КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Степень вероятности банкротства предприятия(организации), определяемой по индексу Э. Альтмана
Критериальные показатели 1. 1. Индексы кредитоспособности Альтмана. Этот индекс позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов. Индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид: Z = 1,2*x1 + 1,4* x2 + 3,3* x3 + 0,6* x4 + 1,0* x5, где x1 – чистый оборотный капитал / сумма активов (ликвидность); x2 – нераспределенная прибыль / сумма активов (рентабельность имущества); x3 – валовая прибыль / сумма активов; x4 – рыночная стоимость акций / привлеченный капитал; x5 – выручка / сумма активов (нераспределенная прибыль / сумма активов). 1,2; 1,4; 3,3; 0,6; 1,0 - коэффициенты регрессии, характеризующие меру их влияния на индекс «Z». Позднее Альтман разработал подробную, более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство на горизонте в пять лет с точностью 85%. Усовершенствованная модель Альтмана имеет вид: Z = 0,717*x1 + 0,847* x2 + 3,107* x3 + 0,420* x4 + 0,998* x5, где x1 – чистый оборотный капитал / сумма активов; x2 – резервный капитал + нераспределенная прибыль / сумма активов; x3 – валовая прибыль / сумма активов; x4 – рыночная стоимость акций / заемный капитал; x5 – выручка / сумма активов. В зависимости от полученного значения можно судить об угрозе банкротства (см. табл.1) Таблица 1
Для российских фирм данную оценку интерпретировал экономист А. Адаев рыночная стоимость акций заменяется суммой уставного и добавочного капитала, т.к. увеличение стоимости активов приводит либо к увеличению уставного капитала, либо к росту добавочного капитала.[6,7]
1.2.Двухфакторная модель оценки угрозы банкротства Z = - 0,3877 + (-1,0736) х Ктл + 0,0579 х (ЗС/П) где, Ктл - коэффициент текущей ликвидности ЗС - заемные средства (стр. 590, 610) П - величина пассива (стр. 700) Если значение Z>0, то существует большая вероятность банкротства предприятия. 1.3. Четырехфакторный модель прогноза риска банкротства (модель R) Данный критерий предложен учеными Иркутской государственной экономической академии и имеет следующий вид: R = 8,38*К1 + К2 + 0,054*К3 + 0,63*К4 где К1 – оборотный капитал / актив; К2 – чистая прибыль / собственный капитал; К3 – выручка от реализации / актив; К4 – чистая прибыль / суммарные затраты. Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели R определяется следующим образом по таблице 2.[6] Таблица 2 Соотношение между критерием R и вероятностью банкротства предприятия (организации)
2. Определение точки безубыточности и зон риска
Определение допустимых пределов риска данным методом осуществляется на основании сопоставления величины прогнозируемого ущерба с точкой критического объема производства и в целом с зонами риска. Такое сопоставление позволяет определить, в какой из подзон риска может оказаться предприятие при той или иной величине ущерба, какие меры должны быть предприняты для предотвращения риска или уменьшения величины ущерба. С этой целью рассчитывается критический объем производства и строится график, где указывается зоны критического риска (см. рис. 2).
Рис. 2. Зоны и подзоны риска, определенные по критическому объему производства. Условные обозначения: FC- постоянные издержки предприятия; ВР — выручка от реализации за произведенные товары или предоставленные услуги; ПРр — расчетная (балансовая) прибыль; ПРч — чистая прибыль; ТС – валовые издержки; VC - пере-менные издержки предприятия; А — точка критического объема производства и крити-ческого объема ущерба, ниже которой предприятие может лишится не только прибыли, но и части выручки, используемой на покрытие издержек производства.
Точка А критического объема производства свидетельствует о рубеже безубыточного производства или критического соотношения общей выручки от реализации и объема продаж. Соотношение точки критического объема производства и общей выручки с учетом (за минусом) потерь (ущерба от риска) дает возможность определить критический объем продаж, при котором предприятие будет способно покрыть все свои издержки без получения прибыли (допустимая зона риска, в которой прибыль равна нулю), соотношение величины выручки с точкой недолгового риска показывает объем продаж, необходимый для обеспечения бездолгового производства. В ходе оценки рисков целесообразно анализировать и норму прибыли (отношение прибыли к издержкам), которая может сигнализировать о степени устойчивости предприятия и его конкурентоспособности, наличии финансовых ресурсов на повышение эффективности производства. В процессе этого анализа целесообразно эту норму прибыли сравнивать с нормой прибыли среднеотраслевой или нормой прибыли ближайших конкурентов.[2] Точка безубыточности - это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Поэтому точку безубыточности многие экономисты называют порогом рентабельности. Чем выше порог, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и / или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.
Рассмотрим на примере:
Отсюда, порог рентабельности равен 8571,4 тыс. руб, то есть при достижении выручки от реализации в 8571,4 тыс. руб предприятие достигает, наконец окупаемости постоянных и переменных затрат. Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |