Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и отличительные черты американского и японского менеджмента




За время существования менеджмента в мире накоплены значительные знания в области теории и практики управления. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно.

При создании собственной модели менеджмента в той или иной стране (регионе) необходимо учитывать специфику государственного устройства, различия в законодательстве, зрелость сложившихся рыночных отношений, формы собственности и т.д.

Известный интерес представляет изучение американской модели менеджмента, позволившей США занять лидирующее положение в мире.

Американский менеджмент базируется на учениях школы научного управления, у истоков которой стоял Ф.Тейлор. Американский менеджмент впитал также в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Она оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Для современного американского менеджмента характерна ориентация на психологию индивида, а не группы.

Отличительными чертами американского менеджмента в современных условиях являются следующие:

большое разнообразие и систематическая перестройка организационных структур. Организационная структура проектируется на основе функционального разделения труда Практически каждая компания имеет свои отличительные особенности, при этом усиливаются процессы слияния и поглощения компаний;

американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. При этом основное их внимание уделяется долгосрочной перспективе развития, адаптации компаний к динамично изменяющейся и всё более неопределенной внешней среде;

четко определена индивидуальная ответственность каждого руководителя, работника. Каждый руководитель (работник) несет персональную ответственность за выполнение установленных показателей и результаты своего труда. Отсюда стимулирование персонала ориентировано на прагматический, амбициозный тип мотивации, в отличие от японского, ориентированного на обеспечение общего благополучия;

жесткая формализованная структура управления, которая обеспечивается наличием жестких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работников, детальное описание полномочий и ответственности;

принятие управленческих решений менеджерами осуществляется индивидуально в рамках установленной компетенции. При этом американским менеджерам не свойственно предварительное обсуждение и одобрение коллективом (группой) принимаемых решений;

американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Менеджер не может быть «универсальным гением»;

характерной формой власти для типично американских компаний является законная власть, власть, определяемая занимаемой должностью;

в американских компаниях поощряется стремление к лидерству, победе над остальными, что стимулирует жесткую внутригрупповую конкуренцию, в отличии от японской модели менеджмента, в которой практически нет места индивидуализму, порождающему зависть, отчужденность, препятствующему совместной работе.

Японская модель менеджмента ориентирована на человеческий фактор, в основе которого преобладают групповые интересы.

За период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера. Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость, трудолюбие. В Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой. Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд они воспринимают через призму социальных потребностей, хотя в последнее время японский менеджмент всё больше впитывает в себя концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида.

Отличительными чертами современного японского менеджмента являются следующие:

в типично японских компаниях организационная структура отражает культивируемые администрацией отношения взаимопомощи и поддержки со стороны руководства. Интересы организации превалируют над интересами подразделения;

в японских компаниях, в отличие от американских, предусматривается коллективная ответственность за выработку, принятие и исполнение решений;

первостепенное значение придается совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованны, чем американские. Однако в рамках централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления более эффективен, поскольку предполагает: участие всех звеньев управления в выработке решений; соблюдение принципа единогласия в принятии решений; отсутствие четких должностных инструкций, регламентирующих обязанности работника и т.п.;

для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая выгодна как предпринимателям, так и работникам. Предприниматели приобретают верных и преданных, готовых трудиться на благо фирмы с наибольшей отдачей. Работники, «пожизненно» нанятые фирмой, испытывают чувство глубокого удовлетворения и уверенности в завтрашнем дне. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействия;

каждая японская фирма состоит из множества групп, в каждой группе есть старшие и младшие, которые различаются по возрасту, стажу и опыту работы. Младшие безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им уважение, подчиняются им. Группы ориентированы на цели и задачи фирмы. При этом японец понимает, что работает на группу и на себя;

характерной формой власти на японских предприятиях является власть, основанная на личном авторитете руководителя. Подчинение достигается за счет понимания работником целесообразности следования рекомендациям наставника, руководителя в силу его опыта, более высокого уровня квалификации и знаний;

центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Контроль качества носит во многом неформальный характер и охватывает все стадии производства, при этом в систему контроля вовлечены все работники фирмы, которые объединены в группы (кружки) качества;

ориентация производственно-технологических процессов на работу по системе «Канбан». Смысл работы по данной системе состоит в том, что на всех фазах производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей производственной операции «точно – в срок», т.е. именно тогда, когда это нужно. При этом готовые изделия производятся и отправляются в тот самый момент, когда в них есть потребность в торговой сети;

при выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы. При этом для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что через каждые 3-5 лет производится переучивание персонала новым специальностям;

система оплаты труда подчиняется требованиям принципа уравниловки и имеет весьма незначительную дифференциацию. Размер заработной платы непосредственно зависит от результатов коллективной работы группы и непрерывного стажа работы её членов;

сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность её идеалам.

Для многих стран именно японская, а не американская система организации управления стала эталоном. Япония создала уникальную базу, базирующуюся на самых передовых технологиях инфраструктуру, в настоящее время является лидером в области качества продукции, а по темпам роста производительности труда обогнала все другие страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.