Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицинский аспект




Основная психологическая особенность медицинского аспекта социальной работы связана отчасти с тем, что соотношение между концептуально различными понятиями расстройство и заболевание не является простым и легко понимаемым [10].

Расстройство определяется как патологическое состояние организма или его определенной части, нарушающее нормальное физиологическое функционирование, в частности, в результате инфекции, врожденной недостаточности или стрессового воздействия социальной среды.

В отличие от такого определения существует другое определение заболевание, акцентирующее внимание главным образом на процессе оценки телесных изменений и принятия решения, на основе которого человек «назначается» или сам «назначает» себя на роль больного. С точки зрения данного определения «становление больным» - это процесс, в ходе которого индивид сначала замечает у себя какие-то нарушения, затем квалифицирует их и определяет, что с ними делать, и лишь в итоге принимает решение, болен он или нет [13, 21, 41, 45].

Некоторая предвзятость врачей в вопросах оценки значения социальных факторов для состояния здоровья можно объяснить тем, что в интерпретации понятия заболевание существует заметное различие между обычными людьми (клиентами) и врачами. Клиенты понимают заболевание как состояние, в котором изменяется привычное восприятие своего тела и которое отрицательно сказывается на повседневной жизни. Врачи в свою очередь склонны представлять заболевших людей как имеющих какое-то расстройство, само же расстройство они определяют при этом как патологическое состояние организма или его части, нарушающее нормальное физиологическое функционирование, например, в результате инфекции, врожденной недостаточности или стрессового воздействия окружающей социальной среды. Следовательно, медицинские работники сосредоточены преимущественно на органах и органическом, больные – на том, как они себя чувствуют, на нарушениях повседневной жизни и деятельности, вызванных ощущением нездоровья.

Нигде не указывается мысль о том, что целью или задачей профессии «социальная работа» является лечение расстройств. И в то же время социальные работники исторически играют важную роль в оказании помощи отдельным лицам и их семьям, занимаясь проявлениями в повседневной жизни социальных и психологических последствий заболеваний и состояний лиц с ограниченными возможностями. Термин ограниченные возможности в данном контексте означает переживание несостоятельности, неспособности или ограниченной способности к занятиям обычной деятельностью.

Социальные работники, в медицинском аспекте, в своей повседневной деятельности ориентируются именно на эти цели и задачи – фундаментальные для всей социальной работы. При этом, особая миссия социального работника сформулирована следующим образом: социальные работники стремятся «улучшить или восстановить взаимовыгодное сотрудничество между индивидом и обществом для того, чтобы повысить качество жизни каждого» [10].

Особой целью социальной работы в здравоохранении является обеспечение профессиональной помощи людям, чьи возможности социального функционирования в сообществе с другими людьми нарушены или могут быть нарушены вследствие заболевания, ограничения возможностей или несчастного случая. Приведенные определения подчеркивают особенность профессии социального работника, ее обращенность, в первую очередь, на взаимоотношения личности и окружающего мира, столь важные для благополучия и качества жизни больных, страдающих от хронических и других, ограничивающих их возможности, состояний.

В свете сказанного можно отметить, что социальные работники, связанные с вопросами здоровья, обслуживают людей всех возрастных групп: детей, подростков, молодежь, взрослых, стариков. Кроме того, помощь социальных работников обращена к страдающим самыми разными недугами – острыми и хроническими; быстропроходящими и имеющими затяжные последствия. Социальные работники встречаются с людьми, находящимися в кризисном состоянии вследствие травм и несчастных случаев.

Социальным работникам, связанным с вопросами охраны здоровья, приходится работать в самых разных местах – в небольших отдаленных деревнях, расположенных в малонаселенных районах; крупных перенаселенных городах; приютах; тюрьмах; центрах дневной помощи; школах и интернатах. Они заботятся и поддерживают людей, страдающих от заболеваний или из-за ограниченных возможностей находящихся на лечении в системе первичной медицинской помощи – в больницах; учреждениях, обслуживающих инвалидов; государственных клиниках и поликлиниках, в других медицинских центрах. Они помогают тем людям, трудности которых вызваны эмоциональными проблемами и тем, чьи эмоциональные расстройства являются результатом соматического неблагополучия.

Социальные работники уделяют много внимания и здоровым людям, способствуя укреплению их здоровья и занимаясь просветительской деятельностью. Они заботятся и о тех, кого хронические заболевания сделали зависимыми от помощи посторонних и кто нуждается в постоянном уходе дома или в соответствующих учреждениях, таких, как дома-интернаты, специальные общежития.

Как разновидность психологических методов, широко используемых социальными работниками в своей профессиональной деятельности, рассматриваются медико–социальные методы, используемые в работе с клиентами, находящихся в трудной жизненной ситуации и имеющих предрасположенность к ряду заболеваний, а также на инвалидов и граждан пожилого возраста. Содержание медико-социальной помощи определяют законы Российской Федерации: «Об охране здоровья граждан» (1993), «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992). Медико-социальная работа включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубоврачебную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными гражданами и гражданами с ограниченными возможностями.

Первичная медицинская помощь предусматривает лечение наиболее распространенных заболеваний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медико-социальную профилактику заболеваний граждан по месту жительства. Данное направление реализуется в нестационарных учреждениях социального обслуживания населения: комплексных центрах социального обслуживания населения, центрах социальной помощи семье и детям. Пожилым людям, частично утратившим способность к самообслуживанию, социальные работники оказывают санитарно-медицинские и санитарно-гигиенические услуги на дому. В отделениях дневного пребывания клиентам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставляют санитарно-гигиенические услуги, оказывают содействие в получении медико-психологической помощи для них, проводят лечебно-оздоровительные мероприятия.

Важным направлением медико-социальной помощи в социальной работе является предоставление медико-психологических услуг населению. Ее оказывают инвалидам, гражданам пожилого возраста, детям с ограниченными возможностями. В социально-оздоровительных центрах для пожилых людей организуют мероприятия, содействующие коррекции психологического статуса. Психокоррекционную помощь получают дети и подростки с ограниченными возможностями, а также дети, нуждающиеся в психологической и медико-социальной помощи.

Медико-психологические методы распространяются в первую очередь на тех, кто пережил экстремальную ситуацию: это люди, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери; пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы вследствие смерти близкого человека. Содержание деятельности специалиста по социальной работе предполагает профилактику психических расстройств: выявление неблагоприятных условий среды (производственных, бытовых, социальных), приводящих к нарушениям эмоционально-волевой сферы клиента; участие в разработке мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям; создание условий для восстановления нервно-психического здоровья человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В обязанности специалиста по социальной работе входит так же оказание социальных услуг больным на ранних этапах развития психических расстройств.

Психогигиена — это «часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психологического здоровья человека». В психогигиене, как и в социальной работе, к неблагоприятным социальным факторам относят: бедность, монотонность и длительность труда, недостаток питания, антисанитарные условия жизни, перенаселенность жилья.

В учреждениях социального обслуживания населения проводится санитарно-просветительская работа, она включает в себя: формирование гигиенических навыков, распространение знаний о правильном, здоровом режиме труда, отдыха, питания, основанных на данных современной медицинской науки, ознакомление клиентов с причинами возникновения болезней и методами их профилактики. Формы санитарно-просветительской работы: индивидуальная беседа, специализированное консультирование, инструктаж и т.п.

Согласно инструкциям об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в обязанности медицинского персонала входит выполнение ряда санитарно-гигиенических процедур. Врач организует выполнение санитарных правил и санитарно-гигиенических мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу с проживающими и персоналом. Старшая медсестра организует работу среднего и младшего медицинского персонала по обеспечению должного санитарного состояния помещений, содержанию клиентов в надлежащей чистоте, соблюдению гигиены. Дежурная медицинская сестра совершает ежедневный обход клиентов, несет ответственность за санитарное состояние помещений, в отделении для больных с постельным режимом проводит необходимый по назначению врача туалет кожи для профилактики пролежней, контролирует выполнение санитарками гигиенического туалета больных. Санитарка под руководством медицинской сестры обслуживает клиентов и ухаживает за ними, несет ответственность за их внешний вид, помогает больным при приеме пищи, умывании, передвижении.

Таким образом, медико-социальная помощь клиентам учреждений социального обслуживания населения направлена на профилактику, лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержаниеих активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни.

Социальные работники поддерживают людей, утративших эмоционально-психическое равновесие, обеспокоенных разными проблемами, связанными с нарушениями здоровья. Объектом их забот являются также люди, которые страдают социальными заболеваниями, обусловленными особенностями их образа жизни или факторами окружающей среды; пациенты, у которых развиваются неизлечимые заболевания или болезни, связанные с нарушениями коронарного кровообращения, онкологические или венерические заболевания, вызванные загрязнениями воздуха, воды или пищи. Сотрудники службы социального обслуживания помогают тем, чье здоровье подорвано такими социальными явлениями как война, преступление, агрессия в семье, беспорядки и паника, возникающие вследствие природных катастроф. Социальные работники учат «беспокойных здоровых» и «неуравновешенных больных» умению справляться со стрессами, тревогой, страхами, и.е. переживаниями, повышающими восприимчивость ко многим заболеваниям и расстройствам.

Рассматривая медицинский аспект социальной работы следует отметить, что деятельность социального работника, которая направлена на решение проблем, связанных со здоровьем, может быть адресована непосредственно индивиду, страдающему в результате нарушения здоровья; группе индивидов, пытающихся справиться с определенным заболеванием, например онкологическим; семье, вынужденной постоянно корректировать семейно-ролевые отношения из-за болезни одного из своих членов; организации, стремящейся удовлетворить потребности людей, пораженных каким-либо расстройством; сообществу, столкнувшемуся с представляющими опасность для его членов физическими или социальными проблемами или проблемами окружающей среды.

Главная задача социальной работы в области практического здравоохранения состоит не только в оказании всевозможных медицинских услуг с целью помощи больным и их семьям справляться с социальными и эмоциональными проблемами, сопровождающими заболевания и состояния ограниченных возможностей [10]. Основным в практике социальной работы, в медицинском аспекте, является улучшение взаимоотношений индивида с социальной средой путем облегчения переживаний, связанных со стрессами, и усиление внешних и внутренних копинговых (совладать, справиться) ресурсов, т.е. ресурсов, помогающих человеку самостоятельно справляться с затруднительными ситуациями. Соответственно с этими двумя целями выделяются и две роли профессиональной деятельности социальных работников по оказанию помощи клиентам, которым трудно совладать со стрессами, заболеваниями, несчастными случаями или ограничением возможностей. Первая роль ориентирована на клиента, по отношению к которому социальный работник выступает как мобилизующее начало, учитель, инструктор, уполномоченный, помощник. Вторая ориентирована на среду, во взаимоотношениях с которой социальный работник выступает как мобилизующее начало, сотрудник, посредник, организатор, помощник, новатор, защитник. Мобилизующая роль социального работника, в медицинском аспекте, обусловлена задачей формирования побудительных мотивов и сосредоточенности на механизмах копинга; роли наставника, инструктора, сотрудника, посредника – задачами индивидуального или группового обучения навыкам копинга в сложившихся трудных жизненных условиях.

Лицами с ограниченными возможностями считаются те, у кого хронические, т.е. сохраняющиеся на протяжении всей жизни, соматические или психические заболевания развились в детстве или уже в зрелом возрасте. Но инвалидами взрослые могут становиться и в результате несчастных случаев или травм, например автомобильных катастроф провоцирующих сердечные приступы.

Большинство заболеваний, приводящих к инвалидности, классифицируются в соответствии с соматическими или психологическими диагностическими классами, установленными согласно «Международной классификации болезней» или «Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам». В случаях некоторых заболеваний, ведущих к инвалидности, а также специфических нарушений развития основным часто становится как категориальный диагноз, так и диагноз, включающий особые физические, психические или функциональные расстройства. Например, человек может иметь диагноз «психическое расстройство» (ICD-9-СМ) и/или категориальный диагноз «синдром Дауна». Социальному работнику, обслуживающему лиц, которые имеют заболевания, требующие перевода на инвалидность, для эффективного взаимодействия с различными учреждениями (институтами, клиниками, госпиталями) необходимо уметь ориентироваться в подобных формулировках.

Взгляд на заболевания, ведущие к инвалидности, и на людей с ограниченными возможностями на протяжении последних тридцати лет существенно изменился. Акцент сместился с преимущественно медико-этиологических аспектов конкретного заболевания на сложность социально-психологического воздействия инвалидности на жизнь человека как личность. Этот подход включает в себя и вопросы медицинской классификации заболеваний, и вопросы качественного медицинского обслуживания «заболевшего» или инвалида. Кроме того, исследуются возможности больного человека жить и действовать (способности самообслуживания и взаимодействия с окружающими) как целостной реальности, включающей биологические, психологические и социальные аспекты человеческого бытия. Данный подход позволяет социальному работнику сосредоточиться на особенностях каждого конкретного случая и выработать соответствующий комплексный, всесторонний и исчерпывающий план реабилитации, обеспечивающий поддержку и удовлетворение потребностей лиц с ограниченными возможностями и их семей.

В большинстве случаев перед инвалидом встает сразу несколько проблем, поэтому для их комплексного решения наметился переход от преимущественной опоры на клинический диагноз, основанный на медицинской причине состояния больного, к опоре на всестороннюю функциональную оценку, осуществляемую социальным работником как полноправным членом междисциплинарной команды в сотрудничестве с другими ее членами. Функциональная оценка деятельности дает социальному работнику возможность понимания того, каковы особенности влияния на человека данного соматического или психического заболевания, которое привело его к инвалидности, возможность выполнения им личностно значимой, в культурном плане, адекватной социальной роли. Оценка деятельности является одновременно и освобождающей, и ограничивающей. Освобождающей ее называют потому, что она указывает направление соответствующего терапевтического вмешательства; а ограничивающей – потому, что она обостряет понимание трудностей множества тесно переплетающихся социальных, культурных и экономических проблем, встающих перед «больным» или инвалидом и его семьей.

Общепринятыми являются следующие компоненты функциональной оценки:

  1. соматический статус (состояние соматического здоровья), включающий выставленные диагнозы, проведенное лечение, число госпитализаций или посещение врача в недавнем прошлом, а также отношение к алкоголю и курению;
  2. влияние соматического состояния на моторику и коммуникативные способности (слух, зрение, речь);
  3. психический статус, включая когнитивные нарушения (способности принимать решения), особенности аффективной сферы, в том числе уровень тревожности и степень удовлетворения жизнью;
  4. повседневная жизненная активность, включающая возможности самообслуживания (умывание, мытье тела, чистка зубов, расчесывание волос и т.д.) и социальная активность (трудовая деятельность, досуг, общественная деятельность);
  5. личностные цели (образовательные, профессиональные, социальные, отдых и развлечения) и особенности образа жизни (культурные, социальные), стиль одежды, особенности питания и др.
  6. сильные индивидуальные стороны личности и ее способности, которые используются для расширения повседневной активности или достижения жизненно важных целей, предпочтительного образа жизни.

Основное внимание социального работника в области здравоохранения направляется на биологические аспекты благополучия клиента (пациента). Исходя из этого, особое место в деятельности социальных работников занимает оценка влияния психосоциальных факторов на состояние пациента, а именно: как эти факторы отражаются на развитии заболевания или действуют на пребывание его в больнице; какова их роль в процессах выздоровления и последующей реабилитации. Способность оценивать социальный смысл конкретной ситуации пациента важна столь же, как и способность диагностировать особенности ее биологического или психологического аспекта. Социальный компонент может явно или опосредованно угрожать жизни так же, как физическое недомогание или его психологические последствия.

Медицинский аспект включает психосоциальную оценку, которая учитывает взаимодействие внутренних психологических процессов индивида и взаимодействие их с окружающим миром. Данный учет представляет собой попытку уточнения взаимосвязей внутренних психологических процессов и требований внешней (социальной) среды, иными словами, попытку прояснить взаимодействие требований: «стресса» (психологического) и «пресса» (социального) [10].

Психосоциальная оценка сосредотачивается на трех моментах:

  1. на личности, уделяя особое внимание влиянию на ее восприятие и ожидания, а также реакциям на ситуации;
  2. на окружение, включая конкретные реалии внешней среды, их социальные и психологические аспекты;
  3. на взаимодействие в системе «личность – ее окружение».

Результатом оценки является разработка плана действий, поддерживающих усилия пациента по овладению ситуацией и регулированию жизни.

Задачи оценки: 1) определить индивидуальные ресурсы, которые можно мобилизовать для облегчения значимых положительных социальных взаимодействий; 2) установить степень психологического стресса; 3) предложить такие способы реадаптации, которые привели бы к формированию более приемлемых потребностей и стимулов функционирования пациента во взаимоотношениях с социальным окружением.

Цель психосоциальной оценки – добиться как можно более полного соответствия личности и внешней среды, с тем чтобы человек, находящийся в стационаре (или подобных заведениях), мог жить в условиях, максимально близких к нормальным, и мог определенным образом участвовать в социальной жизни общества. Реализация этой цели помогает поддерживать силы пациента и дает ему возможность устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими.

Тяжелым случаем является психический дистресс как состояние клиента службы социальной защиты, представляющее собой сложный комплексный феномен. Быть «психически больным», «сумасшедшим», иметь «расшатанные нервы» или чувствовать «лишь небольшую подавленность» - все эти состояния лежат в основе многих проблемных вопросов. На одном уровне это вопросы о реалиях человеческого существования и структуре человеческого переживания; на другом – вопросы о том, как работает мозг и как он связан с собственным телом; на третьем – о роли и статусе личности, «ярлыке», сопутствующем этому состоянию, вопросы о реакциях семьи и окружения, о затратах на собственное лечение и т.п. Вопросы юридического свойства касаются проблемы ответственности и принуждения. Но не менее важными являются вопросы о том, как лечить эти состояния, как помогать – лекарствами или заботой; какой способ поддержки предлагать в каждом конкретном случае. С проблемой психического дистресса связаны многие науки, дисциплины и профессии – медицина и психиатрия, психология и психоанализ; философия, социология, антропология, социальная работа и т.д.

Задачи сотрудников службы социальной помощи, участвующих в оказании медицинской помощи, предполагают наличие перспективы, выводящей намного дальше за пределы ориентации только на саму болезнь. Есть два основания для такого подхода.

Во-первых, наибольшей потенциальной эффективностью сокращения случаев «плохого здоровья» обладает индивидуальная профилактика, сосредоточенная на оздоровлении образа жизни человека. Такой подход открывает перед социальными работниками широкие возможности просветительской деятельности, направленной на укрепление и охрану здоровья отдельных лиц, семей и групп населения.

Во-вторых, благодаря успехам медицины в снижении числа заболеваний и несчастных случаев, ранее приводивших к летальному исходу, ранее обреченные пациента получили возможность получать периодическую помощь для поддержки определенного уровня самочувствия. Службы здравоохранения стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не столько на лечении таких пациентов, сколько на уходе за такими людьми и заботе о них.

Специалисты-медики определяют здоровье «как отсутствие болезни или биологических изменений» [10]. Однако клиенты служб социального обеспечения говорят, что они здоровы, если справляются с повседневными делами, даже если при этом они пользуются медико-социальной поддержкой или специальными техническими приспособлениями.

Наиболее полное определение здоровья, используемое в настоящее время во многих странах мира, предложила в 1948 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), сформулировав его как цель, к которой стремится ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.