполняет различ­ные ролевые функции или несколько человек — одну;

♦ все роли несут функциональную нагрузку, т. е. один и тот же член команды может выполнять разные роли в зависимости от задачи и состава команды.

На рис. 3.6, представляющем взаимодействие ролей в команде, чет­ко выделены две группы ролей. Первая группа — это роли, располо­женные в круге. Они непосредственно связаны с реализацией задачи, с ее содержанием. Их всего пять. А именно:

Информатор. Задача информатора — находить внешние ресурсы и поддерживать контакты, которые можно будет использовать для раз­вития фирмы. В этой роли легко чувствует себя человек, интересую­щийся всем новым (методами, идеями, технологиями), читающий спе­циальную литературу, умеющий заводить знакомства. Чаще всего это экстраверты, энтузиасты, любознательные, коммуникабельные люди. Важно обращать внимание на желание делиться полученной инфор­мацией с остальными членами команды.

Новатор. Человек, способный постоянно предлагать и формулиро­вать новые идеи. Часто это некая информация извне, которую новатор использует, чтобы предложить свежее решение. Функция новатора — предлагать идеи, не задумываясь над- реальностью их осуществления. Чаще всего это индивидуалисты, серьезные люди.

Эксперт. Эксперт — необходимый человек рядом с новатором. За­дача эксперта — анализировать идеи и предложения при участии ко­манды и самостоятельно, оценивать вероятность осуществления идей и практическую их ценность. Это судья команды, наименее вовлечен­ный в общую деятельность.

Практик. Практик превращает общие концепции и планы в практи­ческую рабочую деятельность. Он прекрасно осведомлен о ресурсах организации и возможностях специалистов. Его задача — проработка практических шагов по реализации нового проекта или решения.

Завершающий. Недоучет нюансов и отсутствие контроля над ме­лочами является обычной причиной неудач при реализации лучших проектов. Задача завершающего — проконтролировать, чтобы все дела были доведены до конца, ничего не упущено из виду, все мелочи учте­ны, все этапы работы выполняются в соответствии с планом и в срок. Три роли, которые расположены по углам треугольника, обеспечи­вают процесс выполнения задачи и достижения цели.

Рис. 3.6. Взаимодействие ролей в команде

Координатор. Одна из важнейших и самых сложных ролей. Коор­динатор организовывает, корректирует и контролирует деятельность команды, обеспечивает наилучшее применение имеющимся внешним и внутренним ресурсам на основе хорошего знания сильных и слабых сторон каждого члена команды и в соответствии со здравым смыслом. Часто это естественный лидер команды, хотя может не быть формаль­ным начальником.

Направляющий. Направляющий всегда держит конечную цель ра­боты команды в голове, отслеживая соответствие конкретной работы достижению конечного результата. Человек действия в команде, он активно вмешивается в процесс в случае его нарушения.

Дипломат. Его роль — помогать членам команды взаимодейство­вать друг с другом, предотвращать конфликтные ситуации, оставаться спокойным в критических ситуациях.

Все роли одинаково необходимы для эффективной работы команды. Отсутствие хотя бы одной из них приводит к перекосам. При иерар­хической структуре управления в роли формального руководителя, как правило, можно видеть человека, выполняющего функции направляю­щего. Обычно это яркая, сильная личностей легко ассоциируется с об­разом начальника. Однако при этом его прежде всего заботит результат, выполнение работы, и он легко пренебрегает отношениями и потребно­стями членов команды. При работе в команде мы рекомендуем вариант, когда в роли формального руководителя находится координатор. Силь­ная сторона координатора — умение видеть и учитывать сильные и сла­бые стороны членов команды, что позволяет ему вовремя сориентиро­ваться при решении конкретной задачи и перераспределить ресурсы в соответствии с конкретными потребностями.

Роль лидера очень важна в любой группе, особенно на этапе ее фор­мирования и построения команды. Команда отличается от просто группы еще и тем, что функции лидера часто оказываются распреде­лены между членами команды в зависимости от того, на чем нужно сделать акцент в данной конкретной ситуации. Поэтому мы будем го­ворить не о функциях лидера, а о функциях лидерства в команде. Функции лидерства в команде

Есть две основные категории функций лидерства: те, которые требу­ются, чтобы помогать в решении задачи, и те, которые требуются, чтобы работать на уровне поддержания функционирования группы (рис. 3.7). 1. Функции лидерства для работы над задачей. Эти функции под­держивают и координируют работу группы на этапе постановки задачи и достижения цели:

Рис. 3.7. Функции лидерства в команде

— инициация;

— работа с информацией на этапе поиска мнений группы;

— работа с информацией на этапе получения мнений;

— прояснение и развитие идей;

— суммирование;

— проверка консенсуса.

2. Функции лидерства для поддержания работы группы. Эти функ­ции определяют действия лидера, которые необходимы, чтобы поддержать взаимодействие в команде, развивая доверительные отношения друг к другу и к команде в целом:

— поощрение и поддержка;

— выражение чувств группы;

— роль лидера;

— поддержка общения;

— установление стандартов.

Обе категории функций лидерства являются взаимодополняющи­ми. Максимальной эффективности команда достигает, когда обе функ­ции лидерства способен взять на себя каждый ее член, а не только фор­мальный лидер.

Здесь мы подходим к очень важной проблеме для любого лидера или менеджера — проблеме делегирования полномочий.

Ключевые слова

Функции управления Делегирование

Полномочия

Норма управляемости

Централизация

Децентрализация

Роль

Команда

Вопросы для повторения

1. На какие группы подразделяются функции управления?

2. Что собой представляет процесс последовательной взаимосвязи общих функций управления?

3. Какие требования предъявляются к менеджменту?

4. Каков порядок делегирования полномочий?

5. Какие существуют виды делегирования полномочий?

Рекомендуемая литература

1. Кнорринг В, И. Теория, практика и искусство управления: Учеб­ник для вузов по специальности «Менеджмент» — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999, 528 с.

2. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992, 702 с.

3. Овсенко Д. В. Основы менеджмента: Учебное пособие. — СПб.: Изд. СПбГУ, 1999, 193 с.

4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1999,669 с.

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.