Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пр-пы, мет. и приемы обуч-я письму.Каллигр. раб. во 2-4 кл.




24.

23.

22.

21.

Особенности обучения русскому языку в учреждениях образования с белорусским языком обучения

Обучение русскому языку в школах Беларуси осуществляется в специфических условиях близкородственного белорусско-русского билингвизма.

Программы и учебники по русскому языку для белорусских школ базируются на дифференциально-систематическом и коммуникативно-речевом принципах. Главной целью обучения является овладение всеми видами речевой деятельности. Все единицы языка изучаются с учетом практической значимости для формирования речевых умений. Речевая направленность курса русского языка обусловила включение в учебники для начальных классов разделов «Речь», «Текст», «Слово», цель которых – формирование устойчивого внимания и интереса к собственной речи и речи окружающих, овладение определенным кругом речеведческих понятий и представлений.
Дифференциально-систематический принцип обусловлен ситуаций близкородственного белорусско-русского двуязычия.. Он означает, что русский язык изучаются системно, однако особое внимание уделяется фактам, не совпадающим в русском и белорусском языках. Ознакомление с такими явлениями проводится по специальной методике, нацеленной на предупреждение и преодоление интерференции – стихийного проникновения элементов белорусского языка в русскую речь. Дифференциально-систематический принцип предполагает также осуществление опоры на родной язык при изучении второго. Курс русского языка в белорусской школе имеет синтезирующую и корректирующую направленность. Если для носителя белорусского языка восприятие русской речи не вызывает особых трудностей в силу близкого родства обоих языков, то на уровне производства речи возникают проблемы, и поэтому обучать следует преимущественно синтезу. Корректирующая направленность, реализуясь как через отбор, так и через особенности презентации учебного материала предусматривает предупреждение и исправление ошибок интерференционного характера на всех языковых уровнях.

Учебно-методические комплексы постоянно совершенствуются, пополняются новыми компонентами. Однако остается немало еще не решенных проблем. Это труднопреодолимый консерватизм, недостаточная гибкость системы языкового образования, недостаточная оснащенность учебного процесса новейшими средствами обучения, минимизация учебного времени, отводимого на изучение русского и белорусского языков.


 

15. Развитие синтаксического строя учащихся начальных классов. Виды работ со словосочетанием:

· Составление словосочетаний из данных слов;

· Выделение словосочетаний в предложении;

· Установление связей между словами с помощью вопросов;

· Определение главных и зависимых слов;

· Самостоятельное составление словосочетаний;

· Наблюдение над образными и устойчивыми сочетаниями в художественных текстах; Приемы работы по выделению словосочетаний:

· Прочитать предложение;

· Определить главные члены предложения;

· Поставить вопросы от подлежащего к др словам;

· Назвать словосочетания в котором главное слово подлежащее;

· Поставить вопросы от сказуемого;

· Назвать словосочетания в котором главное слово сказуемое;

· Поставить вопросы от второстепенных членов предложения;

· Назвать словосочетания в котором главные члены второстепенные члены предложения;

Обращать внимание на последовательность слов при постановке вопросов. Учитывать 2 аспекта: структуру словосочетания и его общее лексическое значение. Виды упражнений с предложениями:

· Выделение отдельного предложения из потока устной речи;

· Правильное интонирование предложения;

· Деление текста на предложения, выделение главных членов;

· Сокращение больших предложений;

· Восстановление деформированных предложений;

· Соединение 2 или 3 простых предложений в одно;

· Составление предложений по вопросам учителя;

· Составление предложений по опорным словам;

· Составление предложений на заданную тему;

· Составление предложений по схеме;

· Редактирование предложений, содержащих речевые ошибки;

Упражнения с предложениями: упр по образцу; конструктивные предложения; творческие.


 

16. Система работы по развитию связной речи младших школьников. Знакомство с текстом. Связной речью называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказываний, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, делится на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицы связной речи:

· Развернутый устный ответ на вопрос;

· Устный пересказ прочитанного;

· Устный рассказ по заданной теме, плану, картинке;

· Сочинение стихов, загадок;

· Письменное изложение, сочинение;

· Чтение наизусть художественных текстов;

· Придумывание рассказа по аналогии с прочитанным;

· Словесное рисование;

Связный текст обычно понимается как последовательность предложений, связанных по смыслу др с др. Структура текста:

· Начало;

· Основная часть;

· Концовка;

Основные виды работы:

· Обучение составлению плана текста;

· Обучение тексту;

· Обучение изложению;

· Обучение сочинению;

Сочинение и изложение в начальных классах носит только обучающий характер.

 

 


12. Система работы по обогащению словарного запаса учащихся. Направления работы:

· Обогащение словаря – усвоение новых слов и новых знаний;

· Уточнение значения слов – выявление оттенков значения;

· Активизация словаря;

· Устранение нелитературных слов, исправление речевых ошибок;

Следует различать активный(слова, которые активно используются в речи) и пассивный(является источником обогащения активного словаря) словарь. Цель словарной работы – перенести из пассивного в активный как можно больше слов, правильно их использовать, научить выбирать нужное слово. Формы активизации словаря: составление словосочетаний с нужным словом; составление предложений с заданными словами; использование авторских оборотов при пересказе текста. Требования к организации работы: не оставлять без внимания ни одного нового слова; учить детей видеть такие слова в тексте и обращаться за их объяснением; привлекать к толкованию новых слов; использовать при объяснении понятный детям язык. Работа по объяснению новых слов:

1. Анализируют текст, находят новые слова;

2. Объяснение значения слов перед чтением текста;

3. Самостоятельный поиск новых слов в тексте;

4. Пояснение значения слова по ходу чтения.

Объяснение нового слова:

· До чтения;

· Во время и после чтения;

· Составления предложений с новым словом в разных значениях;

· Введение нового слова в орфографические упражнения;

· Творческие работы с новыми словами;

· Ведение словарей;

 


11. Система работы над усвоением орфоэпических норм русского языка. Условия формирования произношения: образцовая речь учителя; введение 2 видов чтения(орфограф и орфоэпич); наблюдение над двумя образами слов(как написано и как произносим). Методы: артикуляционный (постановка правильной артикуляции звуков); слуховой (развитие речевого слуха); зрительно-слуховой (соотношение буквенной записи и произношения). Орфоэпические упр в начальных классах обычно проводятся со зрительной опорой. Приемы, позволяющие сосредоточить внимание на правильное произношение слова, различные варианты графического выделения буквы, является своеобразным сигналом правильного произношения:

· Буквы, которые обозначают соответствующие им звуки(целесообразно выделить их);

· Буквы, которые не соответствуют обозначаемым звукам(рекомендуется просто подчеркивать, при этом сама буква в структуре целого слова ничем не выделяется);

Основные средства обучения-учебники по русскому языку и литерат чт. Дополнительные средства: система орфоэпических упр в виде дополнительных заданий к текстам учебника, а также в виде упр на спец подобранном дидактическом материале, спец таблицы и плакаты, карточки для индивидуальной работы.

Орфоэпические упр:

· прослушивание образцового произношения;

· повторение образцов, их копирование;

· анализ наиболее трудных случаев;

· исправление орфоэпических ошибок в речи;

· работа со словарями ударений;

· самостоятельная отработка произношения с использованием аудиовизуальных средств;

· проверка правильности произношения с помощью орфоэпических таблиц;

 


9. Специфика работы по основным содержательным линиям учебного предмета «РЯ» в учреждениях образования с бел яз обучения. Лингвистическими особенностями обучения русскому языку в белорусскоязычных школах является сравнительно-сопоставительный анализ фактов обоих языков. Предметом особого рассмотрения являются случаи несовпадения, которые выделяются в каждом разделе.

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Работа над словами несовпадающими с бел эквивалентом по значению, морфемному составу; работа над межъязыковыми омонимами; обогащение словаря школьника специфической русской лексикой.

2. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. Изучение специфических фонетических и орфоэпических норм, графики русского языка. Направления работы:

· Работа по формированию умения воспринимать на слух и понимать русскую речь на начальных этапах, осознавать особенности этой речи;

· Усвоение норм чтения и употребления в письменной речи некоторых буквосочетаний;

· Работа по предупреждению у детей ошибок фонетико-орфоэпического характера при чтении текстов и речи.

3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Работа над морфемным составом, отличающихся морфем от соответствующих белорусским словам;

4. ЧАСТИ РЕЧИ. Работа над сущ, несовпадающих в отношении рода; работа над падежными формами сущ; правильное употребление окончаний прилагательных мужского рода; нормативное употребление глаголов; работа над использованием в речи грамматических конструкций, включающих предлоги, отличающиеся в русск и бел языках.

5. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Нормативное употребление в речи словосочетаний, различающиеся в русск и бел языках.

6. ОРФОГРАФИЯ. Учет различий в орфографических системах русск и бел языках при изучении русск орфографии; правописание слов с орфограммами, отличающиеся в бел и русск языках.

В русском языке в качестве ведущего принципа является морфолого-фонетический, в бел – фонетический.

 

 


10. Язык, речь, речевая деятельность. Виды речи и речевой деятельности. Основные направления работы по развитию речи младших школьников. Язык – система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой жизни; знаковая система. Речь – деятельность человека, передающего мысли и информацию при помощи естественного языка; процесс пользования языком. Овладение речью происходит в процессе речевой деятельности. Речевое общение осуществляется при помощи языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Речевая деятельность – активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляется с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Виды речи: устная и письменная; монологическая и диалогическая; внутренняя и внешняя. Функции речи: общение; сообщение; выражение эмоций. Виды речевой деятельности: аудирование; говорение; чтение; письмо. Общая цель развития речи – понимать мысли других и выразить свои. Условия развития речи: создание предпосылок для возникновения потребности в общении; создание ситуации общения; обеспечение понимания условий общения(к кому; зачем; при каких обстоятельствах). Основные направления развития речи:

1. Развитие связной речи – текст;

2. Развитие синтаксического строя речи (работа на словосочет) – предложение;

3. Словарно-лексическая и словообразовательная работа – слово;

4. Звуковая культура речи – звук;

Требования к речи учащихся: содержательность(полнота раскрытия темы); логичность(четкость построения речи); точность(выбор лучших языковых средств); выразительность(яркая образная передача мысли); ясность речи(доступность); чистота речи(отсутствие лишних слов); правильность речи(соответствие литературным нормам).

 


13. Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами в начальных классах. Работа над синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. В начальных классах не даются теоретических сведений о синонимах, однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах. Упр с синонимами: расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака; подбор синонимов к данному слову; замена синонима в предложении; выбор наиболее точного слова из 2-3 синонимов. Антонимы – слова с противоположным значением. Упр с антонимами: подбор антонимов к данным словам; составление предложений с антонимами, точнее – с парами антонимов; замена антонима в предложении; продолжение начатого предложения с антонимами; подбор антонимов к многозначным словам. С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. Упр с многозначными словами: подобрать слова, которые имели бы 2-3 значения; сравнить значения слов в сочетаниях; подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов; подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов.


 

История р-я и сопоставительный анализ методов обучения грамоте.

Классиф. методов обуч-я грамоте:

1) по исходной единице языка, которая берётся за основу обучения элементарному чтению:

- буквенный метод

- слоговой метод

- метод целых слов

2) по ведущим видам деят-ти уч-хся:

- синтетический (это путь от исходной единицы языка к целому: звук – буква – слог – слово – предл-е – текст).

- аналитический (путь от целого к исходной единице: речь – предл-е – слово – слог – звук или буква).

- аналитико- синтетический.

3) По соотношению процессов обучения чтению и письму:

- раздельное обучение (отдельно уроки чтения и письма)

- комбинированное (один урок чтения и 1 письма)

- Опережающее (чтение – письмо, письмо – чтение).

 

История р-я методов обуч-я грамоте:

1. буквослагательный.

2. слоговой метод.

3.метод целых слов.

4. звуковой синтетический метод.

5. звуковой аналитический метод.

6. звуковой аналитико- синтетический метод.

 

Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико- синтетический!


 

Научные основы обучения грамоте. Осн. особенности современного звукового аналитико- синтетического метода обучения грамоте.

Чтение и письмо относятся к основным видам речевой деят-ти, являются составляющими единого процесса – письменной речи. Навыки чт. и письма по своей природе являются сложнейшими интегративными навыками, объединяющими в единую стр-ру все психические функции: внимание, восприятие, мышление и др.

3 осн. этапа формирования навыков:

1. Аналитический – вычленение и овладение осн. элементами действия.

2. Синтетический – объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.

3. Автоматизация – сформированное целостное действие, выполняемое без фиксации внимания на отд. элем-х.

Хар-рной чертой 1 этапа формирования навыков является очень медленное поэлементное выполнение каждого действия.

 

Особенности рус. фонетич. системы

Рус. графика построена на слоговом (позиционном) пр-пе, который является определяющим в определении чтения и письма. Позиционный пр-п регулирует обозначение на письме мягкости согласных и [й]

Функцию обозначения твёрдости или мягкости согласных в открытых слогах несут гласные: а о у э ы указывают на тв. предшествующего согл.; я ё е ю и – на мягкость.

Исходя из этого в совр. мет-ке обуч-я принят пр-п слогового (позиционного) чтения – только в контексте слога, ориентируясь на последующую гласную, школьник способен определить тв. или мягк. согласного и правильно прочитать слог. Механизм письма ориентируется на согл.

 

Осн. особ-ти совр. звукового Аналитико- синтетич. мет. обуч-я грамоте

В России впервые введён К. Д. Ушинским как метод письма-чтения. В шк. использ. с сер. 60-х гг.19 в. с небольшим перерывом (1922 – 1935 – мет. целых слов) по настоящее время.

Совр. буквари составляются в соотв. с осн. положениями этого метода, с учётом совр. достижений науки.

Осн. черты:

1. За основу обуч-я берётся звук.

2. Звуки выделяются из речевого потока (из слов) путём анализа.

3. Вся работа опирается на звучащую речь, на развитие речи уч-хся.

4. Синтез идёт вслед за анализом (составление слов, предл-й).

5. Единицей чт. явл-ся слог (пр-п позиц. чт.)

6. Первичное чт. – осознанное (тексты близки и понятны детям).

7. Р-е мышления (аналитико-синтет. упр., беседы, наблюд-я, нагл. и др)

8. Обуч-е письму идёт //-но чт., впереди чт. (метод письма-чт.) или после него)

 

Классич. совр. вариант:

Обуч-е чт. и письму происх. //-но на отд. уроках чт. и письма, или комбинированно. Знакомимся с печат. буквой на ур. чт., учимся читать, с письм. буквой – на ур. письма, учимся писать слова с нов. буквой. Комбинир. урок – чередуются фрагменты чт. и письма.


 

Период обуч-я грамоте занимает весь первый год обуч-я (1 кл) В курсе обуч-я грамм. выдел. 3 раздела: Обуч-е письму/ внекл. чт.(1раз в 2нед. Занимает 1/2 урока чт.)Pазвитие речи(на каждом уроке по 4 осн. напр-ям). 3 раздела обуч-я грамоте:

 

3 периода:

1. подготовит. (добукварный)

2. основной

3. послебукварный

 

 

Два вар. УМК:

-Анат. Констант. Клышка

-Над. Алексеевна Сторожева

Два типа уроков обучения грамоте (чтению):

1 – знак-во с нов матер.

2 – повт. и закр. изученного матер.

1 тип. Алгоритм:

1. Мотивация, уч. задача или пробл. сит .2. Актуализац. опорных знаний. 3. Выделение нов. изучаемого звука в ходе слого-звуков. анализа. 4. Наблюд. над особ-тями звуков, их хар-ка. 5. упр-я на слух. восприятие звуков, их прав. произнош. и артикуляц. 6. Знак-во с букв. – строчними и загл., печ. и письм. 7. Чтение слогов. 8. Чтение слов. 9. Составл. и чт. слов, сл.-сочет., предл-й. 10. Раб. с текстом букваря по алгоритму. 11. Развитие речи. 12. Обобщ..Итог урока. Рефл.

2 тип:

1. Мотивация, уч. задача или пробл. сит .2. Упр-я на повт. ранее изуч. звуков и букв. 3. Чт. слов, предл-й. Подгот. к чт. текста.4.Чт. и подробный разбор текста букваря(больше внимания удел-ся анализу текста).5.Развит. речи.6.Раб. с доп. словами и текстами для чт.7.Игры и занимат. матер. для отраб. навыка чт.8. Систематизац. знаний.9. Итог ур. Рефл.

 

Примерная стр-ра урока письма:

1. Актуализ.(повт. изуч. букв, выделение среди них нов. буквы). 2. Повт. правил письма .3. Подгот. раб. перед письмом букв, эл-в. 4. Показ начертания буквы. 5. Трениров. упр-я .6. Письмо в прописях. 7. Обуч-е чт. письм. шрифта. 8. Отработка прав. соединения букв. 9. Письмо слогов, слов, предл-й. 10. Отраб.Алгор. списывания, алг. письма под диктовку. 11. Подвед. ит.Рефл.


 

 

Особ-ти обуч-я грамоте по действующим букварям.

Два букваря имеют общую методологич. основу: построены на звуковом аналит.-синтетическом мет. обуч-я грамоте и реализуют позиционный слоговой пр-п рус. графики.

Буквари отлич-ся и методическими подходами и приёмами:

Сторожева:

Красн. кВ. – гл. звук

Син. кВ. – тв. согл.

Зел. кВ. – Мягк. согл.

Зел.-красн. кВ. – слоги мя те ли

Сине-кр. кВ. – слоги мА ру ны

Клышко:

- тв. согл.

Выгнутая вверх горизонтальная дуга – мягк согл.

Круг – гласн.


 

Техническое обучение первоначальному письму определяется системой специальных принципов, методов, приемов. Принципы:

· По элементному изучению букв.

· Одновариантное (стабильное) начертание букв.

· Группировки буквенных знаков.

Принцип 1 заключается в том, что начертание букв должно формировать в памяти ребенка четкое, зрительный образ букв.

Принцип 2 – обусловлен закономерному движению руки при письме, реализации в индентичной форме буквенного знака и последующего его изображение.

Принцип 3 – все буквы объединены в 9 групп по признаку наличия в них общего элемента. Такая группировка позволяет в короткий срок сформировать в памяти у учащихся четко дифференцированного, зрительно-двигательные образы букв (на письме) и заложить прочные основы автоматизации графического навыка.

Все принципы на практике реализуются через поэлементно-целостный метод обучения, которая включает следующие этапы:

· аналитическое восприятие;

· практическое конструирование;

· копирование;

· тактирование;

· алгоритмизация.

Графические навыки письма относится к сенсорным навыкам человека, достаточно сложены и складываются из различных приемов. Необходимые для письма и собственных приемов письма.

Приемы необходимые для успешного формирования навыка письма:

o владение инструментом письма (ручка, карандаш);

o соблюдение правил положения тетради и при движении ее при письме;

o соблюдение правил посадки при письме

o плавное движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма:

· перевод звука в письменную букву

· приемы написания букв (начало письма, направления движения, повороты)

· приемы соединения букв (без отрыва и с отрывом)

· приемы сопоставление букв по высоте

· письмо букв между линиями рабочей строки и на линии

· начало письма, запоминание строки

· приемы правильного наклона букв при письме

· умение сравнивать образец с результатом письма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.