Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика подготовки и проведения деловых игр




Разработка игры начинается с определения ее темы и учебных целей. В теме, как правило, отражаются характер деятельности, масштаб управления, состав инстанций, условия обстановки.

Например, темами могут быть: эффективность внедрения автоматизированных поточных линий на машиностроительном предприятии; экономическая эффективность повышения качества продукции.

После формулирования темы устанавливаются общие учебные цели, которые должны точно определить:

• для чего проводится данная деловая игра;

• категорию обучающихся;

• чему именно следует обучать;

• какие результаты ожидаются в итоге.

Ориентировочные примеры учебных целей:

• показать, как нужно выполнять какую-либо конкретную задачу;

• научить анализу исходной производственно-хозяйственной, инновационной ситуации;

• показать, как следует принимать решения в определенном виде инновационной ситуации;

• привить практические навыки в выполнении служебных обязанностей установленной категории должностных лиц в определенном разделе инновационной деятельности;

• проверить уровень подготовленности участников (должностных лиц) в определенном виде инновационной ситуации. Учебная цель игры отличается от целей ее участников.

Учебную цель ставит перед собой руководитель игры. Участники же ставят перед собой цели в соответствии со своими игровыми должностями.

Не исключено, что участникам игры до момента ее разбора не следует знать учебных целей игры, так как это может повлиять на их действия.

После определения общих учебных целей целесообразно производить расчленение игры на отдельные этапы (фрагменты), имеющие самостоятельное содержание и свои частные учебные цели. При этом совокупные достижения частных учебных целей отдельных этапов обеспечивают достижение главных учебных целей деловой игры в целом.

Следующий этап — план подготовки и проведения деловой игры. Основные позиции плана:

• разработка проспекта;

• разработка сценария;

• разработка программного обеспечения с контрольным примером по сценарию;

• составление методических материалов;

• разработка задания;

• экспериментальное проведение деловой игры;

• разбор деловой игры.

Проспект деловой игры включает в себя:

• название деловой игры и ее общие учебные цели;

• исходную обстановку с указанием состава и состояния производственно-экономических систем;

• суть производственно-экономической ситуации и динамику ее изменения;

• основы составления общих и частных моделей игры, которые включают перечень необходимых технических и финансово-экономических расчетов, выполняемых ее участниками;

• методику использования оргтехники (персональные компьютеры, ЭВМ) участниками деловой игры и аппаратом руководства;

• состав участников и их роли;

• последовательность и сроки разработки материалов игры.

Проспект игры — важнейший документ, определяющий всю деятельность по ее разработке. Все просчеты в проспекте оборачиваются необходимостью длительных и трудоемких переделок в дальнейшем.

На основе проспекта разрабатывается сценарий игры — основной документ для ее проведения. Разрабатывая сценарий, составители разбивают игру на фрагменты (по возможности, не более двух–трех). В свою очередь, каждый фрагмент разбивается на эпизоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Затем составляются тексты информационных сообщений, с помощью которых участники игры вводятся в производственно-экономическую обстановку. При этом необходимо четко определить, кому, в каком виде и когда вручается каждое информационное сообщение. После этого составители формулируют действия участников игры. Главная позиция этих действий — выполнение технико-экономических расчетов, для чего формулируется содержание этих расчетов с последующей разработкой алгоритмов и программ.

При проведении ручных расчетов желательно выполнение, для примера, одного из возможных вариантов. Для каждого эпизода предполагаются возможные действия аппарата руководства, с одной стороны, по обеспечению выполнения решения участников игры, а с другой — по оценке этих действий и подготовке новых информационных сообщений, показывающих участникам игры как достоинства, так и недостатки их решений.

Далее анализируется время, необходимое участникам игры на оценку обстановки, обсуждение, выполнение технико-экономиче­ских расчетов и на принятие решений.

Программное обеспечение деловых игр включает:

• операционную среду;

• пакеты программ общего назначения;

• программы, специально разработанные для конкретной инновационной игры.

Задание на деловую игру служит документом, предназначенным для того, чтобы участники игры могли заранее подготовиться к ней. Поэтому задание вручается участникам примерно за неделю до начала инновационной игры.

Задание включает в себя три части.

1. Описание технологического и финансово-экономического фона игры. В нем дается краткая характеристика условий, в которых находится производственно-экономическая система и ее отдельные элементы, что дает возможность участникам игры принимать конкретные исходные решения в соответствии со своими должностями.

2. Справочные материалы содержат данные о состоянии производственно-экономической системы в целом и отдельных ее элементов: климатических и природных условиях, коммуникациях, материально-техническом обеспечении, возможностях сбыта продукции, кадровом составе и т. д.

3. Организационные указания. Перечисляются должности играющих, состав руководства, указывается, кто из играющих какую работу должен выполнить к началу и в процессе игры какие материалы разработать, кому и когда их представить. В этой же части приводится перечень литературы, которую участники должны изучить к началу игры.

Методическая разработка деловой игры содержит порядок действий руководителя с момента вручения задания участникам и до ее окончания. Методическая разработка проводится на основании сценария. Эпизод за эпизодом, подробно описываются ожидаемые варианты действий участников игры с вероятными мотивировками этих действий, пояснениями всех расчетов и описанием контактов между участниками. Основная линия руководителя игры определяется последовательностью эпизодов сценария и выполнением конкретных расчетов по соответствующим алгоритмам вручную или с использованием оргтехники (ЭВМ, персональных компьютеров). Указывается порядок анализа выходных данных (результатов расчета).

Итоговая часть разработки — определение места проведения деловой игры и потребности в материальном обеспечении.

К методической разработке прилагаются проспект и сценарий деловой игры, алгоритмы и программы решения задач на ЭВМ, задание слушателям. Эти документы входят в сборник материалов по деловой игре.

Проведение деловых игр. Игра начинается с объявления руководителем темы деловой игры и ее временного начала.

Если в задании указано, что играющие должны оценить обстановку и подготовить на момент начала игры свои решения, то, в соответствии со сценарием, после начала играющие кратко излагают обстановку и объявляют свои решения.

Очень часто подготовка исходных решений заданием не предусматривается. В этом случае руководитель кратко обрисовывает обстановку и дает время для ее анализа. После этого начинается проведение деловой игры в соответствии с планом. Руководитель проигрывает фрагмент за фрагментом (внутри каждого фрагмента — эпизод за эпизодом), выдерживая временную последовательность в соответствии со сценарием, корректирует время, исходя из складывающейся обстановки и действий участников игры.

После вручения вводной исходной информации руководитель должен предоставить участникам время на обдумывание ее содержания, на обсуждение ситуации со смежниками, подчиненными, руководством и лишь после этого требовать соответствующих действий и решений. Темп игры должен быть достаточно высоким, что возможно при интенсивной работе участников. Контакты участников друг с другом по ходу выполнения отдельных фрагментов должны устанавливаться в порядке должностных отношений, соответствующих деловой игре.

Руководитель выявляет степень обоснованности тех или иных решений участников игры. Если решение недостаточно обоснованно или неверно, то с помощью вводных исходных данных следует дать возможность участникам произвести необходимую корректировку.

Розыгрыш очередных эпизодов должен начинаться с объявления итоговых данных по предшествующим событиям.

Чтобы в деловой игре были достигнуты поставленные учебные цели, а ее ход естественно определялся действиями и решениями участников, руководителю следует:

• наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;

• анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;

• оценивать промежуточные решения играющих;

• корректировать план проведения игры путем подготовки соответствующих вводных исходных данных.

Фрагменты, эпизоды и вся игра заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей.

Игра завершается подготовкой и формированием заключительных решений ее участников.

Разбор деловой игры — главная заключительная часть ее проведения. Все его положения необходимо основывать, прежде всего, на результатах числовых расчетов, а также примерах производственно-экономической практики. Разбор начинается с объявления общих учебных целей. Далее руководитель анализирует основные теоретические (методические) производственно-экономические положения, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологическом порядке рассматриваются решения участников, вскрываются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки.

В результате разбора главных положений у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре.

В завершение разбора целесообразно дать оценки действий основных участников деловой игры.

Выводы:

1. Деловая игра — это имитация хозяйственной или иной деятельности организации в производственных или учебных целях, которая выполняется группой лиц на модели объекта.

2. Инновационные игры относятся к классу общих управленческих игр. Они используются для решения наиболее сложных социально-экономических задач.

3. План подготовки и проведения инновационной игры включает:

· разработку проспекта;

· разработку сценария;

· разработку программного обеспечения;

· составление методических материалов;

· разработку задания;

· экспериментальное проведение деловой игры;

· разбор деловой игры.

Сценарий деловой игры служит основным документом для ее проведения. Игра разбивается на фрагменты (этапы), каждый фрагмент — на эпизоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Главная позиция большинства эпизодов — выполнение технико-экономических расчетов.

Фрагменты и эпизоды заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей. Игра завершается формулированием заключительных решений ее участников.

Разбор инновационной игры необходимо основывать на результатах шаговых расчетов. В хронологическом порядке рассматриваются решения участников. Вскрываются ошибки, показывается правильный порядок действий. В заключительной части разбора даются оценки действий основных участников игры.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «деловая игра», «инновационная игра».

2. Каковы основные отличия общих управленческих игр от функциональных игр?

3. Каково основное содержание:

· проспекта инновационной игры;

· сценария инновационной игры;

· программного обеспечения игры;

· задания на проведение игры;

· разбора инновационной игры?

4. Чем отличаются рутинные игры от инновационных игр?

14. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И ПЛАНИРОВАНИЕ
В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

14.1. Сущность и содержание эпистемологии
как теории познания прогнозирования инноваций

Эпистемология (гр. epstemologia) прогнозирования инноваций представляет теорию познания прогнозирования нововведений и научно-технического прогресса. В теории познания обычно выделяют два принципиально противоположных подхода к динамике научно-технического прогресса:

• онтологический;

• теологический.

Онтология (гр. on (ontos) — сущее + логия) — философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Сущность онтологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса заключается в том, что инновации рассматривают как проявление саморазвивающегося динамического процесса. Другими словами, однажды начавшись на определенном этапе цивилизации, научно-технический прогресс продолжается и сегодня. Он представляет собой как бы ответную реакцию на проблемы, возникающие перед наукой и техникой, и на возможности постоянно развивающейся научно-технической мысли.

Эти проблемы и возможности можно представить как внутренние (т. е. эндогенные) факторы.

Термин «теологический подход» происходит от слова теология (гр. theologia (theos — бог + logos — учение)) и означает наличие некоторой общественной цели, что обычно предполагает следование какому-нибудь правилу или подчинение определенному закону.

Сущность теологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса заключается в том, что инновации рассматриваются как результат объективного процесса, определяемого соответствующей потребностью общества (необходимостью коренной перестройки экономики, сильным потребительским спросом, революцией, политической или военной потребностью и т. п.).

Эту потребность можно представить как внешние (т. е. экзогенные) факторы.

Теория теологического подхода принимает во внимание как большое количество изобретений и открытий, появившихся почти одновременно и независимо друг от друга, так и случаи их преждевременного появления. Другими словами, инновации появляются в ответ на какой-то стимул или сигнал, которым может оказаться как недостаток научных знаний, так и внутренний (эндогенный) фактор. Это связано с тем, что обычно спрос порождает предложение и очень редко наоборот.

Первичность влияния внешних факторов на инновации, научно-технический прогресс предполагают, что направление прогресса, а также его темпы могут быть указаны лишь в той мере, в какой сам научно-технический прогресс является следствием изменившихся потребностей. Другими словами, осознание потребности потребителем означает разработку научных методов, технологий и технических средств для ее удовлетворения.

В рыночной экономике со свойственной ей свободной конкуренцией на рынке инновации и научно-технический прогресс всегда будут отражать экономические взаимоотношения между покупателями и продавцами. При изучении спроса покупателей всегда нужно считаться с известной неопределенностью. Умение предвидеть, что желает покупатель, — это необходимое, но еще не совсем достаточное условие коммерческого успеха. В связи с тем, что на рынке имеется большое количество покупателей и их потребности меняются медленно, можно прогнозировать пути инноваций и научно-технического прогресса в предположении, что наука и техника развиваются под влиянием своих внутренних законов развития исходя из своих собственных возможностей.

Также существует рынок одного покупателя. Таким покупателем может быть, например, какое-нибудь министерство, правительственное ведомство или государство. Такой рынок называется унитарным (фр. unitare /лат. unitas — единство) рынком, т. е. единым, составляющим одно целое. При унитарном рынке можно точно определить цель инновации, ее задачи и какие изменения необходимы для выполнения этих задач.

Теологический прогноз дает указание на возможность какого-либо события в некоторый момент времени в будущем. Такие указания обычно можно получить путем анализа системы прогнозов относительно будущего данной разработки (инновации). Наиболее надежной является экстраполяция темпов появления инноваций (изобретений) при данном уровне финансирования или спроса.

Прогнозирование в инновационном менеджменте представляет собой комплексную вероятностную оценку содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Основная функция инновационного прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения.

В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важных задач:

· определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;

· оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

· определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

· оценка ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ и мероприятий.

В целях глубокого обоснования подготавливаемых планов развития науки и техники предусматривается разработка трех типов прогнозов: краткосрочных, охватывающих период от 1 года до 5 лет, среднесрочных, рассчитанных на период до 15 лет, и долгосрочных (15 и более лет).

При определении оптимального периода инновационного прогнозирования должны учитываться характер конкретного объекта прогнозирования, а также общие темпы НТП вданной области знаний. Чем уже тематически рамки разрабатываемого прогноза, тем меньше должен быть период прогнозирования. В новых, быстро развивающихся областях науки и техники период прогнозирования укорачивается, а сами прогнозы обновляются чаще, чем традиционных областях.

Разнообразие видов инновационных прогнозов и задач, решаемых с их помощью в системе управления наукой техникой, требует применения различных систем и методов построения самих прогнозов.

В системе инновационного прогнозирования выделяют следующие методы:

· прогнозирование на основе экстраполяции;

· экспертные методы прогнозирования;

· методы моделирования.

Сущность методов экстраполяции, применяемых при прогнозировании науки и техники, состоит в том, что, анализируя изменение отдельных параметров разрабатываемого объекта в прошлом и исследуя факторы, обусловливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях его развития и путях совершенствования в будущем.

В прогнозировании объектов инновационной сферы принято выделять два вида задач, решаемых методами экстраполяции: задачи динамического и статического анализа.

При динамическом экстраполировании главным и единственным фактором развития выступает фактор времени. В этом случае прогноз развития научного направления или вида техники составляется на основе тщательного анализа временных рядов, отражающих изменение того или иного прогнозируемого параметра во времени. Например, анализируется изменение во времени таких параметров, как мощность, скорость, надежность, весогабаритные характеристики и т. п.

Динамическая задача прогнозирования предполагает наличие поступательных эволюционных процессов в развитии прогнозируемых процессов с однонаправленным изменением основных параметров. В этом случае прогноз изменения параметров объекта в будущем строится по аналогии с ретроспективной практикой его развития.

Чаще всего для прогнозирования технических параметров используются функции вида

,

где — прогнозируемый параметр;

— год в прогнозируемом периоде;

и — расчетные коэффициенты аппроксимирующей функции.

В аналитическом выражении развития прогнозируемого объекта (параметра) фактор времени рассматривается как независимая переменная, а значение параметров выступают как функции этой переменной.

Прогнозирование параметров по факторам, влияющим на их развитие, осуществляется на основе методов корреляционного и регрессионного анализа. Типичным примером экстраполяции параметров проектируемой техники методами корреляционного и регрессионного анализа является прогнозирование значений трудоемкости разработки машин и агрегатов по совокупности конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.

Для прогнозирования быстро эволюционирующих процессов и объектов применяется экстраполяция переменных по огибающим кривым. Содержание этого метода заключается в построении огибающей кривой. Прогнозирование по огибающей кривой сводится к экстраполяции точечных или интервальных значений параметра на тот или иной период.

Для прогнозирования качественных характеристик, а также объектов, развитие которых не поддается формализации и статистическому моделированию, широко используются методы экспертных оценок.

Суть экспертных методов инновационного прогнозирования состоит в том, что на основе априорных оценок квалифицированного специалиста или группы специалистов делается заключение о путях развития науки и техники, перспективных направлениях научных исследований и разработок. В зависимости от формы работы с экспертами различают индивидуальные и коллективные методы экспертизы.

Индивидуальные методы экспертизы предусматривают персональную работу с каждым экспертом и получение частного, предварительно не согласованного с другими мнениями заключения эксперта.

Содержание разнообразных методов коллективных экспертных оценок сводится главным образом к тому, чтобы использовать все достоинства групповой экспертизы, сведя к минимуму ее недостатки. Осуществляется это, прежде всего, путем создания условий, благоприятствующих формированию объективных оценок. Групповое решение принимается не с учетом мнения большинства, а на основе статистической обработки индивидуальных оценок с учетом степени согласованности мнений экспертов, которая характеризуется относительной величиной размаха индивидуальных оценок.

Одним из наиболее перспективных подходов к разработке прогнозов считается моделирование процессов развития науки и тех ники. Моделирование можно представить как процесс оперирования изучаемым объектом, цель которого состоит в построении математической модели, отражающей наиболее существенные закономерности поведения исследуемого процесса, явления или объекта в тесном взаимодействии с факторами их определяющими.

По характеру используемых моделей различаются логические, информационные и математические модели прогнозирования.

Логическое моделирование включает тщательное изучение внутренней логики развития прогнозируемого объекта и разработку на этой основе соответствующих исторических моделей (образцов). Исторические аналогии используются затем при решении конкретных ситуаций и задач развития прогнозируемого объекта.

Практический интерес представляют методы построения различных информационных моделей. Так, статистический анализ числа научных публикаций, научных журналов частоты использования печатных работ и т. п. дает возможность судить о темпах и характере развития научных дисциплин, тех или иных видов техники.

Математические модели прогнозирования представляют собой наиболее универсальные и достаточно строгие методы анализа тенденций развития техники. Они позволяют дать количественное описание динамики развития реальных объектов прогнозирования, изучить характер и направления влияния на их изменение различных факторов. Для моделирования процессов научно-технического развития особенно часто используются методы статистического анализа, исследование производственных функций, динамическое программирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.