Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к ЕГЭ




Примеры

Примеры

Примеры

Примеры

Класс

 

дата № урока Тема урока дом. задание
Тема№1: Человек в экономике (12 ч.)
4.09   Экономика: наука и хозяйство §1
11.09   Экономический рост и развитие §2
18.09   Рыночные отношения в экономике §3
25.09   Фирмы в экономике §4
2.10   Правовые основы предпринимательской деятельности §5
16.10   Слагаемые успехи в бизнесе §6
23.10   Экономика и государство §7
30.10   Финансы в экономике §8
6.11   Занятость и безработица §9
13.11   Мировая экономика §10
27.11   Человек в системе экономических отношений §11

 

дата № урока Тема урока дом. задание
4.12   Урок проверки знаний §1
Тема №2: Социально-политическая и духовная жизнь общества(8ч)
11.12   Свобода в деятельности человека §2
18.12   Общественное сознание §3
25.12   Политическое сознание §4
8.01   Политическое поведение §5
15.01   Политическая элита и политическое лидерство §6
22.01   Демографическая ситуация в современной России §7
29.01   Религиозные объединения и организации в Российской Федерации §8
5.02   Урок проверки знаний §9
Тема№3: Правовая сфера жизни общества (14ч)
12.02   Мировая экономика §10
19.02   Человек в системе экономических отношений §11

 

 

дата № урока Тема урока дом. задание
5.03   Экологическое право §21
12.03   Гражданское право §22
19.03   Семейное право §23
26.03   Правовое регулирование занятости и трудоустройства §24
2.04   Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс §25
16.04   Процессуальное право: уголовный процесс §26
23.04   Процессуальное право: административная юрисдикция §27
30.04   Конституционное судопроизводство §27
7.05   Международная защита прав человека §28
14.05   Урок проверки знаний  
21.05   Взгляд в будущее §29
28.02   Итоговое повторение  

 

 

Тема: «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности».

Данный элемент был включен в КИМы только в 2010 г. А в некоторых учебниках весьма схематично раскрываются вопросы, касающиеся организационно-правовых форм и правового режима предпринимательской деятельности. Выпускникам можно посоветовать ещё раз обратиться к учебнику обществознания за 11 класс, §5, базовый уровень. Авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.

 

Основные выводы по теме

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Функции предпринимательства:

1) ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
2) организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
3) творческая (использование новаторства в деятельности).

Виды предпринимательства (в зависимости от содержания деятельности):

1) производственное (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
2) коммерческое (операции и сделки по перепродаже товаров, услуг; не связано с производством продукции);
3) финансовое (разновидность коммерческого; объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги);
4) посредническое (соединение заинтересованных во взаимной сделке сторон);
5) страховое (форма финансового предпринимательства; предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Принципы правового регулирования предпринимательства:

1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости деятельности, на монополизацию рынка;
3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (ст. 8 Конституции РФ).

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Организационно-правовые формы предпринимательства:
1) индивидуальный предприниматель, зарегистрированный без образования юридического лица;
2) товарищества: полное товарищество, товарищество на вере;
3) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества;
4) производственные кооперативы;
5) государственные или муниципальные унитарные предприятия.

А теперь рассмотрим технологию выполнения заданий, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников прошлого года.

Задание В6 – задание повышенного уровня на осуществлениевыбора необходимых позицийиз предложенного списка.

 

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение..................(А). Государство само определяет степень важности тех или иных...............(Б) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в..............(В);приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность..................(Г). Россия это..............(Д) государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие..............(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) человек
2) право
3) законодательство
4) правовое
5) общество
6) выборы
7) гарантия
8) государство
9) социальное

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е
           

 

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания: первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.), вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Алгоритм выполнения. 1. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному). 2. Составьте два, содержащие информацию об этом социальном объекте. 3. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках. 4. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

 

1. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.
Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент

2. Назовите два основных признака субъекта права.
Ответ: правоспособность, дееспособность

3. Назовите три имущественных права супругов.
Ответ: право на имущество, нажитое в браке; право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его

4. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.
Ответ: уровень дохода и образование избирателя; влияние социальной среды и окружения; позиция средств массовой информации, которые ему доступны; национальные, религиозные, культурные факторы

5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.
Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «норма права»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о норме права.
Ответ: норма права – это общеобязательное формально – определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Предложения: Правовая норма представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права является в конкретной форме.

Задание С6 – задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах.Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения.Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

 

1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.
Ответ: Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти. Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

2. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.
Ответ: В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

4. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

Задание С7– задание-задача, содержащую условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности.требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

 

1. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Ответ: Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Ответ: Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший большинство голосов избирателей.

4. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах – право гражданина; участие в выборах – проявление гражданской ответственности.

 

 

Содержательную линию «Экономика» составляют следующие элементы: экономика и экономическая наука; факторы производства и факторные доходы; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; переменные и постоянные затраты; финансовые институты, банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; рынок труда, безработица; виды, причины и последствия инфляции; экономический рост и развитие, понятие ВВП; роль государства в экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» трудными для выпускников оказались задания на знание безграничности потребностей человека и общества в целом, распределения и использования факторов производства, а также понимание их ограниченности, признаков экономических систем. Основополагающими законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Задание в большинстве вариантов проверяет умение читать графики спроса/предложения и находить среди предложенных вариантов правильную интерпретацию этих данных. Задание смогли выполнить чуть более половины выпускников. Сложными для выпускников оказались задания на объяснение и конкретизацию примерами влияние конкуренции на деятельность производителей, распознавание на конкретных примерах постоянные и переменные затраты фирмы, понимание экономических функций государства и умение распознать их конкретные проявления. Слабым местом в подготовке выпускников является знание о налоговой системе и государственном бюджете.Трудными для выпускников оказались задания, проверяющие понимание структуры банковской системы, умение различать функции центрального банка и коммерческих банков. Из заданий наиболее сложными оказались В3, В4, В6, С3, С4, С6, С7, С8.


Краткие выводы по разделу

1. Экономика – многозначное понятие, которое может рассматриваться и как совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и как хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи), и как область знаний об осо­бенностях поведения людей в процессе производства и потребле­ния материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов.

2. Ограниченность ресурсов – недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания экономических благ. Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Любое общество стремится найти пути оптимального использования ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения. Поэтому вопросы: что, как и для кого производить, - являются главными вопросами экономики.

3. Факторы производства – это экономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют три основных фактора производства: труд (та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии); капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах – натурально вещественной (здания, сооружения, станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги)); земля (в широком смысле означает все используемые в производственном процессе природные ресурсы; в узком – объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства выделяют информацию и предпринимательские способности (способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции, добиться необходимого результата в виде прибыли).

4. Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Экономические системы различаются способами решения основных вопросов экономики. Различают традиционную, командную (плановую, центра­лизованную), рыночную и смешанную экономические системы.

5. Собственность – это принадлежность каких-либо ценностей определенным лицам. Необходимо помнить, что в юридическом плане существуют три правомочия собственности (владение, пользование и распоряжение), и уметь различать их на конкретных примерах.

6. Предпринимательством называется инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридическую ответственность фирмы, предприятия. Бизнес может быть организован в индивидуальной и коллективной формах (полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д.).

7. Налоги – обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства, выполняющие фискальную (наполнения государственного бюджета), распределительную, антиинфляционную, контрольно-учетную и социально-воспитательную функции. Различают прямые и косвенные налоги. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.

8. Под безработицей понимают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы. В зависимости от причин различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная безработица – безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соответствующее их запросам. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики. Циклическая безработица возникает в результате спада производства, происходящих регулярно (циклически). Спад производства влечёт снижение спроса на все его факторы, в том числе и на труд. Выделяют также и сезонную безработицу.

 

 

Уровень А «Экономика».

1. На рисунке отражена ситуация на рынке зерна:

линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот

2) снижением цен на топливо и удобрения

3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий

4) ожиданиями низкого урожая зерна


Ответ: 4

2. На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов:

линия предложения S переместилась в новое положение

S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со)


1) высоким урожаем экзотических фруктов

2) снижением доходов потребителей

3) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов

4) повышением тарифов на грузовые перевозки


Ответ: 1

 

3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров:

линия спроса D переместилась в новое положение

D1 (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со)

1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке

2) переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

3) снижением пошлин
на ввод комплектующих для стационарныхкомпьютеров

4) существенным удешевлением системных блоков и мониторов


Ответ: 2

 

4. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:

линия спроса D переместилась в новое положение

D1 (P –цена товара, Q –объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь

1) снижением доходов потребителей

2) увеличением налогов на производителей телевизоров

3) удешевлением технологии производства телевизоров

4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами


Ответ: 1

 

5. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики:

линия предложения S переместилась в новое положение

S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с


1) увеличением доходов потребителей

2) сокращением количества потребителей

3) снижением налогов на производителей косметики

4) закрытием ряда косметических фирм


Ответ: 3

Комментарий:

 

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:спрос и предложение. Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе;
2. Размеры рынка;
3. Мода, сезонность;
4. Наличие товаров-субститутов (заменителей);
5. Инфляционные ожидания.

Предложение – отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей;
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих);
3. Уровень технологий;
4. Объём и доступность ресурсов;
5. Налоги и дотации;
6. Природные условия;
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические);
8. Размеры рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.