Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка риска экономических потерь при изменении качества продукции




Одним из важнейших индикаторов экономической безопасности предприятия является уровень спроса на его продукцию. Падение спроса ниже некоторого допустимого уровня может привести к банкротству фирмы. Отсюда очевидна необходимость изучения причин невостребованности продукции, приводящих предприятие к риску.

Риск невостребованности продукции - это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величинами возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.

При ведении производственной деятельности как предпринимательской необходимо знать заранее, какая и для кого производится продукция, и что случится, если эта продукция не будет реализована. Во избежание последствий невостребованности продукции необходимо проанализировать ее причины и факторы, влияющие на нее.

К наиболее характерным факторам, обусловливающим возникновение риска невостребованности продукции, берущим свое начало как внутри предприятия, так и за его пределами относятся:

· Факторы производства.

  • Среда возникновения.
  • Центры ответственности.
  • Центры затрат.
  • Виновники возникновения.
  • Производственные условия.
  • Время возникновения.
  • Время обнаружения.
  • Виды продукции.

· Потребитель продукции.

Факторы производства. Причины возникновения риска невостребованности продукции по факторам производства представим в виде схемы рис.5.

Любая из перечисленных групп при определенных условиях может быть носителем риска невостребованности продукции. Рассмотрим это на примере группы:

- трудовые ресурсы (R1)

-численность работников (R2)

-квалификация (R3).

Неправильно составленный специалистами прогноз сбыта на продукцию предприятия приведет к неадекватности ее сбыта: произведенный объем продукции или его часть не будет реализована и превысит спрос. В результате этого предприятие понесет экономический ущерб. Или же работниками отдела снабжения было закуплено иное сырье, чем это предусматривалось при разработке продукции. В итоге она не стала пользоваться спросом, и фактический объем продаж оказался меньше запланированного.

 

Рис. 5 Классификация факторов производства

Фактор "среда возникновения". Среда возникновения риска невостребованности продукции порождает его внутренние и внешние причины.

Внутренние причины зависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников. К ним относятся:

  • недостаточная квалификация персонала;
  • неправильная организация производственного процесса;
  • неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
  • неправильная организация сбыта готовой продукции;
  • нечеткое управление предприятием.

Сюда же можно отнести качество поступивших материалов, качество производственного потенциала в той степени, в какой это зависит от конкретных работников предприятия, ответственных за данные участки работы и др.

Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия. Однако в ряде случаев они могут ею провоцироваться. Например, плохо организованный документооборот на предприятии может привести к тому, что потребитель продукции из-за несвоевременного получения уведомления о готовности его заказа или об отгрузке в его адрес продукции израсходует финансовые ресурсы на другие цели. В результате производителю деньги поступят с опозданием.

Основными причинами, вызывающими риск невостребованности извне, являются:

  • инженерно-конструкторские;
  • платежеспособность потребителя;
  • транспортные;
  • организация работы и состояние финансовой системы;
  • повышение процентных ставок по вкладам;
  • социально-экономические;
  • демографические; географические;
  • нормативно-правовые;
  • политические и др.

Необходимо учитывать, что внешние факторы связаны между собой и прямо или косвенно влияют на внутренние факторы.

Фактор «центры ответственности». Для отечественных предприятий, имеющих опыт формирования организационных структур, ответственных за определенные участки работы. Такими центрами ответственности могут стать:

  • снабжение;
  • производство;
  • складирование;
  • сбыт;
  • инженерное обеспечение;
  • плановый;
  • финансово-экономический;
  • управление.

Традиционно они носят названия отделов и управлений. Здесь каждому центру ответственности подчиняется одно или несколько структурных подразделений, в которых формируются затраты

Факторы "время возникновения риска" и "время обнаружения риска"

Время возникновения риска невостребованности продукции связано с ее жизненным циклом. На каждом этапе жизненного цикла существуют специфические причины возникновения риска, способы его избежания, пути преодоления и возможные последствия.

По времени обнаружения риска невостребованности продукции можно выделить три периода по отношению к периоду ее производства: предшест-вующий, текущий и последующий.

Данная группировка вызывает специфические для каждого временного периода управленческие решения:

· В первом периоде можно не приступать к производству рисковой продукции и заменить запланированный объем выпуском других изделий.

· Во втором периоде еще можно внести изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия в соответствии с пожеланиями потребителя.

· В третьем периоде остается думать лишь о сохранении финансовой устойчивости фирмы.

Фактор "вид продукции". Продукция является носителем издержек производства и через ее реализацию происходит их возмещение. Поэтому для предупреждения риска невостребованности надо знать не только, что и в каком объеме готово для продажи, но и на каком этапе жизненного цикла находится конкретная ассортиментная позиция. Таким образом, необходимо рассчитывать объемы продукции на каждом этапе ее жизненного цикла, что позволит своевременно внести изменения в производственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбыта продукции.

Фактор "потребитель продукции". Классификация риска невостребованности продукции по потребителю важна, поскольку он является субъектом, возмещающим издержки на ее реализацию. И чем скорее станет ясно, где возникает риск, в какой сумме экономического ущерба он выражается, каковы его тенденции и степень устойчивости в динамике, тем быстрее будут приняты меры для его избежания в дальнейшем.

Фактор "каналы сбыта". При выявлении риска невостребованности продукции тщательному анализу должны быть подвергнуты каналы сбыта. Если риск обнаружен и существует тенденция к его устойчивости, следует изучить рисковые каналы по:

· способам реализации;

· времени реализации;

· месту расположения относительно потребителя;

· уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием.

Без подобного анализа предприятие не сможет, не имея объективной информации, правильно построить свою ассортиментную политику.

Фактор "спрос на продукцию". Для избежания и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каковспрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы. Их следует сгруппировать, выделив внешние и внутренние.

К внешним факторам спроса относятся:

  • объем предложения данного товара на рынке;
  • тип продукции;
  • число разновидностей товаров на рынке;
  • уровень доходов потребителей;
  • ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары;
  • потребительские предпочтения или вкусы;
  • полезность данного продукта;
  • число покупателей на рынке;
  • цена товара и др.

Они являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее, необходимо глубоко анализировать внешние факторы спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции.

Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия являются:

  • цена относительно суммы покрытия затрат на производство;
  • качество продукции;
  • квалификация персонала;
  • качество оборудования и материальных ресурсов;
  • научно-технический уровень производимой продукции и т.д.

Они относятся к управляемым факторам, прямо или косвенно влияющим на величину спроса на продукцию предприятия и, следовательно, показатели риска ее невостребованности.

Анализ экономических рисков проводится следующим образом:

  • Возникающие риски сравнивают с какими-либо критериями (если таковые существуют) или аналогичными рисками, имеющими место на других объектах. На основе проводимого сравнения выявляются и оцениваются отличия от допустимого уровня на других объектах. Этот анализ выполняет оценочную функцию.
  • Выявляются причины и факторы отклонений фактических значений экономических параметров от запланированных. Однако данный анализ не ограничивается выявлением причинно-следственных связей, а позволяет также сделать рекомендации по методам и показателям, выявляющим возникающие несоответствия. Этот анализ выполняет диагностическую функцию.
  • Проводятся дополнительные исследования рисков и объектов, на которых они возникли, при отсутствии возможности нормализовать ситуацию без проведения углубленного анализа риска и деятельности данного объекта. Этот анализ выполняет поисковую функцию.

По любому из выявленных экономических рисков на основе их анализа принимаются управленческие решения.

Критерии, с помощью которых можно дать количественную оценку целесообразности принятия решения в условиях рынка:

  • Во-первых, решение, принимаемое в ситуации риска, необходимо оценить с точки зрения вероятности получения предполагаемого результата и возможности отрицательного отклонения от него. Наилучшим следует считать то решение, риск реализации которого меньше по сравнению с другими вариантами.
  • Во-вторых, должна оцениваться затратная сторона рискового решения. Иначе говоря, необходимо оценить затраты на осуществление рисковых вариантов. Предпочтительнее будет тот, который требует меньших затрат на осуществление по сравнению с затратами при осуществлении других вариантов.
  • В-третьих, критерием оценки является время, необходимое на реализацию принимаемого решения. Наиболее целесообразно принятие решения, осуществление которого требует меньшего времени по сравнению с другими.

Необходимо оценить возможный риск реализации управленческого решения. Для этого:

1. Определить состав этапов реализации управленческого решения.

2. Выявить ключевые события каждого этапа, которые могут повлиять на дальнейшее развитие избранного варианта пути решения задачи.

3. Определить затраты времени реализации каждого этапа с учетом возможности наступления его ключевых событий.

4. Провести качественную оценку вероятности достижения желаемого результата.

5. Рассчитать стоимость каждого этапа реализации управленческого решения с учетом стоимости наступления ключевых событий.

Абсолютная величина экономических рисков, характеризующая принятие любого решения состоит из двух слагаемых:

  • расходов, необходимых для осуществления данного решения;
  • возможного ущерба, нанесенного этим решением.

Относительный показатель экономических рисков - степень риска. Он показывает, какова вероятность наступления случая потерь. Чем больше неопределенность ситуации при принятии решения, тем выше риск.

Оценив каждый из рассматриваемых вариантов управленческих решений по критериям вероятности, затрат и прибыли, выбрать такого из них, в котором совокупное значение этих показателей отклонения окажется оптимальным.[9]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.