Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности планирования в инновационном менеджменте




Планирование представляет собой один из элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия. В процессе планирования осуществляется обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; установление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям.

Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования подсистемы планирования в системе инновационного менеджмента:

1) единство научно-технических, экономических, социальных задач развития состоит в том, что осуществление инновационной деятельности направлено на достижение определенных экономических результатов. Однако предприятие, как социально-экономическая система, должно обеспечить благоприятные социальные и психологические условия для эффективной творческой работы;

2) принцип научной обоснованности планирования состоит в необходимости учета законов и тенденций научно-технического и экономического развития. Соблюдение данного принципа обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов;

3) принцип доминирования стратегических альтернатив формируется исходя из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их значимости для обеспечения конкурентоспособности инноваций;

4) комплексность планирования проявляется в системной увязке разрабатываемых на предприятии планов и прогнозов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций условий единства и полноты охвата стадий и этапов инновационного процесса; элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности;

5) принцип гибкости планирования инноваций означает требование динамической реакции плановых показателей на возникающие отклонения в ходе планирования или в условиях функционирования внешнего и внутреннего окружения.

Система планирования инноваций включает комплекс различных планов, которые различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования (см. рисунок).

Методы планирования инноваций можно классифицировать по следующим основным группам:

· продуктово-тематическое планирование инноваций;

· объемно-календарное планирование инноваций;

· производственное планирование инноваций.

Продуктово-тематическое планирование составляет важнейший элемент системы внутрифирменного планирования инноваций на всех уровнях управления. Его задачи заключаются в определении направлений и пропорций в научно-техническом развитии предприятия, установлении тематики НИОКР, формировании структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции и осуществлении всего комплекса инновационных мероприятий.

Виды внутрифирменного планирования инноваций

В самостоятельных НИИ и КБ продуктово-тематическое планирование представлено формированием тематического плана, содержащего перечень НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию принятой концепции перспективного развития предприятия.

В процессе тематического планирования осуществляется отбор важнейшей тематики, оценка ее эффективности и уровня качества планируемых результатов, определяются исполнители, сроки, сметная стоимость выполнения работ. От качества и уровня обоснованности расчетов при формировании тематического плана предприятия зависят научно-технические и хозяйственные результаты его деятельности в текущем периоде и в перспективе.

С точки зрения содержания расчетов различают стратегическое и оперативное продуктово-тематическое планирование.

Стратегические планы формируют научную и продуктовую политику предприятия на долгосрочную перспективу, определяющую состав развиваемых научно-технических направлений, структуру рынков и характер поведения.

Оперативные продуктово-тематические планы, составляемые на годовой отрезок времени, обеспечивают реализацию стратегических решений и предусматривают формирование конкретного тематического плана НИОКР и производственной программы предприятия.

Выполнение заданий тематического плана обеспечивается в процессе объемно-календарного планирования (ОКП) путем последовательной детализации заданий и доведения их до исполнителей в научных и производственных подразделениях.

Календарное планирование имеет своей целью установление взаимосвязанных сроков начала и окончания работ по каждой теме с учетом имеющихся ресурсов.

В процессе достижения этой цели решаются следующие основные задачи:

1) детализация заданий объемных планов путем установления состава и технологической последовательности выполнения работ по каждой теме;

2) составление календарных планов-графиков работ по выполнению каждой темы;

3) разработка сводных календарных планов работы подразделений и предприятия в целом;

4) составление календарных графиков работы отдельных исполнителей на планируемый период.

Выполнение расчетов по ОКП при решении рассмотренных задач осуществляется с учетом ряда принципиальных требований, предъявляемых к качеству их результатов:

1. Выполнение всей планируемой номенклатуры работ в соответствии с установленными директивными или согласованными с заказчиком договорными сроками завершения работ в целом или по отдельным этапам их проведения.

2. По возможности непрерывное проведение работ по каждому объекту проектируемой техники. Объемно-календарное планирование призвано, учитывая реально существующие условия ограниченности материальных и трудовых ресурсов, обеспечить такое распределение работ по исполнителям, которое бы полностью исключало перерывы в ходе проведения работ по темам.

3. Равномерная и полная загрузка исполнителей и оборудования по отрезкам планируемого периода. Оперативное планирование инноваций призвано обеспечить составление календарных графиков, в которых наряду с непрерывным проведением работ по многим темам предусматривалась бы равномерная загрузка всех исполнителей на протяжении всего планового периода.

Календарное планирование начинается с построения планов-графиков ведения работ по каждой теме. Называемые часто линейными графиками, они широко применяются в практике при проведении относительно несложных работ с небольшим количеством этапов, производимых преимущественно последовательно ограниченным составом исполнителей.

В рамках ОКП обеспечивается сбалансированное распределение объемов работ по подразделениям и исполнителям в соответствии с характером располагаемых ресурсов; установление согласованных сроков занятости работников; загрузка научного и производственного оборудования.

Выполнение объемных расчетов осуществляется в такой последовательности.

На первом этапе осуществляется распределение номенклатуры тематических заданий по отрезкам планируемого периода (месяцам и кварталам года) на основе предварительно построенных укрупненных графиков проведения работ по отдельным темам.

На втором этапе производится распределение работ по подразделениям и закрепление их за исполнителями.

На третьем этапе производятся проверочные расчеты соответствия планируемых объемов работ по пропускной способности подразделений.

На четвертом этапе объемных расчетов подготавливаются мероприятия, необходимые для обеспечения сбалансированности планируемых объемов работ и пропускной способности подразделений. Если по итогам расчетов есть излишек или дефицит кадров, то принимается решение о перераспределении численности работников или объемов работ между подразделениями, или о реализации других мероприятий, обеспечивающих сбалансирование потребных и располагаемых ресурсов.

Производственное планирование инноваций связано с выполнением завершающей стадии инновационных процессов, включающими изготовление опытных экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для производства инновационного продукта, направленного на удовлетворение имеющегося спроса.

Выполнение этого комплекса работ осуществляется опытно-экспериментальными производствами в виде самостоятельных предприятий или цехов и участков. Состав опытно-производст­венных работ предусматривается в каждом отдельном инновационном проекте. Производственное планирование инноваций имеет задачей распределение производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и закрепление их за определенными рабочими местами. К нему предъявляются требования равномерного и комплексного выполнения производственной программы опытных работ и возможно полного использования трудовых ресурсов и основных фондов предприятия.

Оперативно-производственное планирование осуществляется в три последовательных этапа.

Первый — объемное планирование сводится к расчету производственных программ предприятия, цехов и участков в соответствии с их производственными возможностями. Второй — календарное планирование заключается в построении календарных планов-графиков выполнения опытных работ. Третий — оперативное планирование сводится к доведению производственных заданий до рабочих мест, обеспечению учета, контроля и регулирования хода производства.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций?

2. Какие виды прогнозов инноваций Вы знаете?

3. Какие особенности планирования в инновационном менеджменте Вы знаете?

4. Перечислите методы планирования инноваций.

15. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

15.1. Содержание стратегического управления
инновационной деятельностью

Стратегическое управление инновационной деятельностью является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов.

Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его снабженческо-сбытовые возможности. Стратегический аспект инновационной деятельности заключается, прежде всего, в ориентации на запросы потребителя.

Стратегические инновационные цели – система основных ориентиров долгосрочной инновационной деятельности, в соответствии с которыми разрабатывается инновационная стратегия и формируется портфель инновационных проектов.

Стратегические инновационные цели отражают генеральную линию развития предприятия в инновационной сфере. Они находят свое отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие предприятия и необходимые для этого ресурсы. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция и разрабатываются оперативные планы ее реализации.

Постановка и формулировка стратегических целей служат исходной базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий. Различают:

1. Базовые стратегии — модель поведения предприятия в той или иной конкретной рыночной ситуации.

2. Функциональные стратегии — комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия.

Например, главная цель — обеспечить доминирующее положение предприятия на рынке продукта А; базовая стратегия — увеличить объемы производства продукта А в границах маркетингового прогноза; одна из функциональных стратегий — произвести техническое перевооружение производства продукта А; альтернативы функциональной стратегии: а) модернизация действующего оборудования; б) полная организационно-техническая реконструкция производства продукта А.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы стратегий:

· оборонительную;

· наступательную.

Оборонительная стратегия отражает в себе реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. Наступательные стратегии требуют кредитных инвестиций и более применимы на предприятиях, располагающих достаточно высокими инновационным и производственным потенциалами, квалифицированным составом менеджеров и финансовыми ресурсами.

Общие задачи стратегического управления инновациями сводятся к следующему:

· какими продуктами и на каких рынках следует развивать свою активность предприятию в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды;

· посредством каких нововведений, какими методами будут достигнуты стратегические инновационные цели;

· в каких масштабах и из каких источников произойдет выделение ресурсов под стратегические цели;

· в рамках каких организационных структур будет осуществляться инновационный процесс на предприятии;

· посредством какого стиля управления, с каким сотрудником следует обеспечить регулирование и контроль стратегического инновационного процесса?

Основными элементами стратегического управления инновационной деятельностью являются:

· способ управления (авторитарный, кооперативный, либера­листский);

· ориентация на информационные принципы (открытость или секретность);

· мотивационные принципы (индивидуальные или коллективные системы);

· принятые организационные структуры (централизованные или децентрализованные);

· порядок разрешения конфликтов (подавление или арбитраж);

· принципы контроля (внутренний или внешний).

Процесс стратегического управления состоит из ряда взаимосвязанных этапов, представленных на рис. 15.1.

Стратегическое управление инновационной деятельностью определяется принятыми на предприятии принципами управления:

· управление на основе экстраполяции, при котором предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде;

· управление на основе разработки принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления, стилей, форм и методов организации;

· управление на основе принятия оперативных решений, применяемых при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.

К основным методам стратегического управления инновационной деятельностью относятся:

1. Программно-целевой метод ориентирован на достижение определенных целей, вытекающих из какой-либо одной, но крупномасштабной задачи, требующей для ее решения концентрации усилий и взаимодействия многих производственных и управляющих звеньев.

2. Проблемно-ориентированный метод. Его сущность состоит:

а) в обеспечении постоянной долговременной готовности и способности предприятия к восприятию инноваций, трансформации, адаптации и рутинизации;

б) в создании механизмов для осуществления фронтальных качественных прорывов в инновационной сфере. Концепция проблемно-ориентированного метода позволяет: сосредоточить усилия на решении ключевых инновационных проблем; обеспечить организационную интеграцию на системной основе механизмов и участников инновационного процесса; создать стратегическую систему управления инновациями, обеспечивающую переход от «реактивного» к «активному» управлению.

3. Сетевое планирование и управление. Для разработки сетевых моделей выявляются связующие события, перечень которых определяется составом взаимосвязанных программных мероприятий.

Рис. 15.1. Процесс стратегического управления инновациями




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.