Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Что ты говоришь?




Ст. Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

П. Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Ст. Нет.

П. Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дескать, жениться?

Ст. Нет, об этом не заговаривал.

П. Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Ст. Сказывал.

П. Что ж он на это?

Ст. Говорит: буду стараться.

П. Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

(Н.В.Гоголь, «Женитьба»)

 

5. Проанализируйте данные стихотворения в следующем порядке:

а) уточните тему, сформулируйте основную мысль;

б) проведите анализ содержания текста: выявите микротемы, выделите части текста, в том числе центральную часть (если это необходимо);

в) определите функционально-смысловые типы речи (сначала можно рассмотреть отдельные фрагменты стихотворения и выявить типы речи, использующиеся в них, а потом определить тип речи, характерный для всего стихотворения в целом);

г) рассмотрите языковые средства.

 

1) Чудная картина, Свет небес высоких,

Как ты мне родна: И блестящий снег,

Белая равнина, И саней далеких

Полная луна, Одинокий бег.

(А.Фет)

 

2) В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба

Грянула. С треском кругом от нее разлетелись осколки,

Он же вздрогн у л – и к народу могучие медные звуки

Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.

(А.Толстой)

 

 

3) Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

(А.Толстой)

 

 

4) Печальная береза Как гроздья винограда,

У моего окна, Ветвей концы висят, –

И прихотью мороза И радостен для взгляда

Разубрана она. Весь траурный наряд.

 

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей. (А.Фет)

 

5) Дорог мне, перед иконой Этих свеч знаменованье

В светлой ризе золотой, Чую трепетной душой:

Этот ярый воск, возженный Это – медный грош вдовицы,

Чьей неведомо рукой. Это – лепта бедняка,

Знаю я: свеча пылает, Это…может быть… убийцы

Клир торжественно поет - Покаянная тоска…

Чье-то горе утихает, Это – светлое мгновенье

Кто-то слезы тихо льет, В диком мраке и глуши,

Светлый ангел упованья Память слез и умиленья

Пролетает над толпой… В вечность глянувшей души…

(А.Майков)

 

6) Тихая моя Родина

В.Белову

 

Тихая моя родина! Тина теперь и болотина

Ивы, река, соловьи… Там, где купаться любил…

Мать моя здесь похоронена Тихая моя родина,

В детские годы мои. Я ничего не забыл.

 

- Где же погост? Вы не видели? Новый забор перед школою,

Сам я найти не могу. - Тот же зеленый простор.

Тихо ответили жители: Словно ворона веселая,

- Это на том берегу. Сяду опять на забор.

 

Тихо ответили жители, Школа моя деревянная!..

Тихо проехал обоз. Время придет уезжать –

Купол церковной обители Речка за мною туманная

Яркой травою зарос. Будет бежать и бежать.

 

Там, где я плавал за рыбами, С каждой избою и тучею,

Сено гребут в сеновал: С громом, готовым упасть,

Между речными изгибами Чувствую самую жгучую,

Вырыли люди канал. Самую смертную связь.

(Н.Рубцов)

7. Напишите небольшое сочинение-описание (сочинение-повествование, сочинение-рассуждение) на любую выбранную вами тему.

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М., 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1999.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

 

РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Тема 1: «Коммуникативные качества речи: точность»

 

Работа с терминами: культура речи, точность речи, лексическое значение слова, однозначность, полисемия, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, термины, антитеза, оксюморон

 

Вопросы

 

1. Охарактеризуйте термин "культура речи". Назовите коммуникативные качества речи.

2. Дайте определение понятию "точность речи". Расскажите о лексическом значении слова, о точном и неточном словоупотреблении.

3. Что вы знаете об однозначности и полисемии?

4. Назовите разряды

а) омонимов,

б) паронимов,

в) синонимов,

г) антонимов,

д) терминов.

Расскажите об их употреблении.

 

Задания

 

1. Определите, в каких значениях выступают слова "земля", "играть" в следующих предложениях и словосочетаниях:

 

1) Мореплаватели увидели землю. Земля в этих местах плодородная. Ничего нет на свете красивей и дороже родимой земли. Фермеры разрабатывают новые земли на другом берегу реки. Не за горами то время, когда будет установлено прямое сообщение "Земля – Марс".

 

2) Играть в прятки, играть роль, играть на сцене, играть с огнем, играть на руку, играть цветами радуги.

 

2. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и придумайте с ними другие словосочетания, показывая их полисемантизм.

 

1) Жаль, что и близкие бывают недалекими. 2) Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. 3) Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. 4) Не бросайтесь словами – соблюдайте технику безопасности. 5) В психиатрической больнице. Родственники больного: "Профессор, как он?" Профессор: "Сдвиги есть". 6) Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

 

3. Многозначность или омонимия? Аргументируйте свой ответ.

 

а) объездить весь мир - атлас мира; борьба за мир - на миру и смерть красна; миру - мир;

б) глубокий тыл, глубокая тайна, глубокая яма, глубокий порез, глубокое уважение, глубокая ночь, глубокое чувство, глубокий ум;

в) сделать ремонт в классе - класс слушал внимательно; игра высшего класса - рабочий класс; класс млекопитающих – класс фортепиано;

г) острый нож, острое воспаление, острый кризис, острое слово, острое зрение, острый вкус, острая боль, острая пила.

 

4. Определите разряды омонимов.

 

Бак (сосуд) – бак (часть палубы корабля), вой (гл.) – вой (сущ.), мой (мест.) – мой (гл.), о бмер – обм е р, постой (сущ.) – постой (гл.), съезд – съест, сыр (сущ.) – сыр (прил.), болтун (пустослов) – болтун (насиженное яйцо без зародыша), п и щи – пищ и, груздь – грусть, мыла (сущ.) – мыла (гл.), роз – рос, дуло (гл.) – дуло (сущ.), выдержка (цитата) – выдержка (самообладание).

 

5. Укажите причины возникновения двусмысленности (случайно возникшая в речи омонимия или проявившаяся многозначность слов). Исправьте предложения.

 

1) Мальчика послали за гранатами. 2) Голова крупного рогатого скота ежедневно прибавляет в весе в среднем на 516 граммов. 3) Виновниками семейных вспышек обычно бывают родители, которые переносят грипп на ногах. 4) Играя, он забывал об очках. 5) Ребятишки любили овсянку. 6) За год учебы мы потеряли шесть студентов. 7) "Нос" Гоголя наполнен богатым содержанием. 8) Ребенок требует ухода матери. 9) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 10) Бабушка хранила деньги в банке.

 

6. Известны анекдоты, в которых обыгрываются значения полисемичных слов или омонимов. Разграничьте явления полисемии и омонимии, укажите разряды омонимов.

 

1) - Товарищ сержант, с нашего танка гусеница слетела.

- Не жадничай – пусть воробьи поклюют…

 

2) Блюда, которые готовит моя жена, прямо тают во рту! Но так хочется, чтобы она научилась их сначала размораживать…

 

3) Объявление: "Перевожу с армянского и грузинского на Ваганьковское".

 

4) По радио объявили: "Конец света никогда не наступит, если аккуратно платить за электричество".

 

5) Встречаются двое. Один из них пищит.

- Ты чего пищишь?

- Лекарство принял.

- Ну и что?

- Смотри, на упаковке написано: "После приема пищи".

 

6) На столбе объявление: "Лечу от всех болезней". Мужчина сосредоточенно читает, потом задумчиво говорит: "От всех не улетишь".

 

7) Беседуют два немецких солдата:

- Слава Богу, Ганс, что мы не попали в котел.

- Однако, Фриц, нам все равно будет крышка.

 

8) Учитель:

- В какой области работал Пифагор?

Ученик, хитро улыбаясь:

- А тогда еще не было областей.

 

9) Генерал послал солдат помочь жене на даче. Та им объясняет:

- Сначала отремонтируйте забор…

- Есть! – хором отвечают солдаты.

- Потом покрасьте веранду…

- Есть!

- Потом польете…

- Есть!

- Бог мой, - восклицает жена, - надо же так проголодаться!

 

7. Укажите смешение паронимов, исправьте ошибки.

 

1) Модельеры и работники обувной и кожевенной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической. 2) Драматург показывает «дно», которое приготовлено неудачникам в этом жестоком мире злобы и корысти. 3) Перемены в нашей жизни, прошедшие за последние годы, очевидны для каждого из нас. 4) Разве запомнит хирург, сколько за свою жизнь он вырезал аппендицитов? 5) Молодежь представлена самой себе, это принижает активность ребят. 6) Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7) Можно было подумать, что он уже нашел какой-то исход. 8) Многие города время стерло с лица земли, и их остатки теперь покоятся где-то у нас под ногами. 9) Для этой книги автор собрал благодарный материал. 10) Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 11) Уговор фермера с совхозом оказался пустой бумажкой. 12) Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

 

8. Укажите разряды синонимов. Аргументируйте свой ответ.

 

Есть – кушать – трескать – жрать – лопать – уминать; радость – наслаждение – удовольствие; ротозей – растяпа – ворона – шляпа; бить – колотить – лупить – дубасить; проводник – провожатый – гид – чичероне; мокрый – влажный – сырой; отвратительный – противный – гадкий – мерзкий – омерзительный – гнусный; хотеть – желать – жаждать – алк а ть; умный – толковый – понятливый – смышленый – рассудительный – разумный; разговаривать – беседовать – калякать – балакать.

 

Для справок.

Чичероне – гид, дающий объяснения туристам при осмотре достопримечательностей, музеев и т.п. (в Италии; устар.).

 

9. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики). Исправьте предложения.

 

1) Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 2) Надо работу довести до конца, закончить, завершить. 3) Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 4) Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 5) Плавучие средства – лодки и моторы к ним – должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 6) Имя этого города в 30-е годы не сходило с газетных полос. 7) Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.

 

10. Определите, какие антонимы, встречающиеся в тексте, относятся к общеязыковым, а какие к контекстуальным.

 

1) Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную (М.Цветаева).

 

2) Мне все равно, друзья ль вы мне, враги ли

И вам я мил иль ненавистен вам,

Но знаю: вы томились и любили.

Вы душу предавали тайным снам (В.Брюсов).

 

3) В глаза мил, а за глаза постыл (Посл.). 4) Не дорого начало, а похвален конец (Посл.). 5) Речи как снег, а дела как сажа (Посл.). 6) Много шума, да мало толку (Посл.). 7) Речи что мед, а дела что полынь (Посл.). 8) Всякая ссора красна миром (Посл.). 9) Сморчком глядит, а богатырем кашу уплетает (Посл.). 10) Высоко поднял, да низко опустил (Посл.).

 

11. Найдите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.

 

1) Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 2) Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 3) Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 4) Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но и достаточно печальна. 5) Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 6) В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 7) Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией. 8) При достаточно высоких минусовых температурах тяжело дышать не только людам, но и животным.

 

12. Определите разряды данных терминов (для этого составьте с ними предложения).

 

Астма, коррозия, вирус, синусоида, вакуум, реакция, объект, имя прилагательное, радиация, эксперимент.

 

Литература

 

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1999.

4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

5. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

 

 

Тема 2: «Коммуникативные качества речи: логичность,

уместность, чистота»

Работа с терминами: национальный язык, литературный язык, говор, диалект, жаргон, арго, сленг, просторечие, варваризм, диалектизм, канцеляризм, жаргонизм, арготизм, вульгаризм

 

Вопросы

 

1. Что такое логичность речи?

2. Расскажите о логичности, проявляющейся на уровне

- высказывания,

- связного текста.

3. Как логичность реализуется в художественном произведении?

4. Раскройте значение понятия «уместность речи».

5. Охарактеризуйте уместность

- стилевую,

- ситуативную,

- личностно-психологическую.

6. Расскажите о чистоте как качестве речи. Дайте определения понятиям «национальный язык», «литературный язык».

7. Расскажите об использовании в речи

- варваризмов,

- канцеляризмов,

- диалектизмов,

- жаргонизмов.

8. Как вы относитесь к употреблению в речи слов-«паразитов», просторечных слов?

 

Задания

 

1. Укажите ошибки, связанные с нарушением логики (объединение несоотносимых понятий; нарушение порядка слов; неправильное соединение рядом стоящих предложений). Исправьте их.

1) Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 2) В нашем городе есть сервисные центры, прикрепленные к магазинам. Некоторые из них существуют уже давно. 3) Кутузов, как показал Л.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 4) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения; 5) По плану намечено построить четыре клуба, три библиотеки, а также строительство дорог, мостов, озеленение сел, закладка парков и т.д. 6) Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 7) В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 8) В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы. 9) Муму лежала в палисаднике, а барыня сидела на балконе. Она грызла кость (Из школьного сочинения).

 

2. Проанализируйте уместность или неуместность использования глаголов-сказуемых. Если нужно, исправьте предложения.

 

1) В России живут люди разных национальностей. 2) В актовом зале университета царила деловая суета. 3) Среди собравшихся превалировала молодежь. 4) В Африке проживают львы, крокодилы, обезьяны, жирафы, антилопы. 5) Услышав шутку, студенты весело засмеялись. 6) Мы кладем в борщ свеклу, морковь, капусту. 7) Часовой громко вскричал: «Стой, кто идет?». 8) Дипломаты так и прыснули смехом. 9) Раненый боец орал от боли. 10) Вы на следующей остановке слезаете?

 

3. Чем объяснить обилие южных диалектных слов в стихотворении С.Есенина? Определите разряды диалектизмов.

 

Пахнет рыхлыми дроченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к мохотке крадется

На парное молоко.

Для справок.

Дрочена – кушанье из запеченной смеси яиц, молока и муки или тертого картофеля; д е жка, деж а – квашня, кадушка для замешивания теста; печурка – выемка в русской печи для просушки чего-либо; заслонка – железная крышка, прикрывающая устье русской печи; пепел и ца – зола, пепел; мох о тка – кринка.

 

4. В отрывках из художественных произведений современных авторов подчеркните диалектизмы, определите их разряды. Дайте стилистическую оценку использования диалектных слов (создание местного колорита, речевая характеристика героев и др.).

 

1) Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. «Сейчас чувилек свяжем и поплывем!» – ободряюще сказал он. 2) Прикондыляла Евсючиха в рыбкооп, где работала раньше. – Заказала бы с кем, встретил бы, лошадь долго ли запрягчи? 3) Вернулся с войны – снова за пасево. А какой я пастух без рожка? 4) Подстреленный волк ткнулся в снег, завопил, забрылял ногами… 5) Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное. 6) В нашем селе все колхозные летние работы велись в три уповадка. Первый уповадок – с четырех часов утра до восьми; второй уповадок – с девяти до часу дня; третий уповадок – с четырех до десяти вечера… пока не начнет темнеть.

 

5. Выпишите из предложений сначала арготизмы, затем слова из сленга. «Переведите» предложения.

 

1) Мой друг недавно купил себе байк. 2) Для художника баки, или баксы, не были главным в жизни. 3) Слышь, говорят, менты опять подснежник /труп под снегом/ нашли у Березовки; по всему видать – наш это человек, не прошло и года, как выскочил на волю, хотел на хазе затаиться, да не удалось. 4) Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лейбл. 5) Препод опять завалил Иванова на экзамене. 6) «По фене ботаешь?» – спросил старый зек у соседа по больничной палате. 7) – Как дела, студент? - Все ништяк. Стипон в кармане. 8) По зоне треп идет, что он фартовый, устрица /хитрый, осторожный вор/. 9) Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов.

 

6. Определите, в чем особенность употребления подчеркнутых слов. Распределите эти слова по группам: профессионализмы, просторечные слова.

 

1) " Тетей " у нас на заводе называли толстую болванку, из которой после обработки получалась махонькая деталька, а все остальное шло в стружку. 2) Мастеров по приготовлению хорошего льда /на больших катках/ уважительно зовут ледоварами. 3) Ну что ты глаза пялишь на прохожих? 4) В цеховой раздевалке толкалось несколько рабочих первой смены, из второсменников еще никого не было. 5) Смотри, Лизка-то зазналась, форсит перед подружками! Эй, Лиз! Куда там – улепетывает. 6) Профессор Ивашов сидел в кабинете нашей кафедры, где мы, " философички ", устраивали иногда разные дискуссии. 7) Наши вчера продули французам. Три-ноль! 8) Эй, постреленок, что ты делаешь в моем саду, сейчас как отлуплю тебя крапивой!

 

7. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.

 

1) Изменен регламент работы компьютеров. 2) Нельзя нивелировать оценки студентам. 3) Констатированы факты нарушения учебной программы. 4) Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. 5) Конвенция новой фирмы нас не устроила. 6) Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.

 

8. Прочитайте диалог и отдельные предложения, найдите в них лишние слова (слова-«паразиты»). Опустите эти слова. Скажите, изменился ли при этом смысл предложения?

 

1) - Сколько раз тебе говорили, что пора отвыкать от лишних слов, которые ты употребляешь без надобности.

- Но я, кажется, лишних, как вы говорите, слов совсем не употребляю.

- Вот сейчас опять сказал.

- Ну, значит, я, наверное, оговорился.

2) По большому счету, таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 3) Каждый вуз, скажем так, получил возможность стать ярким, самобытным. 4) Момент действительно, это самое, весьма своеобразен. 5) Буквально через несколько дней меня посетил представитель товарищества.

 

9. Прочитайте стихотворение. Проанализируйте употребление частицы «как бы». Где оно является оправданным? Почему?

 

Мы нынче как бы все глупеем –

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы неумело

И чаще как бы невпопад.

(Ю.Важдаев / Аргументы и факты, июнь, 1997)

 

Литература

 

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1999.

5. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.

 

 

Тема 3: «Коммуникативные качества речи: выразительность, богатство»

 

Работа с терминами: экспрессивность, троп, стилистическая фигура, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, олицетворение, сравнение, эпитет, инверсия, повтор, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, интонация, тембр речи, пауза

Вопросы

 

1. Что такое выразительность речи?

2. Что вы знаете о тропах?

3. Назовите известные вам стилистические фигуры. Приведите примеры.

4. Каковы особенности русской интонации?

5. Перечислите известные вам виды пауз. Расскажите о каждом из них.

6. Охарактеризуйте понятие «богатство речи». В чем проявляется многослойность речевого богатства?

7. Расскажите об особенностях употребления в речи фразеологизмов.

 

Задания

 

1. Найдите в тексте метафоры. Объясните, как они образованы. Измените предложения так, чтобы метафоры в них отсутствовали (общий смысл предложений сохраните). Сделайте вывод о функциях метафоры в тексте.

 

На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб» трудолюбивый дятел.

(В.Песков)

 

 

2. 1) Составьте предложения, в которых приведенные ниже слова имели бы метонимическое значение.

 

Например: Ростов в сентябре 1999 года праздновал свое 250-летие.

 

Орел, хрусталь, город, серые шинели, конференция, фабрика, янтарь, Гоголь, танки.

 

2) Составьте предложения, в которых данные слова выступали бы в качестве синекдохи.

 

Например: Берет (в значении «человек») прошел вперед и встал у окна.

 

Шляпа, борода, голова, лицо, рука, пальто, шинель.

 

3. Составьте предложения так, чтобы данные слова выступали в качестве предмета, с которым что-то сравнивается. В каждом предложении назовите основание сравнения.

 

Ветер, вода, земля, огонь, птица, золото, серебро, зверь.

 

4. Укажите различные тропы и стилистические фигуры. Какова их функция в речи?

 

1) Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (А.Пушкин). 2) Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (А.Фет). 3) Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве (С.Есенин). 4) Туч вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (В.Луговской). 5) И сбежались с уральской кручи горностаевым мехом тучи (Н.Асеев). 6) Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н.Заболоцкий). 7) Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой без званий и наград (С.Орлов). 8) Не там ли жизнь, где молодость - курсивом, А старость – неразборчивый петит (В.Инбер). 9) Ах, зимою застынут фарфором шесть кистей рябины в снегу, точно чашечки перевернутые, темно-огненные внизу (А.Вознесенский). 10) На асфальт растаявшего пригорода, сбросивши пальто и буквари, девочка в хрустальном шаре прыгалок тихо отделилась от земли (А.Вознесенский). 11) Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Е.Евтушенко). 12) И руки обессиленно повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жует (Е.Евтушенко). 13) Но даже и ракетой вознесен, несущейся быстрей, чем скорость звука, увижу я, как будто страшный сон, молчалиных тихоньствующих сонм и многоликость рожи Скалозуба (Е.Евтушенко). 14) Только разве кончики волос помнят, как ты гладил их когда-то (Е.Евтушенко). 15) Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребенка, рыдающего на спине (Е.Евтушенко).

 

5. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов, немотивированное расширение /или сокращение/ состава фразеологизма, изменение грамматической формы слов, объединение элементов разных сочетаний), исправьте ошибки.

1) Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 2) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 3) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 4) – Нам пора, - сказала Марина. – Как пора? Ведь ни зги не брезжит! Да и подводы вязнут по колено в грязи. – А кто нас учил не торчать на достигнутом? 5) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. 6) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 7) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 8) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов. 9) В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий. 10) Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью.

 

Литература

 

1. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – М., 2001.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.

3. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М., 2000.

4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.