Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И представителей психолого-педагогической науки




Основы взаимодействия профконсультантов-практиков

С родителями учащихся

Основы взаимодействия школьных профконсультантов

 

 

С одной стороны, именно с родителями школьников проще всего наладить взаимодействие в вопросах профориентационной работы, тем более, что многие родители сами больше всего думают о том, как бы помочь своим детям выбрать профессию и подготовиться к взрослой жизни. С другой стороны, далеко не все родители готовы к эффективному сотрудничеству: кто-то сильно занят по работе, кто-то занимает пассивную позицию (по принципу «школа должна»), у кого-то просто неадекватные представления о профориентации и др. Поэтому, организация взаимодействия с родителями – важнейшее направление деятельности школьного профконсультанта (ответственного за профориентацию), а также – завучей, администрации, классных руководителей и учителей-предметников. Но инициатором организации такого взаимодействия опять же должен быть именно профконсультант. Что для этого конкретно можно сделать:

1) на общешкольном родительском собрании (или на собраниях родителей класса) специально рассказать о планах профориентационной работы с учащимися;

2) желательно на добровольной основе организовать небольшой родительский лекторий по вопросам профориентации школьников (в дальнейшем из участников этого лектория можно организовать актив, с которым и будет основное взаимодействие);

3) вовлекать некоторых родителей в конкретные профориентационные мероприятия (рассказывать о своих профессиях или приглашать своих знакомых-специалистов, помогать в организации экскурсий на предприятия и т.п.);

4) привлекать родителей к обсуждению сложных случаев самоопределения школьников (особенно из семей группы риска); заметим, что это и раньше делалось в российских школах и есть определенный эффект от такого сотрудничества с родителями;

5) организовывать корректное и очень уважительное сотрудничество с теми родителями, которые имеют отношение к педагогике, психологии и профориентации (таких специалистов в стране становится все больше); при этом желательно просить их отвечать за кокой-то конкретный вопрос или мероприятие, давая им максимальную свободу, но все же учитывая их готовность к решению этого конкретного вопроса… К сожалению, часто педагоги и психологи школ несколько высокомерно (а может, и ревниво) поглядывают на таких родителей, хот можно было бы эффективно использовать их потенциал[8].

 

 

В настоящем пособии в Главе 2, в разделе 2.8 уже были рассмотрены соотношение и возможные системные связи профориентационой науки, профориентационной практики и житейские представления о профориентации. На сегодняшний день взаимодействие школы и научных центров по вопросам профориентации осуществляется примерно по следующим направлениям: 1) некоторые школы являются «экспериментальными площадками» для проведения исследований по проблемам профориентации, по отработке новых методик и программ психолого-педагогического сопровождения самоопределяющихся школьников; 2) в ряде школ и практических профориентационных центров организуется производственная и педагогическая практика для студентов психолого-педагогических вузов по профориентационной проблематике; 3) где-то развиваются система «школа-вуз-организация»; 4) где-то развивается система «школа-колледж»; 5) иногда продуктивными оказываются разовые мероприятия, организуемые при участии школ, вузов, научных центров, центров профориентации и служб занятости («Дни открытых дверей», экскурсии, совместные учебные конференции и «круглые столы», КВНы, спортивные соревнования и т.п.); 6) в ряде вузов организованы «школы юных…(специалистов – по профилю данного вуза или факультета)» и на их безе – «Малые академии» для школьников (например, в МГУ имени М.В.Ломоносова) и др.

Главные перспективы развития взаимодействия между профорниетационной наукой и практикой связаны с подготовкой к такому взаимодействию как ученых и будущих специалистов, так и школьных профконсультантов (педагогов-психологов, ответственных за профориентационную работу). Применительно к ученым можно выделить следующие перспективные варианты сотрудничества: 1) работа в школах и профконсультационных центрах по совместительству (мешает этому часто очень низкая оплата труда и не учет их научных степеней и званий); 2) руководство научно-исследовательскими проектами в школах и центрах с привлечением своих коллег – практиков (что частично и делается); 3) развитие на научной основе системной работы по взаимодействию со всеми возможными партнерами…

Применительно к студентам – будущим специалистам по профориентации – это, прежде всего, повышения качества производственной и педагогической практики. Мы считаем, что производственная практика должна начинаться уже с первого курса. Например, студент вполне может выполнять лаборантские работы, быть просто стажером-помощником (в режиме наставничества или супервизии) при опытном специалисте в школе или профориентационном центре. Опасения по поводу того, что студент еще «ничего не знает», не серьезны. Сошлемся на свой личный опыт. Еще в 70-е годы, после армии я неполных два месяца поработал лаборантом в Институте нормальной физиологии имени П.К.Анохина. За это время, при очень благожелательном ко мне отношении (я по своей инициативе просто помыл в лаборатории полы, которые до этого не мыли несколько месяцев), меня очень и очень многому научили. Я даже сказал своему шефу, известному физиологу, ученику П.К.Анохина, профессору И.В.Орлову: «Мне кажется, я смогу написать диссертацию…». Он рассмеялся и сам стал перечислять, что я научился делать: находить нужного кролика (или улиток) для эксперимента, готовить животное к эксперименту, настраивать аппаратуру, находить по специальному атласу нужный участок мозга, подводить туда электроды с определенными растворами-раздражителями, снимать показания на осциллографе, подсчитывать результаты, выявлять закономерности, печать на машинке (с русским и латинским шрифтом, а это сложнее, чем на компьютере), делать обобщения по публикациям в реферативном журнале (искать похожие статьи) и др. А в заключение мой шеф сказал: «Но сначала надо поступить в медицинский институт, а это сложно, а потом – еще и закончить его, а это еще сложнее»…

Таким образом, сложнейшую работу (по передовой тогда исследовательской схеме П.К.Анохина) в атмосфере доброжелательной помощи легко осваивает даже лаборант - молодой человек, недавно демобилизованный из армии и не поступивший с первого раза в вуз. При хорошей мотивации и грамотно организованном наставничестве студент-первокурсник также все быстро освоит и приобретет опыт, который поможет ему в учебно-профессиональной деятельности. Здесь можно вспомнить такую закономерность: по-настоящему трудовая мотивация начинает формироваться, когда человек реально сталкивается с практическими проблемами: только тогда он начинает понимать, что знания очень даже нужны… Но чтобы организовать такую практику необходимо решить множество организационных вопросов и преодолеть предрассудки о том, что студент-первокурсник еще ни на что не способен…

Применительно к педагогам-психологам и педагогам, ответственным за профориентационную работу, главная перспектива связана с реальным вовлечением их в научно-исследовательскую деятельность. Либо при реальном кураторстве ученых, либо с опорой на собственную инициативу (но и здесь хотя бы формальное научное руководство не помешает). Фактически, многие педагоги и психологи-практики ежедневно решают не менее сложные исследовательские задачи, чем их коллеги-ученые. Эмпирического материала в практической работе только одного специалиста хватило бы на несколько диссертаций. Только практикам нужно еще научиться переводить свой обширный опыт на язык науки (через подготовку публикаций, тезисов и выступлений на конференциях, чрез проведение мастер-классов, когда индивидуальный опыт становится понятнее коллегам и доводится до уровня психолого-педагогической технологии…). Главное для практика – смелость в этом вопросе, т.к. и здесь часто господствует предрассудок, что мы – практики, дескать, «глупее ученых»… Просто и у практиков, и у ученых – разный опыт: в чем-то одни сильнее, в чем-то - другие (например, не каждый ученый сможет совладать с непослушным классом). Поэтому, объединение этого опыта через реальное взаимодействие во многом поможет стимулировать развитие системной профориентации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 39; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.