Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Климантова Г. И. Государственная семейная поли­тика современной России: Учебное пособие. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. -192 с. 5 страница




решение жилищной проблемы через рыночные отношения в современных условиях оплаты труда и доходов недоступно абсолютному Числу россиян, за исключением 5-10% высокодоходных семей. Платежеспособный спрос большинства населения не в состоянии обеспечивать приобретение новых и бывших в эксплуатации квартир.

Снижение жилищного строительства за последнее пятилетие по объему почти в 1,5 раза с 41,8 млн. кв. м. общей площади до 30,7 млн. кв. м. в 1998 году, а также качество строящихся квартир, не позволяют обеспечить все домохозяйства отдельными жилищами, а членов домохозяйств - отдельными комнатами (что составляет необходимый минимум обеспечения населения жилищами на современном этапе, не говоря пока о выходе полностью на современный международный норматив).,

Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество. Жилища, построенные до 70-х годов, в значительной части не удовлетворяют современным требованиям, поскольку недостаточно оборудованы коммунальными удобствами. В городах 15-20% жилищ не имеют водопровода, канализации и центрального отопления, а примерно треть - не имеет газа, горячего водоснабжения и ванн. На селе около 60% жилищ не имеют водопровода; 70% - канализации, центрального отопления и ванн; 75% - горячего водоснабжения, 25% жилищ - газа.

Естественно, что с 1993 по 2002 год произошли определенные позитивные изменения в благоустройстве жилья.

Весьма существенны различия в благоустройстве жилья по регионам. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в.Мурманской, Тульской, Нижегородской, Челябинской областях важнейшие показатели обеспеченности коммунальными удобствами составляют свыше 90% (кроме телефона). В то же время в Новгородской, Пензенской областях, Адыгее, Северной Осетии (Алании) они в среднем почти вдвое ниже. А в таких регионах, как Калмыкия, Дагестан, Тыва, Республика Алтай большая часть жилья лишена удобств. ч.

В самих регионах имеет место значительная дифференциация в степени благоустройства занимаемого жилья между областным центром, городом областного подчинения и сельской местностью, что иллюстрируется, например, данными по Тверской области.

Наличие коммунальных удобств еще не означает их эффективного потребления. Значительная часть населения страны пьет воду, не соответствующую санитарным нормам. Более 20% сточных вод, сбрасываемых в водоемы городов и поселков, не очищены. Задымляют воздух устаревшие котельные и горящие

свалки, площадь которых неуклонно растет. Почти половина подземных трубопроводов в водопроводно-канализационном и теплоэнергетическом хозяйстве страны требуют замены. Из-за ветхости оборудование работает «на утечку» тепла и воды. Так, только из-за изношенности тепло- и водопроводов теряется до 1.3% энергоресурсов, до 30% воды. Техническая отсталость, неэкономичность, низкое качество обслуживания в жилищно-коммунальном хозяйстве дополняются незаинтересованностью самого населения в экономичном потреблении тепла, воды, электроэнергии, аккуратном содержании жилищного фонда, мест общего пользования. В результате складывается ситуация, когда при недостаточном удовлетворении потребностей населения в коммунальных удобствах, имеет место перерасход воды, тепла, энергии. Например, водрпотребление на одного человека в 3-4 раза превосходит установленные нормативы.171

Таким образом, удовлетворение потребностей населения в жилье и в коммунальных удобствах, а также в качестве и эффективности предоставляемых услуг в большинстве областей России, весьма проблемно. Отсталость в развитии жилищно-коммунальной сферы выступает для многих российских семей фактором снижения их социально-экономического потенциала, является, как показывают опросы, объектом недовольства. И напротив, интересам семьи отвечает собственное, просторное, комфортабельное, удобно расположенное жилище.

Расходы на приобретение, оплату жилья и коммунальных услуг в большинстве стран с рыночной экономикой являются одной из наиболее значительных статей расхода семейного бюджета. В нашей стране чрезвычайно низкие (по мировым стандартам), не повышающиеся на протяжении десятилетий расходы на оплату жилья и коммунальных услуг считались одним из наиболее важных преимуществ социалистического общества. Граждане оплачивали не более 3% оказываемых коммунальных услуг, а доля расходов семьи на оплату квартир, коммунальных услуг и содержание собственных домов составляла в 70-80-е годы 2,5 - 2,6% расходов семьи. Но это неоспоримое достижение имело и обратную сторону. Низкая оплата' сочеталась с отставанием по уровню обеспеченности жильем, его качеству, оснащению коммунальными удобствами и экономичностью их пользования.

В настоящее время стремительно увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. '

С 1992 года доля расходов на оплату жилищно-коммунальных

услуг в структуре потребительских расходов семей выросла с 0,9% до 5,2% (почти в 6 раз). В то же время на начало 1999 года, как мы уже отмечали, доля расходов на питание в потребительских расходах составила 51,3%, что является свидетельством крайне тяжелого материального состояния большинства российских семей. Для сравнения укажем, что доля расходов на питание и табачные изделия в личных потребительских расходах в США начале 90-х годов составляла около 17%. При подобной структуре потребительских расходов крайне ограничены возможности значительного роста расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.172

Серьезные социальные последствия для российских семей, особенно низкодоходных, будет иметь жилищно-коммунальная реформа.

В проекте программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, рассмотренной Правительством страны в марте 2001 года, одной из стратегических задач поставлено улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной социальной защитой населения в их оплате.

Согласно прогнозным расчетам при переходе к 100% оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 годов, около 10 млн. домохозяйств (семей)173 с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, установленной на уровне 25%. Средний размер субсидии должен составить около 250 рублей в месяц на домохозяйство, в ценах 2001 года."4

В связи с огромной значимостью для каждой семьи государственной жилищной политики, выделим некоторые обязательные принципы реализации ее социальных целей, имеющих значение для определения приоритетов государственной семейной политики:

• реализация права граждан на жилище обеспечивается с

"'Данные Минжилкомхозэ: Архив отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

138 '. \

т Для справки: в настоящее время население оплачивает 54% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

73 Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. М., 2001. С. 46.

17<Кпимантова Г И. Семья и жилищно-коммунальная реформа // Социальные аспекты реализации жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации: Аналитический вестник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2001. №19(150). С. 63.

Маликов Н.С. Обеспеченность жилищем населения России. Мониторинг социально-экономического потенциала семей, № 1,2003, с. 24-25

учетом уровня их дохода, а также специальных обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан:

а) для граждан с достаточным платежеспособным спросом -через содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке;

б) для малоимущих граждан - через систему социальной защиты и обеспечения жилищных условий в соответствии с установленными социальными стандартами за счет средств местных бюджетов;

в) для граждан, имеющих право на жилье в соответствии с законодательством, - через обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

• защита права частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, свободное владение, пользование и распоряжение этой собственностью, ограниченные лишь запретом ущемления законных прав других граждан;

• бюджетная поддержка потребителей в жилищном секторе. Что особенно важно для семей? Реформа окончательно

определит жилищные права граждан, включая права собственности, найма, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение жильем бесплатно или за доступную плату по договору социального найма, прав на получение бюджетных субсидий на приобретение и оплату жилья и коммунальных услуг.

Учитывая бедность ^ российских семей, рассмотрим проблему предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Гарантии оплаты содержания и ремонта жилья, а также предоставление, коммунальных услуг, как в частном, так и в наемном жилье, включая социальный найм - это составляющая права граждан на жилище. Государство, органы местного самоуправления, должны развивать систему адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от доходов граждан и семьи, чтобы обеспечить приемлемую долю расходов на оплату этих услуг в рамках определенных нормативов.

Сами стандарты и нормативы оплаты жилья и коммунальных услуг, в пределах которых оказывается социальная поддержка, должны периодически пересматриваться с учетом изменения финансовых возможностей для бюджетной поддержки, изменения общественно приемлемых социальных стандартов жилищных условий, структуры расходов семейных бюджетов.

Полагаем, что право на социальную защиту при оплате жилищно-коммунальных услуг должно распространяться на все семьи с низкими доходами, независимо от формы собственности жилищного

фонда, в котором они проживают. Таким образом, семьи с низким доходом могут использовать субсидии для оплаты жилья как в муниципальном фонде (в том числе при оплате жилищно-коммунальных услуг по договорам социального найма), так и в частном арендном фонде, исходя из единых стандартов субсидирования, а также в жилье, находящемся в их собственности (при условии, что это жилье является для них единственным). Все это требует согласованной социальной х и семейной политики государства..

На наш взгляд, необходимо пересмотреть действующую систему категориальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые не увязаны с уровнем доходов семей и получателей. Перечень категорий граждан, пользующихся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от уровня их дохода, должен быть жестко ограничен, только в этом случае высвободившиеся бюджетные средства могут быть направлены на увеличение размеров адресной социальной помощи семьям с низкими доходами.

Представляется, что из всего комплекса последствий реализации жилищно-коммунальной реформы в наибольшей степени интересы семей затрагивают следующие:

• стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения;

• объем и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

• возможность улучшения жилищных условий. Заведующим лабораторией социальной политики ИСЭПН РАН

Бородкиным Ф.М. в июле 2001 года был проведен опрос москвичей, который дает наглядное представление об оценке населением жилищно-коммунальной реформы.

Назовите, пожалуйста, 5-6 проблем Москвы, которые беспокоят Вас больше?

176 Архив отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 
рост коммунальных платежей; 43,3
низкие заработки 30,0
' много бомжей, нищих 18,8
грязь, мусор на улицах 17,2
неблагоустроенность дворов 11,6
,: неустроенность детского и подросткового досуга плохая работа системы коммунального хозяйства /Л'ЧЧпйЪ 11,5 11,2
: нехватка поликлиник, плохое медицинское 8,5
, обслуживание  
\ ветхое, не отремонтированное жилье 7,9

Как видно из данных опроса (хотя мы отмечали, что в Москве по сравнению с другими регионами жизненный уровень населения намного выше) беспокоит высокая плата за жилье, на втором месте -уровень, доходов, и только 5,8% опрошенных эти проблемы не беспокоят.

Можно сделать вывод, что любые формы поднятия «квартплаты» основной Массой населения будут восприниматься негативно. И только в случае учета в социальной политике государства мер по адресной социальной поддержке, которые будут реализованы квалифицированно и эффективно, появляется возможность снять социальное напряжение.

В то же время, ответная реакция со стороны населения, в значительной степени, будет зависеть от проведения информационно-разъяснительной работы. Требуются

квалифицированные профессиональные разъяснения необходимости преобразований в жилищной сфере и того факта, что они не сводятся

142;

только к повышению цен на жилищно-коммунальные услуги. Важно показывать позитивные аспекты преобразований, например, улучшится качество жилья, бремя жилищно-коммунальных платежей усилится, но станет более справедливым. К сожалению, аргументы, связанные с расширением возможностей домохозяйств принимать участие в управлении многоквартирными жилыми домами, контролировать финансовые потоки в жилищно-коммунальном хозяйстве, как показывает опыт, не будут особенно эффективны вследствие укоренившегося пассивного отношения значительной части населения к этим вопросам.

Увеличение бремени жилищно-коммунальных платежей может привести к изменению уровня задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако, как показывают исследования, прямой связи между уровнем жилищно-коммунальных платежей и уровнем задолженности нет. Увеличение ставок и тарифов может привести как к росту задолженности (например, в случае неудовлетворительной работы служб жилищных субсидий, слабой заинтересованности жилищных организаций в сборе платежей), так и к ее снижению, поскольку увеличившиеся суммы платежей предполагают большую дисциплину и ответственность.

Возможно, произойдет перелом в отношении населения к потреблению коммунальных услуг - установка на экономное и рациональное ресурсопотребление станет преобладающей. Этот процесс произойдет тем менее болезненно, чем более активно будут внедряться технологии, делающие возможным не только поквартирный учет объемов потребляемых ресурсов, но и возможность регулирования потребления.

За последние годы в стране сформировался слой людей, как отмечалось во втором параграфе настоящей главы, которые способны своими силами решать свои жилищные проблемы, если им будет предложен соответствующий стимулирующий механизм. Создание механизмов ипотечного кредитования, доступных для этой категории населения, способно превратить их из пассивных участников очереди на получение государственного или муниципального жилья в активных участников жилищного рынка. Одновременно возрастают шансы на получение государственного и муниципального жилья среди очередников, не имеющих возможности мобилизовать собственные средства для решения жилищной проблемы. Результатом может быть рост удовлетворенности и общественной активности обеих групп населения, что значительно поднимет социально-экономический статус семей.

В то же время, можно выделить следующие группы населения, которые будут наиболее негативно настроены к ожидаемым преобразованиям в жилищном секторе и секторе

нехватка школ, плохое качество школьного 3,7 образования бездействие местных властей 5,2 отсутствие зелени, зеленых насаждений 5,0 Как бы оценили, насколько приемлем для Вашей семьи нынешний уровень оплаты за жилье и коммунальные услуги?
слишком высокая 38 высокая, но терпимая ' 40 приемлемая, не представляет трудностей 14 Приходилось ли Вам в течение последних 12 месяцев задерживать оплату жилья и коммунальных услуг? Если да, то на какое самое длительное время?
приходилось на месяц и более 21,1 Как Вы думаете, после повышения в 2-2,5 раза квартплата будет для Вашей семьи слишком высокой; высокой, но терпимой; или останется приемлемой; не будет представлять трудностей?
не оплачиваем (за нас платит предприятие и т.п.) 0,9 слишком высокой 82,0 высокой, но терпимой 8,0 приемлемой, не будет представлять трудностей 5,8 Как Вы думаете, улучшиться ли в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства качество коммунальных услуг, содержание жилья, подъездов, придомовых территорий?
определенно да > скорее да скорее нет определенно нет аатт/лняюск ответить 2,2 4,8 30,0 53,8 Й2

ЖКХ:

• группа населения с относительно низким доходом, которая, тем не менее, не будет охвачена программой адресной социальной помощи,

• семьи, имеющие большие излишки занимаемой площади относительно социальных норм площади жилья (в том числе семьи, занимающиеся сдачей жилья в аренду),

• семьи со средними доходами, в составе которых есть граждане, относящиеся к льготным категориям.

При проведении намеченных преобразований следует особенно внимательно отслеживать реакцию этих групп населения и учитывать их при формировании государственной семейной политики. Для этого необходимо в полном объеме учесть опыт предшествующего реформирования. Прежде всего, это касается прогнозирования возможных социальных последствий проводимых преобразований. Конечной целью реформы является повышение качества жизни людей, поэтому жилищная политика, как одни из главных составляющих по влиянию на семью, в первую очередь, предполагает положительные социальные последствия, которые по своему значению должны перевесить возможные негативные стороны. Реальный же баланс позитивных и негативных последствий зависит от формы реализации предлагаемой жилищной политики.

К числу несомненных позитивных результатов, намеченных преобразований в жилищной сфере, можно отнести следующие:

• естественное стремление человека получить отдельное жилье, улучшить условия проживания своей семьи получает юридически оформленные, экономически доступные формы воплощения. Тем самым у населения появляется мощнейший стимул к экономически активному поведению, что в конечном счете скажется на общей экономической ситуации в стране и повышение экономического статуса семей;

• адресность жилищных субсидий и переориентация высвободившихся бюджетных средств на решение социальных проблем приведет к улучшению материального положения низкодоходных слоев населения;

• развитие программ ипотечного кредитования будет иметь несколько последствий - легализацию доходов с целью получения кредита, повышение доверия к финансовым институтам, улучшение жилищных условий и, соответственно, качества жизни семей;

• формирование класса собственников недвижимости, в том числе жилой, придаст большую устойчивость всей социальной структуре общества;

• появление новых видов бизнеса в жилищной сфере

расширит рынок труда в городских агломерациях, создаст рабочие места для работников, высвобождаемых из других сфер экономики.

В жилищной сфере недопустимо, чтобы вновь воплотился в жизнь лозунг «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поэтому возможные негативные социальные последствия нужно выделить в явном виде и противопоставить каждому из них ясную и реальную программу действий, опережающий анализ социальных последствий. Иначе может произойти, пусть даже временный, разрыв между возможностями людей оплачивать подорожавшее жилье, созданными юридическими механизмами выселения за неуплату и старыми механизмами безадресной социальной помощи.

Среди негативных социальных последствий, которые жилищная реформа должна избежать и создать механизмы противодействия складывающимся тенденциям можно выделить следующие:

Во-первых, жилищная реформа в результате последовательного проведения окончательно закрепляет социальный статус различных социальных групп населения в России, в том числе группы граждан с низкими доходами. «Окончательность» состоит в том, что в результате перераспределения жилищного фонда статус человека четко привязывается к району и дому, в котором он и его семья проживают. Изменить этот статус становится намного сложнее. С другой стороны, для экономически самостоятельных граждан приобретение более качественного жилья может стать главным стимулом жизни.

Во-вторых, в случае, если' жилищная политика государства будет сведена только к приватизации в этой сфере, если будут попытки создания домов и целых районов муниципального жилья, представленного по договору социального найма гражданам с низкими доходами, могут создаться предпосылки для массовой сегрегации населения, формирования районов для богатых и районов для бедных. Особенности существующей жилищной застройки, политика предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в любом городе не позволякл? этой проблеме приобрести" особую остроту за короткие сроки, но тенденция может обозначиться. В результате Россия может пойти по пути, уже пройденному западными мегаполисами со всем «букетом» социальных проблем, сопутствующих районам для бедных. Противодействие процессам сегрегации должно стать элементом государственной политики, в том числе семейной.

В третьих, в случае, если социальная политика государства не станет более эффективной и адресной, процесс рационального использования жилищного фонда может обернуться ростом

преступности, поскольку содержать жилье, полученное по социальным стандартам социализма, по рыночной стоимости даже при адресной субсидии не каждому одинокому пенсионеру окажется под силу. Необходимо создать не только надежные механизмы юридической гарантии прав в ходе купли - продажи жилой недвижимости, но и соответствующие службы в правоохранительных органах, способные быстро реагировать на появление новых видов преступлений в жилищной сфере.

В четвертых, широта социальной базы предлагаемых преобразований в жилищной сфере зависит от того, насколько будет достигнут баланс между экономической эффективностью и социальной приемлемостью преобразований. Представляется, что именно в ходе жилищно-коммунальной реформы должны быть максимально учтены интересы разных демографических групп семей, их жизненный уровень и степень адаптированности к преобразованиям.

Здоровье семьи.

Важнейшим по значимости приоритетом для любой семьи является проблема здоровья. Во многом со здоровьем семьи связаны и современные демографические процессы России.

Состояние здоровья, степень распространенности заболеваемости, в том числе так называемых «социальных» болезней - туберкулеза, инфекционных и др., служат наиболее яркими индикаторами социального благополучия в стране.

На ситуацию с заболеваемостью населения влияют различные причины, основными среди которых являются изменение возрастной структуры населения, социальные и психологические стрессы, ухудшение условий труда, уровень и качество жизни (в первую очередь снижение качества питания) большинства населения. Эти проблемы детально рассмотрены во втором и третьем параграфах настоящей главы.

По данным Государственных докладов176, в течение 1999-2000

 

1761.Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. М., 1997. 2.Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. М., 2000. 3.Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М., 1998.

4.Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 гг. и план, мероприятий по ее реализации. М., 2000.

5.Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. М., 1996., (

6.Аналитический доклад «Здоровье женщин России», подготовленный под руководством вице-президента Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка» профессора Ваганова Н.Н. М., Издательство ЗАО «Информатики, 1998. С. 240.

7.Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г.». М, 1999. С. 204. ч ■ ■,

8.Государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» 1998, 1999, 2000 гг.

годов в Российской Федерации удалось переломить негативные тенденции роста некоторых наиболее опасных для здоровья человека инфекционных заболеваний.

Предотвращено распространение холеры, снизилась заболеваемость скарлатиной, коклюшем, ветряной оспой, менингококковой инфекцией, сальмонеллезами, вирусным гепатитом. Благодаря мероприятиям по вакцинопрофилактике число больных дифтерией за 1994-2000 годы значительно сократилось.

В целях реализации программы ликвидации полиомиелита в течение последних трех лет проводились Национальные дни иммунизации, в результате чего перестали регистрироваться случаи заболевания полиомиелитом, вызванного «диким» вирусом.

За весь период регистрации не отмечалось таких низких уровней заболеваемости корью, как в 1999-2000 годах - 1,9 и 4,3 на 100 тыс. населения соответственно.

Тем не менее, инфекционные заболевания дают более 15% всех потерь от временной нетрудоспособности. Ведущее место по массовости поражения населения занимают грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей, которыми ежегодно заболевают около 30 млн. человек.,

В последнее же десятилетие динамика общей заболеваемости различных групп населения в нашей стране имеет весьма неблагоприятные тенденции. Например, несмотря на то, что общая заболеваемость за 1991-1997 годы выросла незначительно (на 7,5%), в ее структуре произошли заметные изменения. Увеличилась доля заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением. Особенно существенно возросли заболевания крови и кроветворных органов (в 2 раза), болезни мочеполовой системы на "37,6%, болезни нервной системы на. 26,3%, врожденные аномалии на 24,4%, болезни эндокринной системы, расстройства питания и иммунитета на 24,1% и т.д. Отмечается значительный рост инфекционных заболеваний - на 38,3%. Изменилась также структура заболеваемости взрослого населения.

Заболеваемость инфекционными и паразитарными

9.Доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994-1998 гг. М.,

1999. С. 46.

10.Алкоголь и здоровье населения России. 1900-2000. Под ред А.К.Демина. Российская Ассоциация

общественного здоровья. М., 1998. - С. 400.

11.Естественное движение населения Российской Федерации за I полугодие 2000 года.

Статистический бюллетень. Госкомстат России. М., 2000. С. 37.

12.Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Министерство труда и социального

развития Российской Федерации. Всероссийский центр уровня жизни. М., 2000, выпуск I.

13.Население России 1999. Седьмой ежегодный независимый доклад Центра демографии и

экологии человека ИНП РАН. М., Книжный дом «Университет», 2000. С. 175.

14.O демографической ситуации в Росси и мерах Правительства Российской Федерации по ее

оптимизации. Материалы парламентских слушаний. Государственная Дума, М, 2000. С 40.

болезнями выросла на 4,3%, болезнями органов пищеварения - на 4,9%, что можно прямо связать с обнищанием населения, слабой санитарно-профилактической работой.

Увеличивается число зарегистрированных больных с онкологическими заболеваниями. За последние 5 лет число состоящих на учете больных злокачественными новообразованиями возросло на 12,1%. Учитывая старение населения и ухудшение экологической ситуации, следует ожидать дальнейшего увеличения заболеваемости, инвалидности и смертности от злокачественных новообразований. По мнению специалистов, есть основания полагать, что онкологическая патология не только вырастет количественно, но и «помолодеет». У мужчин особенно возрастет смертность от рака легких, трахеи и бронхов, а у женщин, - от рака молочной железы.

Представление о причинах смерти в Российской Федерации дает следующая таблица:

Таблица 2.20

Причины смерти в Российской Федерации*

 

 

Причины смерти Число умерших
Абс. На 100 тыс. нас.
           
Инфекционные и паразитивные болезни       24,8 24,5 12,1
Из них: Туберкулез (все формы)       21,4 20,1 7,9
Новообразования       204,9 205,0 194,0
Болезни системы кровообращения       844,0 815,7 618,9
Из них:, гипертоническая болезнь       18,0 18,8 8,0
ишемическая болезнь       396,1 382,3 301,4
цереброваскулярные болезни       318,8 306,7 228,2
Болезни органов дыхания       69,7 64,9 59,5
Болезни органов пищеварения       44,3 41,9 28,7



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.