Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Якоря земляные и наземные 2 страница




При креплении лебедки за железобетонные колонны на углах Колонны ставят прокладки из труб или досок, которые предохраняют канат от острых углов колонны. Так же предохраняют канат и при креплении лебедки за железобетонный ригель. Все канаты, которыми кре­пится лебедка, рассчитывают.

Электрические и ручные лебедки, применяемые при монтаже, должны иметь зубчатую передачу. Не допус­кается применять лебедки с фрикционной или ременной передачей.

Лебедки с ручным приводом разрешается применять при наличии исправного, автоматически действующего грузоупорного тормоза или «безопасной рукоятки», пред­ставляющих собой соединение в одно конструктивное целое рукоятки храпового устройства и тормоза.

При подъеме грузов одновременно двумя лебедками конструкции лебедок следует подбирать так, чтобы скорости навивания канатов на барабаны лебедок были одинаковые.

Грузоподъемность лебедок для подъема и опускания подъемных лесов и люлек должна соответствовать рас­четным нагрузкам. Лебедки необходимо оборудовать двой­ными тормозными устройствами с безопасными руко­ятками.

Движение отдельных канатов при подъеме и опуска­нии подъездных люлек должно быть свободным. Трение каната о выступающие конструкции не допускается.

Все лебёдки, которые применяют при монтаже обору­дования, должны находиться в исправном состоянии и быть освидетельствованы и испытаны статической нагруз­кой, на 10% превышающей грузоподъемность лебедки.

К работе с лебедками, особенно с машинным приво­дом, допускаются только специально подготовленные рабочие. Работать с лебедками, у которых обнаружены неисправности (например, не держит тормоз, поломаны зубья зубчатых колес), запрещается.

 

Домкраты представляют собой переносные грузо­подъемные механизмы незначительных размеров и массы. Их применяют для выполнения вспомогательных работ — подъема оборудования или конструкций на небольшую высоту (200—400 мм), а также для перемещения грузов по горизонтали, например при установке тяжелого оборудования на предварительно установленные анкеры. На санях оборудование подают к месту установки, выверяют правильность установки оборудования по отношению к анкерам, а затем помещают домкраты, посредством которых оборудование приподнимают, а сани из-под него вытаскивают.

Помимо вспомогательных работ, домкраты можно при­менять и на основных монтажных работах при подъеме грузов массой 1000 т и более. Так, домкраты объединяют в систему, состоящую из нескольких домкратов. Такую систему домкратов используют при подъеме грузов, масса которых значительно превышает грузоподъемность одного домкрата. При объединении гидравлических домкратов в одну систему их питание производится от одного механического насоса.

Для монтажных работ применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты.

Реечные домкраты (рис. 2.44, а) используют при установке оборудования или конструкций. Их грузо­подъемность от 3 до 5 т.

Реечный домкрат состоит из деревянного окованного металлом или штампованного стального корпуса /, внутри которого перемещается выдвижная рейка 2 с зубцами. Внизу на рейке есть специальная лапа 3, посредством которой также поднимают груз. Поднимают или опускают груз, вращая рукоятку 4, соединенную с рейкой системой шестерен. Для удержания груза на определенной высоте на одной из шестерен установлен храповик 5 с собачкой.

Рычажно-реечные домкраты должны быть снабжены предохранительными устройствами, исключающими само­произвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, а реечные домкраты с зубчатой передачей — безопасной рукояткой.

Винтовые домкраты (рис. 2.44, б) так же, как и реечные, применяют для подъема конструкций или оборудования. Они состоят из металлического корпуса 1 с заделанной в нем специальной гайкой 6, в которую входит винт 7 домкрата.

Подъем осуществляется враще­нием винта, снабженного рукояткой с трещоткой. На винте домкрата нарезана трапециевидная или прямоугольная резьба; чем мельче шаг резьбы, тем больше подъемная сила домкрата.

Винтовой домкрат удобен в работе, так как под дейст­вием поднимаемого груза он самотормозится. Это объясняется тем, что угол подъема винтовой линии грузового винта (приблизительно 4°) меньше угла трения (около 6°).

Рис. 2.44. Домкраты: а — реечный, б — винтовой, в — винтовой распорный, г — гидрав­лический; 1— корпус, 2 — выдвижная рейка, 3 — лапа, 4 — ру­коятка, 5 — храповик с собачкой, 6 — гайка, 7 — выдвижной винт, 8 — цилиндр (находится внутри корпуса), 9 — ручной насос, 10 —поршень

Для правки металла, а также горизонтального пере­мещения грузов на незначительное расстояние (до 130 мм) применяют винтовые распорные домкраты (рис. 2.44, в), представляющие собой горизонтальный корпус 1 с винтами 7. Винт перемещают по горизонтали с помощью рукоятки. Техническая характеристика вин­товых домкратов приведена в табл. 2.18.

Техническая характеристика винтовых домкратов

Таблица 2.18

 

Тип Грузоподъемность, т Высота подъема груза, мм Высота домкрата в стянутом положении, мм Ширина основания, мм Масса, кг
БО-3         6,2
БО-5         17,0
БТ-5         21,0
БТ-10         37,0
БТ-15         48,0
ПС-20       —. 92,0
СК-5         17,5
СК-Ю         25,5
СК-15         38,0
СК-20         54,0

Ручные винтовые домкраты должны быть самотормо­зящими и иметь приспособления, препятствующие пол­ному выходу винта или рейки; домкраты с электрическим приводом должны быть снабжены конечными выклю­чателями.

Гидравлические домкраты (рис. 2.44, г) применяют для подъема больших и тяжелых грузов и конструкций.

Под давлением жидкости, подаваемой в цилиндр 8 с помощью приводного или ручного насоса 9, поршень 10 домкрата выдвигается и поднимает груз или конструкцию на нужную высоту.

Гидравлические домкраты подразделяются на две группы. К первой группе относятся домкраты, в которых резервуар с насосом и домкрат собраны в единый агрегат, к корпусу прикреплен резервуар с размещенным в нем насосом высокого давления. Во вторую группу входят домкраты, состоящие только из корпуса с подъемным поршнем, а насос и резервуар собираются отдельно.

Техническая характеристика гидравлических дом­кратов приведена в табл. 2.19. На монтажных работах применяют гидравлические домкраты двойного действия, или реверсивные, грузоподъемностью 50, 100 и 200 т. Поршень в них втягивается автоматически за счет четырех пружин, установленных на цилиндре.

Техническая характеристика гидравлических домкратов

Таблица 2.19

 

Грузоподъёмность, т   Высота подъема груза, мм     Диаметр поршня, мм Габариты, мм (см. рис. 31, г) Максимально допускаемое давление жидкости в цилиндре, кгс/см2     Продолжи­тельность подъема при 50 качани­ях, мин     Масса, кг
b а   h  
50 100 200 155 155 125 180 250 245 345 450     220 310 330        

 

Реверсивные домкрат работает аналогично ранее описанным. Жидкость, поступившая под давлением в домкрат, поднимает поршень вверх (первое действие). Затем открывайся спускной клапан, в результате чего жидкость из цилиндра возвращается в резервуар, а поршень под Давлением пружин принимает исходное положение (второе действие). Из исходного положения 1(рис. 2.45) домкрат поднимается в положение 2.

Рис. 2.45. Схема работы гидравлического домкрата двойного действия (цифрами показаны положения домкрата)

Затем под него подкладьтвают брусья (положение 3). После того как откроется спускной клапан, домкрат принимает положение 4. Затем под поршень подкладывают брусья (положение 5) и снова включают домкрат в работу (по­ложение 6). Далее все операции повторяют.

Перед началом работы домкраты следует тщательно осмотреть: проверить стопорные приспособления у вин­товых и реечных домкратов, исключающие возможность выхода из корпуса винта или рейки; форму поверхности опорных поверхностей головок (она не должна допускать соскальзывания поднимаемого груза); устройства, пре­пятствующие самопроизвольному опусканию груза. Кроме того, в гидравлических домкратах внешним осмотром проверяют соединение, в котором возможна утечка жидкости.

Каждый гидравлический домкрат должен быть снаб­жен опломбированным манометром.

При монтаже технологического оборудования при­меняют также простейшие винтовые домкраты для подъема на небольшую высоту. Такие домкраты особенно удобны при выверке технологического обору­дования. Верхняя подвижная часть домкрата выполнена в виде болта с головкой под ключ, нижняя часть домкрата — в виде гайки, кото­рую так же, как и верхнюю, можно поддерживать ключом.

Клиновые дом­краты (рис. 2.46) также при­меняют для выверки тех­нологического оборудования. Принцип действия клиновых домкратов основан на пере­мещении двух клиновидных пластин навстречу одна дру­гой с помощью винта 4. Кор­пус домкрата 1 металличе­ский. Максимальная высота подъема таких домкратов 10— 15 мм. Но для выверки обо­рудования этого вполне достаточно.

Грузоподъемность клиновых домкратов 5 и 10 т. Масса домкрата грузоподъемностью 5 т состав­ляет 5,5 кг, 10т — 13,5 кг.

Гидравлические и пневматические домкраты, а также их коммуникации дожны иметь плотные соединения, не допускающие в процессе подъема утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров.

При подъеме грузов домкратами необходимо следить за плавностью подъема, положением груза и состоянием опорного основания. Опорная поверхность головки дом­кратов не должна допускать соскальзывания поднима­емых грузов.

Освобождение домкратов из-под поднятого груза и их перестановка выполняются лишь после надежного укрепления груза в поднятом положении или укладки его на устойчивую шпальную клетку.

Гидравлические домкраты должны быть оборудованы приспособлениями (обратный клапан, диафрагма), обеспечивающими медленное и спокойное опускание штока или остановку его движения при повреждении труб, подводящих или отводящих жидкость.

Рис. 2.46. Клиповый домкрат для выверки техноло­гического оборудования: 1— корпус, 2 — подъемная плита, 3 — клин со встреч­ной гайкой, 4 — винт с рукояткой

 

 

При производстве монтажных работ нередко при­ходится закреплять монтажные приспособления; напри­мер, лебедка должна быть закреплена за якорь или какое-либо анкерное устройство. Якорями называют неподвижные сооружения, способные воспринимать гори­зонтальные или вертикальные усилия. Якоря необхо­димы для крепления вант, расчалок и полиспастов.

Якоря бывают постоянные и временные. Постоянные якоря, например, для крепления вант высоких мачт линий электропередач, являются неотъемлемой частью самого сооружения.

Якоря могут быть свайными, заглубленными, винто­выми и наземными (поверхностными).

Свайные якоря (рис. 2.47, а) делают из бревен диаметром от 18 до 30 см. Забивка свай — очень трудо­емкая работа, поэтому свайные якоря применяют на монтаже ограниченно. Если сваи забивают под углом, то их можно использовать для закрепления вант 3, расположенных под углом к горизонтали.

Свайные якоря бывают одиночные и двойные. В оди­ночном якоре к свае 1 прикрепляют поперечину 2. Грунт перед якорем не должен быть разрыхлен.

Свайные якоря широко применяют в районах Край­него Севера. Они могут воспринимать усилия до 200 тс. Металлические сваи погружают в грунт, предварительно пробуривая его с последующим замораживанием.

Заглубленные якоря (рис. 2.47, б) можно применять при усилии от 3 до 50 тс. Для усилий 3—5 тс используют одно бревно диаметром 20 см, длиной 1,5—2 м, зарытое на глубину 1,5 м.

Для больших усилий вместо бревен используют бетонные сваи. Якорь состоит из горизонтального бревна 13 для крепления тяги 9 и вертикальных бревен 10 для крепле­ния лебедки 5 от горизонтального смещения. Для закреп­ления лебедки от опрокидывания устраивают специальное анкерное устройство 4, работающее на отрыв.

 

Рис. 2.47. Земляные якоря: а — свайный одиночный, б — горизонтальный, в — для закрепления ле­бедки, г — для переменного направления усилия; 1— свая, 2 — попе­речина, 3 — канат, 4 и 8 — анкерные устройства, 5 — лебедка, 6 — ка­нат от полиспаста, 7 — отводной блок, 9 и 12 — тяги, 10 — вертикальное бревно, 11 — засыпка, 13 — горизонтальное бревно, 14 — хомут, 15 — вертикальная свая

К лебедке идет канат 6 от полиспаста, который проходит через отводной блок 7. Для крепления отвод­ного блока устраивают специальное анкерное уст­ройство 8.

К якорям крепят оттяжки, ванты, полиспасты и лебедки. От сдвига лебедку закрепляют в точке А (рис. 2.47, б), а от опрокидывания — в точке В, или на лебедку укладывают балласт, масса которого должна быть равна силе G2.

Во время работы лебедки сила Q старается ее сдвинуть. Для предотвращения сдвига лебедки около точки А забивают вертикальную сваю 15. Но поскольку сила Q приложена на расстоянии h от земли, то возникает момент сил, который способствует повороту лебедки вокруг точки А. Сила G2, полученная от этого момента, стремится удержать конец рамы лебедки. Для предот­вращения опрокидывания в точке В устраивают анкер­ный болт, который закрепляют в железобетонном фундаменте.

Для расчета лебедки на опрокидывание относительно точки А определяют сумму моментов основных сил; при равновесии сумма моментов должна быть равна нулю:

(8)

где G1 — вес лебедки, тс; G2 — сила, на которую необ­ходимо рассчитать анкер, тс; а — расстояние от центра тяжести лебедки до точки опрокидывания, м; b— рас­стояние от точки опрокидывания до места закрепления анкера, м; Q — натяжение каната, тс; h — расстояние от уровня земли до каната, м.

Силу G2, на которую необходимо рассчитать анкер, определяют по формуле

(9)

где k — коэффициент запаса устойчивости, равный 1,2-1,3.

Кроме расчета лебедки на опрокидывание, необходимо рассчитывать закрепление лебедки против горизонталь­ного смещения от силы N.

Силу N, стремящуюся сдвинуть лебедку, определяют по формуле

(10)

где Q — натяжение каната, тс; Fтр — сила трения от массы лебедки, определяемая по формуле

(11)

где f — коэффициент трения, равный 0,3—0,5; G — вес лебедки с балластом, тс.

Для восприятия усилий, направленных под различ­ными углами к горизонту, применяют заглубленные горизонтальные якоря для переменного направления усилий (рис. 2.47, г). Такой якорь состоит из нескольких горизонтальных бревен 13, скрепленных хомутом 14, который через листовую фасонку соединен с тягой 12.

Для предохранения тяги от смятия под нее около наружной поверхности грунта укладывают горизонталь­ное бревно небольшой длины. Яму, в которую уклады­вают основные горизонтальные бревна, засыпают засып­кой 11 и утрамбовывают.

На рис. 2.48 изображена схема винтового якоря. Винт 1 якоря выполнен в виде спирали, закреплен ной на стержне 2. Вверху стержень заканчивается втулкой 3. На втулку надет ригель 5, который соединя­ется с втулкой пальцем 4, а с упором 8 — посредством щек 6.

Закрепление за якорь производится в верхней части ригеля за палец 4. За счет упора 8 на стержень якоря в основном действуют только вертикальные усилия. Боль­шая площадь винта 1 препятствует вырыванию якоря. Винтовые якоря применяют на усилие 3, 5 и 10 тс.

Рис. 2.48. Винтовой якорь: 1 — винт, 2 — стержень, 3 — втулка, 4, 7 — паль­цы, 5 — ригель, 6 — щека, 8 — упор

Наземные якоря (рис. 2.49), как правило, изготовляют инвентарными и рассчитывают на много­кратное использование.

Якорь представляет собой жесткую раму 5 (рис. 2.49, а) из швеллеров, на которую устанавливают необходимое количество железобетонных блоков 2.

Рис. 2.49. Наземные якоря: а — без лебедки, б — с лебедкой; 1— тяга, 2 — блоки, 3 — ось-шарнир, 4 — лебедка, 5 — рама

Рама состоит из двух половин. Между ними на оси 3 расположена тяга1, к которой крепится полиспаст, ванта или необходимое приспособление. Якорь не имеет лебедки.

Иногда на наземный якорь устанавливают лебедку 4 (рис. 2.49, б). Расположение шарнира по центру рамы создает благоприятные условия для работы всего якоря, так как якорь работает только на сдвиг, а не на опроки­дывание. Наклонная сила Р в месте шарнира расклады­вается на вертикальную Рв и горизонтальную Рг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.