Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение боевых приемов борьбы сотрудниками гибдд в экстремальных условиях служебной деятельности




Известно, что деятельность сотрудников ГИБДД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности органов внутренних дел, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Экстремальными (от лат. extremum - предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Многоплановые исследования, проводимые многими учеными-психологами позволяют выделить одно из существенных психологических качеств - устойчивость личности сотрудника к экстремальным ситуациям служебной деятельности.

Особое место нужно выделить психологической устойчивости сотрудников ГИБДД - как своеобразному фундаменту профессиональной готовности к выполнению действий в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему (эмоционально-травмирующему) и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Сотрудник ГИБДД как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника. Поэтому специальная физическая подготовка сотрудников в учебном заведении МВД должна сопровождаться специальной психологической подготовкой и быть направлена на формирование устойчивости:

- к негативным факторам оперативно-служебной деятельности: напряженности, ответственности, риску, опасности, дефициту времени, неопределенности, неожиданности и др.;

- к факторам, сильно действующим на психику: виду крови, трупа, телесных повреждений и др.;

- к ситуациям противоборства: умение вести психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, противостоять психологическому давлению, манипулированию со стороны, как законопослушных граждан, так и правонарушителей; не поддаваться на провокации и др.;

- к конфликтным ситуациям в служебной деятельности: умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и способах разрешения конфликтных ситуаций: оскорбление и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и т. д.; умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от сотрудника умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел. Неумение сотрудника регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих.

На сотрудников ГИБДД ежедневно оказывают воздействие различные факторы, зачастую имеющие стрессовый характер, что в свою очередь может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональных состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности. В этой связи овладение сотрудниками приемами и методами психологической саморегуляции является весьма актуальной задачей современного времени.

Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою психологическую устойчивость.

В ходе прохождения первоначального обучения сотрудниками ГИБДД на занятиях по физической подготовке для формирования психологической подготовки могут использоваться:

- тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности;

- тренинги по преодолению препятствий (в усложненных условиях);

- идеомоторная тренировка;

- тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса);

- тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием агрессии, страданий, крови, ранений, травм, убитых;

- тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя.

Целесообразность практических занятий оправдана существованием психологической закономерности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них. Риск как вероятность неблагоприятного развития событий есть в любой профессии и любом деле. Однако в правоохранительной деятельности он присутствует практически постоянно, причем степень риска, вероятность неудачи, здесь повышенные. Сами виды риска многообразны: риск срыва решения служебной задачи, риск нарушения установленных сроков исполнения документа, риск ухода преступника от ответственности, риск получения взыскания, риск освобождения от должности, риск получения физического повреждения, риск для своей жизни, риск для граждан, риск для своего авторитета и морального престижа и т.п.

Профессиональная безопасность сотрудника ГИБДД зависит от уровня профессиональной защищённости, она непосредственно связана с реальной степенью профессионального риска и способностью сотрудника свести этот риск до минимально возможного предела при решении профессиональных задач. Риск также может рассматриваться как поведение или действия сотрудника ГИБДД, характеризующиеся неопределённостью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Обычно при принятии решения о риске учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для сотрудника вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями. Риск физический – опасность для жизни и здоровья, связанная с профессиональной деятельностью. В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения сотрудником о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку сотрудником соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей. Определённым препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность сотрудника к риску. Она представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, к самоутверждению, обладающие повышенной агрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск.

Попав в экстремальные условия, каждый сотрудник испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия. Он напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач и т.п. То, что происходит в его психике сотрудника, неизбежно отражается на его профессиональной деятельности.

Приёмы формирования у сотрудника ГИБДД установки на выживание напрямую связаны с его личной безопасностью в экстремальных условиях. Установка на выживание – готовность и предрасположенность сотрудника к целенаправленной, надёжной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Такая работа – гарантия эффективных и надёжных действий в опасных для жизни и здоровья условиях.

Перечислим несколько правил поведения сотрудников ГИБДД, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности.

- Снижайте напряженность при инцидентах с правонарушителями. Помните: время, как правило, на вашей стороне.

- Не провоцируйте нападение и стрельбу.

- Здоровое недоверие к подозреваемому, проверяемому или задержанному лучше, чем легкомысленная доверчивость.

- Страхуйте каждое свое действие в отношении подозреваемого или правонарушителя, лучше всего с помощью напарника.

- Избегайте шаблонного и предсказуемого поведения в опасной ситуации.

- Будьте бдительны к засадам. Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям.

- На месте происшествия старайтесь держать в поле зрения всех действующих лиц.

- Никогда не поворачивайтесь к подозреваемому или правонарушителю спиной.

Каждый сотрудник ГИБДД должен быть уверен, что он заблаговременно сделал всё необходимое для формирования психологической готовности самоотверженно и умело действовать в самых сложных условиях, для поддержания высокой служебной активности, дисциплины и психологической устойчивости к негативному воздействию всех факторов чрезвычайных обстоятельств.

 

Приложение 1

Извлечение из Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации

ТАБЛИЦА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.