Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1. Эволюция управленческой мысли




Эталоны ответов


1. б

2. а

3. г

4. б

5. а

6. б

7. а

8. б

9. г

10. б

11. а

12. в

13. а

14. в

15. б

16. а

17. а

18. г

19. б

20. а

21. а

22. б

23. б

24. б

25. а

26. г

27. б

28. а

29. г

30. б

31. г

32. а

33. г

34. а

35. г

36. а

37. в

38. в

39. а

40. б


 

Позиция 1. Учения об управлении условно делятся на две группы: одномерные учения и синтетические учения

 

1. Кратко сформулируйте, что лежит в основе концепции каждой, из указанных ниже, научной школы управления и назовите их представителей.

а) Школа научного управления. Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности и смог провести свои исследования на примере единственного предприятия. Он отделил рабочих от машин, сделав их основным критерием производительности.

Существенное достижение этой школы заключалось в систематическом стимулировании работников с целью заинтересованности их в увеличении производительности и объемов производства. При этом предусматривался отдых и перерывы в производстве, а время на выполнение определенных заданий считалось реальным и справедливо определенным. Это предоставляло возможность руководству устанавливать нормы производства и дополнительно платить тем, кто перевыполнял заданный минимум. Ф. Тейлор и его последователи признавали также возможность отбора людей, как физически и интеллектуально отвечали бы выполняемой работе.

Заслугой Тейлора и его последователей следует также считать обоснование потребности выделения управленческого труда как сферы деятельности особенной группы людей, которые могут достигать в ней высокой производительности. Появление школы научного управления было переломным моментом, после которого управление стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.

Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. Сотрудничество администрации с рабочими. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.

Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

Б) Классическая школа. (Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Более точно «универсальные принципы управления», сформулировал А. Файоль, а М. Вебер – разработал «концепцию рациональной бюрократии», характеристиками которой является:

- высокая степень разделения труда;

- четкая управленческая иерархия;

- исчислении правила, стандарты и показатели оценки работы;

- дух формальной обезличенности (отсутствие симпатий и привилегий относительно отдельных рабочих);

- подбор кадров в организации за их деловыми профессиональными качествами.

в) Школа человеческих отношений Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых - М. Фоллет, Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, что известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

«Школа человеческих отношений» стала реализацией новой попытки менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему». Это незаурядное достижение управленческой мысли.

Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «благосклонности людей».

г) Школа поведенческих наук Параллельное развитие психологии и социологии, а позже — соционики и усовершенствования методов исследований этих наук значительно усовершенствовали изучение поведения человека на рабочем месте, которое обусловило в 50-ые годы отход от школы человеческих отношений и создание нового направления, которое достало название школы поведенческих наук (бихевиористской школы).

Представителями этой школы является К. Арджирис, Р. Лайнкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Честер Бернард. Представители поведенческой школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы поведенческих наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов. В 60-ые годы поведенческий подход стал чрезвычайно популярным и охватил почти всю сферу управления в экономически развитых странах. Как и предыдущие школы, сторонники школы поведенческих наук считали, что они нашли наиболее эффективный путь решения проблем успешного управления «от эффективности работника - к эффективности организации».

д) Эмпирическая школа. Можно выделить два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.

Позиция 2. Современные подходы и методы менеджмента: процессный, системный, ситуационный, комплексный

 

1. Дайте краткое определение:

Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Ситуационный подход – метод научного познания, который направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Процессный подход – подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.

2. Указанный рисунок, доведите до простой кибернетической модели управления закрытой производственной организацией, заполнив пустые квадраты соответствующими элементами.

 

Принимающий решение
Управляющее воздействие
Варианты решений

 

 


3. Дайте определение управления?

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

 

4. Сформулируйте конкретные факторы внешнего и внутреннего воздействия на предприятие и заполните таблицу:

 

Внешняя среда Внешние факторы прямого воздействия: Поставщики, конкуренты, потребители, законы и учреждения государственного регулирования,  

 

 

 


 

 

Вводимые ресурсы Результаты деятельности

 

           
     
 
 
Внешние факторы косвенного воздействия: экономическая ситуация, научно-технический прогресс, политическая и социокультурная ситуация,

 


5. Перечислите основные направления использования экономико-математических методов в управлении:

1) методы элементарной математики;

2) классические методы математического анализа;

3) методы математической статистики;

4) эконометрические методы;

5) методы математического программирования;

6) методы исследования операций;

7) методы экономической кибернетики;

8) математическая теория оптимальных процессов;

9) эвристические методы.

Позиция 3. Особенности японского и американского менеджмента

 

1. Заполните таблицу.

Японский менеджмент Американский менеджмент
1. Пожизненный найм 1. Найм работников на короткое время
2. Постепенная, медленная оценка и продвижение 2. Быстрое развитие и продвижение
3. Неспециализированная деятельность 3. Специализированное развитие карьеры работников
4. Неформальные, тонкие механизмы контроля 4. Механизмы явного точного контроля
5. Коллективное принятие решений 5. Индивидуальное принятие решений
3. Коллективная ответственность 6. Индивидуальная ответственность
4. Повышенное внимание к человеческому фактору 7. Избирательное отношение к работнику

2. Укажите 7 основных элементов русского менеджмента?

1. Преобладает коллективизм.

2. Важен контроль выполнения работ.

3. Авторитарный стиль управления.

4. Неформальные отношения между руководителем и подчиненными.

5. Предоставление свободы действия творческим натурам.

6. Главное качество менеджера – достижение цели любыми способами.

7. Отсутствие жажды богатства.

 

3. Перечислите преимущества и недостатки русского менеджмента?

Можно выделить следующие преимущества российского менеджмента:

- склонность к нововведениям;

- отсутствие боязни риска;

- врожденный предпринимательский талант;

- амбициозность;

- бескорыстность;

- жажда знаний.

Можно выделить следующие недостатки российского менеджмента:

- централизованность;

- сильное влияние политических процессов;

- расточительство, отсутствие склонности к экономии и накоплению;

- алчность;

- отсутствие разделений между собой занимаемой должностью;

- размах во всем.

 

Позиция 4. Организация как основа менеджмента

 

1. Дайте определение организации и перечислите основные требования к ней?

Организация – это определенным образом структурированная совокупность людей.

Основные требования к организации:

- наличие минимум двух человек, символизирующих группу;

- наличие цели, которую принимают все члены группы;

- наличие членов группы, которые осознанно работают на достижение цели.

 

Жизненный цикл организации состоит из семи основных экономических стадий, которые можно представить графически следующим образом:

 

Эффект +

 

 
 

 

 


0 5 1 0 15 35 45 50




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.