Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни педагогического менеджмента




1. Уровни управления в учебном заведении.

2. Стратегический педагогический менеджмент. Предпосылки разработки стратегии образовательных учреждений

3. Подсистемы стратегического педагогического управления

4. Оперативный педагогический менеджмент

5. Операционно-тактический педагогический менеджмент

 

1. Управление образовательным процессом осуществляется педагогом на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном.

Согласно мнению М.Е. Дуранова, стратегический уровень управления связан с реализацией перспективного развития личности, учреждения, организации, вуза.

Тактический уровень управления выступает как оперативное управление, призванное решать текущие задачи функционирования системы.

К следующим уровням управления в образовании относятся оперативное и тактическое.

Оперативный педагогический менеджмент (управление) — это управление внутренним образовательным процессом на уровне подразделений. Оно сводится к принятию решений и осуществлению действий в конкретной ситуации.

Тактический педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения.

По мнению М.Н. Лукошенко и С.Д. Резника, с позиций теории менеджмента целесообразно говорить о четырех уровнях управления в вузе: преподаватель – кафедра – деканат – ректорат.

Первый уровень: первичный уровень или уровень непосредственного учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия) - преподаватель.

Второй уровень: организация и координация работы группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, - кафедра.

Третий уровень: управление на уровне обеспечения образовательного процесса, объединение нескольких кафедр родственного направления - факультет и его руководство - деканат.

Четвертый уровень: организация всех направлений работы вуза - учебно-методической, воспитательной, социального обеспечения и др. - как составляющих подготовки специалистов - ректорат и его службы (отделы и управления).

Виды управления на разных уровнях педагогического менеджмента

 

Уровень педагогического менеджмента Вид управления  
по целям (получение образовательной задачи) по отклонениям (реализации принятого решения) по результатам (контроль)
Стратегический 60% 30% 10%
Оперативный 40% 30% 30%
Операционно-тактический 20%   20% 60%

 

 

2. Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.

Разновидностями стратегического управления в широком смысле являются:

- стратегическое планирование;

- управление на основе выбора стратегических позиций;

- управление решением стратегических задач;

- управление по слабым сигналам;

- управление посредством реализации чрезвычайных мер и др.

Миссия (от англ. mission - видение) - четко выраженная глобальная цель существования организации. Следовательно, миссия образовательной системы - четко выраженная глобальная цель существования образовательной системы (учреждения, организации). В ней обычно декларируются цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке образовательных услуг.

Стратегический педагогический менеджмент (стратегическое педагогическое управление) – это комплекс мероприятий, включающий в себя анализ потенциала образовательного учреждения и внешней среды, формулировку миссии и основных целей, разработку стратегий, формирование стратегических планов, управление их реализацией.

Стратегический педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов стратегического управления образованием, направленный на повышение эффективности образования при достижении миссии образовательной системы.

Стратегический педагогический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов:

- компетенции моделирования ситуации (выявление проблемы);

- компетенции выявления необходимых изменений (формулировка целей);

- компетенции разработки стратегии изменений (базовые стратегии);

- компетенции использования различных способов воздействия (внедрение и реализация стратегии);

- компетенции внесения коррективы в стратегию (управление изменениями).

Необходимость разработки стратегии образовательных учреждений в XXI веке определяется рядом объективных предпосылок (по Н.Д. Никандрову):

- «перепроизводство» - насыщение рынка предложениями образовательных услуг;

- «требовательность» - повышение уровня требований граждан к качеству образовательных услуг вследствие роста доходов и свободы выбора образовательных учреждений;

- «инновационность» - значительно изменившиеся технические, методические и организационные возможности предоставления образовательных услуг (мультимедиа, Internet и дистанционное обучение);

- «динамичность» - ориентация на сокращение сроков внедрения новых образовательных услуг в связи с сокращением жизненного цикла товара;

- «диверсификация» - расширение спроса на виды и уровни образовательных услуг, развитие сопутствующих и обслуживающих образование сфер деятельности (автошкола, общежитие, бытовое обслуживание, производство и др.);

- «дифференциация» - нарастающее разнообразие потребностей населения, обусловливающее значительное увеличение ассортимента образовательных услуг в условиях либерализации рынка;

- «конкуренция» - борьба образовательных учреждений за свои сегменты рынка, потенциальный контингент учащихся, рост объемов услуг и возрастание рекламных расходов в связи с активизацией конкурентов;

- «аритмия спроса» - изменения спроса потребителей рынка образовательных услуг, создающие угрозу стабильности положения образовательных учреждений (например, резкое сокращение спроса на специальности);

- «падение спроса» - сокращение спроса, ощутимое для производителей образовательных услуг ввиду уменьшения численности учащихся;

- «люмпенизация» - рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом на платное образование;

- «интервенция» - международная конкуренция крупных зарубежных университетов в связи со снятием ограничений на получение образования за рубежом и открытием новых рынков платных качественных услуг для богатых.

Потребности учебных заведений в стратегическом управлении «обусловлены необходимостью базировать свою деятельность на четко определенных стратегических целях, необходимостью адаптации к переменам во внешней среде, регулярном пересмотре объемов, структуры, программ и видов предоставляемых услуг».

 

3. В теории стратегического менеджмента выделяют восемь подсистем стратегического управления.

1. Разделы стратегического менеджмента, включающие основные теоретические составляющие стратегического управления: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще не вполне устоялся в теории управления.

2. Методология исследования – совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте: системный анализ, STEP- и SWOT- анализы, целевое управление и др.

3. Этапы стратегического управления – это составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа состояния организации, разработки разделов стратегического плана по макроподсистемам и завершая управлением изменениями в организации.

4. Макроподсистемы организации – это крупные части организации, объединяющие несколько взаимосвязанных функций управления.

5. Стадии жизненного цикла организации, отражающие зарождении, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла образовательных услуг (товара).

6. Виды стратегий развития – виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые мы собрали в восемь групп: эталонные, функциональные, отраслевые и др.

7. Конкурентное положение на региональном рынке образования характеризует позиции организации, их мы условно разделили на пять в зависимости от доли на региональном рынке и связали с определенными животными («медведь» на первых ролях – 30-50%, «волк» на вторых ролях – 10-20%, «кабан» на третьих ролях – 5-10 %, «лисица» на четвертых ролях – 1-5%, «крот» на пятых ролях – 1-5%).

8. Сегментация образовательных услуг приведена по объему продаж по матрице Бостонской консалтинговой группы (БКГ) на четыре категории: «дойная корова», «звезда», «трудный ребенок», «собака».

 

4. Оперативный педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов оперативного управления педагогическим подразделением (обучающим), направленных на повышение эффективности достижения целей образовательного учреждения.

Оперативный педагогический менеджмент включает в себя:

- оперативное (календарное) планирование;

- организацию подготовки и обслуживания материально-технической базы;

- определение учебной нагрузки; размещение заказов на материалы;

- распределение работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия);

- координацию текущей деятельности подразделений для обеспечения ее четкого ритма и соответствия с графиком;

- контроль, выявление отклонений, определение их причин, корректировку хода образовательного процесса;

- маневрирование материально-техническим оснащением;

- диспетчеризацию.

Под диспетчеризацией понимается система оперативного регулирования хода образовательного процесса. Она обеспечивает движение информации в рамках образовательного процесса в соответствии с годовым учебным планом вуза, календарно-тематическим планом и другой планирующей документацией.

Диспетчеризация основывается на постоянном контроле со стороны диспетчерской службы:

- подготовки и осуществления образовательного процесса;

- наличия необходимой литературы, материально-технических ресурсов, своевременности их поступления в учебное заведение;

- выполнения плана по номенклатуре;

- работы с отстающими обучающимися.

Тактический педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления обучающего в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижение целей занятия.

Тактический педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения.

Тактический педагогический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов:

- компетенции моделирования тактической ситуации (выявление проблемы);

- компетенции целеполагания, принятия решения и планирования;

- компетенции мотивации;

- компетенции организации и исполнения (реализация стратегии);

- компетенции контроля и внесения коррективы в тактику образовательного процесса.

Он сводится:

- к принятию решений и осуществлению действий в конкретно складывающейся педагогической ситуации на занятии и включает: тактическое планирование видов занятий по учебной дисциплине;

- организацию использования средств обучения; регулирование учебной нагрузки на занятии;

- размещение заказов на средства обучения; распределение видов учебных работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия);

- координацию текущей деятельности обучающихся для обеспечения ее четкого ритма и соответствия графику;

- контроль, выявление отклонений, определение их причин, корректировку хода образовательного процесса по учебной дисциплине.

5. Операционный педагогический менеджмент – это комплекс технологических приемов управления обучающего (способ выполнения операций управления) в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижения управленческого действия на занятии.

Операционный педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения в процессе управления конкретной педагогической ситуацией при решении педагогической задачи.

Операционный педагогический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов (компетенций):

- компетенции выбора и моделирования способа управления ситуацией;

- компетенции принятия решения;

- компетенции мотивации;

- компетенции организации и исполнения (реализация тактики);

- компетенции контроля и внесения коррективы в тактику образовательного процесса.

Операционный педагогический менеджмент сводится к принятию решений и осуществлению управленческих операций в конкретно складывающейся педагогической ситуации на занятии и включает в себя:

- организацию использования средств обучения;

- регулирование уровня активности обучающихся на этапе занятия;

- распределение видов учебных работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия);

- координацию текущей деятельности обучающихся, для обеспечения ее четкого ритма и соответствия с графиком;

- контроль, выявление отклонений;

- пооперационную корректировку хода выполнения учебно-познавательных действий и операций.

Успешное управление образовательным процессом на занятии изначально предполагает:

- умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке;

- организовывать совместную с обучающимися творческую деятельность;

- целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.;

- распределять внимание и поддерживать его устойчивость;

- выбирать по отношению к группе и отдельным обучающимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер возраста и опыта, приближал обучающегося к педагогу;

- анализировать поступки, видеть за ними мотивы, определять поведение в различных ситуациях;

- создавать опыт эмоциональных переживаний обучающихся.

Управление образовательным процессом непосредственно на занятии осуществляется на операционно-тактическом уровне, который предполагает наличие у педагога определенных навыков и умений, необходимых для оперативного решения педагогических проблемных ситуаций, возникающих непосредственно на занятии.

Таким образом, для менеджера образования низшего звена (первого уровня) наиболее важен процесс осуществления организационно-управленческой деятельности на операционно-тактическом уровне, поскольку педагог на занятии «закован в жесткие временные рамки», требующие для достижения оптимального результата своей деятельности и эффективного управления образовательным процессом конкретных действий, осуществляемых в режиме реального времени, «я, здесь и сейчас».

В результате сложившейся неоднозначности в понимании сущности оперативного, тактического, операционного менеджмента в общем менеджменте, не отрицая ни одной из точек зрения под операционно-тактическим (тактическим) педагогическим менеджментом мы принимаем единство педагогического управления на тактическом и операционном уровнях.

Таким образом, операционно-тактический педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления обучающего в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижения целей занятия.

Операционно-тактический педагогический менеджмент обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов, т.е. сводится к принятию решений в конкретных условиях на занятии.

Операционно-тактический педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (первого уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения в процессе управления конкретной педагогической ситуацией при решении педагогической задачи.

Операционно-тактический педагогический менеджмент включает в себя:

- тактическое планирование видов занятий по учебной дисциплине;

- размещение заказов на средства обучения и организацию использования средств обучения;

- распределение видов учебных работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия);

- координацию текущей деятельности обучающихся для обеспечения ее четкого ритма и соответствия графику;

- контроль, выявление отклонений, определение причин;

- принятие решения и регулирование учебно-познавательной деятельности и активности обучающихся на этапах занятия;

- пооперационную корректировку хода образовательного процесса на занятии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 2669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.