Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая теория судебной власти.




План:

1) Понятие и признаки судебной власти

2) Назначение судебной власти

3) Альтернативные формы защиты права

Правосудие - исходное понятие. Государство создается, оно создает правовые нормы, для их соблюдения необходимо создать судебную власть. Судебная власть как совесть, она должна поддерживать норму, то есть создание судебной власти вызвано объективными причинами. Социальные противоречия неизбежно будут приводить к нарушениям норм права. После ликвидации социальных корней преступности все равно будут преступления (это обусловлено природой человека). Правосудие далеко не всегда заключается в восстановлении нарушенных прав. Потребность государства в правосудии очевидна.

Кто должен заниматься правосудием? Раньше судили чиновники, административная власть была слита с судебной. Законодатель смотрит в будущее, исполнитель действует в настоящем, судья же «копается» в прошлом, в чем специфика правосудия. Концентрация власти приведет к нарушениям. Осуществление правосудия было связано с выявлением божьей воли и ритуалами. Религиозная процедура и принудительность исполнения - две важнейшие особенности правосудия. Исторически правосудие от администрации не отделяется, отличается процедурно. Когда начинается зарождение капитализма, у такой системы появляются реальные недостатки (судья не независим, его решения не всегда справедливы). Как сделать судью независимым? Необходимо отделить его от администрации. Добавляется третья особенность - появление нового органа (Концепция разделения властей). Наша Конституция носит декларативный характер (Прокуратура куда относится? А президент? А ЦБ? А уполномоченный по правам человека? К какой из ветвей власти?). Идея разделения властей неполна, несовершенна, так как создавалась в 18 веке. В СССР не было разделения властей (Вся власть Советам), было разделение функционала, а власть была едина. В законе понятия судебная власть не существует. Либо делается акцент на том, что судебная власть - это определенные полномочия, либо на то, что судебная власть - это особые государственные органы. Первый подход более правильный, потому что он исторически обоснован.

Признаки судебной власти:

1) Это ветвь государственной власти (ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ);

2) Имеет целью защиту права путем применения закона в порядке судебного производства (Цель защита права объективного и субъективного, статьи 18, 46 Конституции, процессуальная форма);

3) Осуществляется специально уполномоченными органами, прежде всего судами. (У судебной власти есть другие функции кроме правосудия, поэтому кроме судов есть еще множество органов: с 1998 года у нас существует Судебный департамент при Верховном суде. Какая это власть? Судебная, но осуществляет не правосудие, а организационное обеспечение деятельности судов. Хотя правосудие осуществляется только судом, это не значит, что судебная власть осуществляется только судом);

4) Осуществляется на началах самостоятельности и независимости (не будет независимости - решения несправедливы, суд неэффективен);

5) Подзаконность (судебная власть действует только на основании закона и в строгом соответствии с ним. Действительно ли это так сейчас? Монтескьё написал, что судья - уста закона. Право творит законодатель, а суд право применяет. Прецедент как источник права - это плохо, по мнению Монтескьё. Но сейчас многие так не считают. КС творит нормы права, ВС тоже, издавая разъяснения по вопросам судебной практики. Два подхода: либо судебная власть правотворец, тогда подзаконности не будет; либо судебной власти правотворчество не признается.)

 

При объединении всех признаков можно дать обобщающее понятие судебной власти на современном этапе.

Сравним судебную власть с иными формами защиты права.

Формы охраны и защиты права:

Внутригосударственные:

1) Самозащита. Она исторически является первой формой защиты права. Самозащита не вовлекает в защиту права государство.

2) Прокурорский надзор и ведомственный контроль. Отсутствует детальная процедура защиты права, что является преимуществом перед судопроизводством. Ни решение прокурора, ни решение ведомства не обладают такой степенью обязательности, как решение суда (юридическая сила меньше).

3) Судопроизводство.

4) Медиация. Недостатки обращения в суд: долго, дорого, причиняет всем нравственные страдания, нужно иметь хорошего юриста, это будет гласно. Судебная процедура не всегда является эффективным средством разрешения конфликтов; всегда есть проигравшая сторона, в обществе становится больше обиженных судами людей, поэтому в обществе активно развивается медиация. Медиация добровольна (согласие в письменной форме, составляется соглашение о процедуре медиации). Процедуры устанавливаются сторонами. Это конфиденциально. Это может быть бесплатно (но обычно платно). Цель заключается в примирении, не применяется к уголовным делам, только к гражданским. Результат медиации - медиативное соглашение, в котором фиксируются результаты переговоров, это добровольно. Нельзя заставить исполнять медиативные соглашения так, как заставляют исполнять решение суда. В других странах существует процедура медиации по уголовным делам, у нас нет, потому что в России обязательно возбуждение уголовного дела при наличии состава преступления. Цель медиации – исчерпание конфликта, поэтому какого-то приговора в принципе быть не должно.

5) Арбитраж или третейское разбирательство. Есть два вида третейских судов: постоянно действующий третейский суд и третейский суд, созданный для рассмотрения конкретного дела. МКАС при ТПП (Международный Коммерческий Арбитражный Суд при Торгово-промышленной палате) занимает особое положение среди постоянно действующих судов. О нем есть отдельный закон 7 июля 1993 года «О международном коммерческом арбитраже». Морская арбитражная комиссия - еще один орган. ТС создаются для юридических лиц, а не для граждан. Это дорого. Но квалификация судей намного выше. Конфиденциальность гарантирована, это гарантирует сохранение коммерческой тайны. ТС имеют особую процедуру разрешения споров. Чтоб обратиться в ТС, нужно, чтобы в договоре с контрагентом была третейская оговорка. Нужно заранее согласиться на передачу спора в третейский суд, иначе обратиться в ТС нельзя. ТС может быть создан для рассмотрения гражданского спора. Образуется нечётное количество судей. Отличие от медиации в том, что решение ТС может быть обжаловано (медиацию нельзя обжаловать, это добровольно) в компетентный суд. Можно заставить исполнять решение ТС.

Межгосударственные: 1) Обращение в межгосударственные органы по защите прав человека. Конституция Статья 46 части 3 предусматривает право граждан обращение в межгосударственные органы (первое условие - наличие межгос соглашения, второе - исчерпанность внутригос средств правовой защиты. Принцип субсидиарности. Межгос органы дополняют, а не заменяют средства правовой защиты граждан). Самые известные органы межгос защиты: Совет по правам человека ООН (НО решения не имеют обязательной силы), Комитет ООН по правам человека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Факультативный протокол к пакту. Наши граждане получили право обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет. Опять же решения не имеют обязательной силы). Наиболее известный орган: Европейский суд по правам человека, учрежденный на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция разработана в рамках Совета Европы, это региональное соглашение, в отличие от пакта. С 1998 года граждане РФ могут обращаться в ЕСПЧ с индивидуальными жалобами. Ограничение на возможность обращения в ЕСПЧ: 1) Жалоба касается прав, защищаемых Конвенцией 1950г;

2) Нарушение имело место после 5 мая 1998 года (НО право длящегося нарушения);

3) Исчерпаны внутригосударственные средства защиты права (именно ЕСПЧ определяет, исчерпали вы все средства защиты или нет. Надо проиграть в первой инстанции и апелляции, только после чего все средства внутригосударственной защиты права считаются исчерпанными);

4) С момента вынесения внутригосударственными органами окончательного решения должно пройти не более 6 месяцев. Не затягивать!

 

Популярность ЕСПЧ обусловлена тем, что решения обязательны. Однако Конституция РФ имеет приоритет перед решениями ЕСПЧ. Выплата компенсаций пострадавшим происходит честно из госбюджета, но законодательство менять никто не торопится.

Принцип исключительности процедуры обжалования. Можно жаловаться только в один межгосударственный орган.

Несмотря на множество альтернатив судопроизводству (и каждая из них имеет плюсы и минусы), именно судопроизводство остается самым эффективным способом защиты права.

Международное уголовное правосудие. В 20 веке человечество столкнулось с двумя мировыми войнами, что привело к созданию международных трибуналов (в Нюрнберге и Токио, например). Законы существования этих трибуналов сомнению не подвергались. Возникали трибуналы и после локальных войн во второй половине 20 века, законность существования трибуналов уже подвергались сомнению. В общем, стала ясна потребность в создании постоянно действующего суда, который бы рассматривал преступления против человечества на межгосударственном уровне. Был создан Международный уголовный суд в Гааге, статут разработан под эгидой ООН, в 1998 году был открыт для подписания. США и Китай не подписали, РФ не ратифицировала (Статут противоречит Конституции, так как предусматривает возможность выдачи граждан).

 

План:

1) Полномочия судебной власти;

2) Правовые основы организации и деятельности судебной власти.

Полномочия судебной власти. Как судебная власть будет защищать право? Посредством правосудия.

Признаки правосудия:

1) Это деятельность суда (Правосудие осуществляется только судом, статья 118 Конституции)

2) Деятельность по применению норм права к конкретным жизненным обстоятельствам;

3) Осуществляется в рамках особой процедуры;

4) Решение суда имеет силу закона для конкретного дела.

Полномочия судебной власти:

1) Конституционный контроль. У нас есть Конституция с прямым действием -> оценка конституционности закона. Если закон противоречит Конституции, нужно проверить его, чтоб защитить Конституцию. КК не правосудие, потому что отсутствует конкретное жизненное обстоятельство. Мы просто сопоставляем НПА, проверяя закон на соответствие Конституции.

2) Дача разъяснений по вопросам судебной практики. В советское время появилось понятие Пленум Верховного суда - собрание, после которого выносится решение о том, как применять конкретный закон другим судам.

Эти два полномочия осуществляются только судьями.

Существуют вспомогательные полномочия судебной власти.

Признанные законодательно:

1) Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. Судебная власть должна быть независимой, одной из гарантий чего является участие в формировании судейского корпуса. Принцип партийности - судьи назначают судьями своих однопартийцев (США и СССР). Принцип непартийности - судья не должен быть политизирован, в партии нельзя состоять. Каждый будущий судья должен получить разрешение Квалификационной коллегии судей (состоит из судей, представителей общественности и представителей президента). Эта коллегия может «заблокировать» доступ кандидатам, которым не стоит становиться судьями. А кто должен увольнять судей? В России уволить судью может только Квалификационная коллегия судей. Судьи друг друга назначают - судья друг друга увольняют, и это является гарантией их независимости.

2) Организационное обеспечение деятельности судов. Судам нужны здания, секретари, ксероксы и т.д. Кто этим должен заниматься? Ранее это возлагалось на минюст. Сейчас этим занимается Судебный департамент при Верховном Суде РФ - орган, который исполняет одно из полномочий судебной власти, находится при суде.

Другие полномочия судебной власти:

1) Надзор за законностью организации и расследовании преступлений. Исторически это было одним из полномочий судебной власти. Судебная власть контролирует дознание, предварительное следствие.

2) Оказание юридической помощи. С 1864 года адвокатура и нотариат существовали при судебной власти в целях защиты принципа состязательности.

3) Исполнение решений по гражданским делам и надзор за исполнением наказаний. Первую часть этого полномочия осуществляли ранее судебные приставы при судах, теперь приставы не при судах, но при Минюсте. Судебная власть не контролирует исполнение решений. Надзор за исполнением наказаний - это полномочие прокуратуры.

Полнота судебной власти - это когда судебная власть контролирует весь процесс через суды и вспомогательные органы.

 

Как за границей? У них нет полноты судебной власти. Проблема соотношения полиции и юстиции. Юстиция - это олицетворение судебной власти, полиция - это администрация. Следовательно, эта проблема не исключительно национальная. Дать судебной власти полноту полномочий - один из возможных ответов.

 

Правовые основы организации деятельности судебной власти.

Первая проблема: на каком уровне нужна организация судебной власти? На федеральном, региональном или местном? В ФРГ на уровне федерации. В США на уровне субъектов.

В РФ на федеральном уровне (ст 71пункт О) и на региональном (ст 72). Исходя из Конституции, большая часть законодательства находится в ведении федерации, что в доктрине объясняется верховенством Конституции. Второй довод (ст 55): права и свободы могут ограничиться ФЗ. Третий довод: если все равны перед законом, суд должен быть одинаково устроен везде. Обеспечить верховенство конституции, соблюдение прав людей, равенство граждан перед судом, ограничить влияние регионов - вот почему законодательство о судебной власти находится на уровне федерации.

Иерархия НПА о судебной власти:

1) Вопрос прямого действия Конституции (Ст 15). Прямое действие означает, что ее могут напрямую применять суды. Что делать суду, если закон, подлежащий применению, противоречит Конституции? Применить Конституцию. Тогда КС РФ не нужен, получается американская модель. В РФ же если закон противоречит Конституции, судопроизводство останавливается, судья обращается в КС, следовательно, Конституция прямого действия не имеет. Прямое действие провозглашено, де-факто Конституция прямого действия не имеет.

2) Нормы международного права регулируют скорее процедуру. Если возникает противоречие норм международного права с Конституцией, применяются нормы Конституции. Постановление Пленума ВС 10 окт 2003 года.

3) Законодательство (ФКЗ+ФЗ+подзаконные акты в широком смысле, в узком только ФКЗ+ФЗ). Применительно к судоустройству законодательство - только законы. Почему? Это гарантия независимости судебной власти. Если дать министерствам право регулировать законодательство о судебной власти, это нарушит независимость судебной власти.

Кодифицировать или нет законодательство о судоустройстве? В 1864 году кодифицировали. В СССР в 1922 году тоже. Сейчас не кодифицировано законодательство о судоустройстве из-за разделения органов судебной власти. Для конкретных правоприменителей необходимо более детальное, уточняющее, конкретизирующее изложение законодательства в подзаконных актах.

4) Подзаконные акты.

Значение судебной практики для правового регулирования деятельности судебной власти. Два подхода: в рамках англосаксонской правовой системы прецедент столь же юридически значим, сколь и НПА. Континентальная правовая система исходит из приоритета НПА перед прецедентом. В России в Конституции правотворческих полномочий у судебной власти нет, поэтому суды могут создавать право только из доктрины. Нужно официальное опубликование правотворчества судов. Дискуссии вокруг решений Конституционного суда, в которых делается вывод о конституционности законов, признаются утратившими силу законы. Решение КС РФ является источником права. Решение ВС РФ по уголовным делам нет, но по гражданским - да. В ГК РФ предусматривается пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Прецедент можно пересмотреть из-за нового прецедента. Разъяснения Пленума ВС о применении законов. Является ли это новой нормой? Это дискуссионный вопрос.

Принципы организации деятельности судебной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.