Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Морские берега. Берега, сформированные волновыми процессами. Берега, сформированные эндогенными и экзогенными процессами и мало измененные волновой деятельностью. Берега, формирующиеся под влиянием не волновых процессов




Словарь: Морской прибой

 

Выполни дома!

1. Вспомните суть трихоидальной теории волны (раздел «Гидрология») ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Суть волновой деятельности вблизи берега ________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите процессы и факторы, определяющие разнообразие морских берегов, приведите примеры

а) процессы _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________б) факторы _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как отражена данная тема в школьном курсе географии? ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа

Рис. Основные элементы берега  

Задание 1. Сделайте рисунок берега, покажите на нем морфологические элементы: 

а – побережье,

б – берег,

в – прибрежье,

г – клиф (береговой откос),

д – бенч,

е – пляж.

Дайте определения следующих понятий:

· «побережье» – это _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· «прибрежье» – это_____________________________________________________ _______________________________________________________________________

·  «клиф» – это _________________________________________________________ _______________________________________________________________________

·  «бенч» – это  _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

· «пляж» - это__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Задание 2. Сделайте рисунки, дайте описание различным типам морских берегов, используя приложение 1,2 к «Практикуму по общему землеведению» (Неклюкова, 1977), Географический атлас (с.21), атлас ФГАМ, (1964, с. 18-19, 200), учебные пособия.

Морфрогенетические типы морских берегов:

Тип берега, рисунок, описание морфологический облик Условия формирования Хозяйственное использование,  география Примеры берегов

Берега, сформированные волновыми процессами

Выровненные абразионные        
Лагунные        
Аккумулятивные бухтовые        

Берега, сформированные эндогенными и экзогенными процессами и мало измененные волновой деятельностью

Риасовый        
Далматинский        
Фиордовый      
Шхерный      
Сбросовые        

Берега, формирующиеся под влиянием не волновых процессов

Лиманные      
Дельтовые      
Эстуарные        
Ваттовые и маршевые        
Мангровые        
Коралловые      

 

Вопросы для закрепления:

 

1. Каковы динамика и тенденция развития береговой зоны?

2. Какие типы морских берегов занимают максимальные площади? С чем это связано?

Литература: Пашканг К.В., 1982, с. 167-171; Панов Д.Г.. 1966, с. 212-219; Леонтьев О.К. и др., 1979, с. 203-208; Любушкина, 2004, с. 226 – 230; Неклюкова Н.П., 1975, с. 67-71.

Оборудование: ФГАМ, 1964, с. 18-19, 145, 200; контурные карты мира; Настенная физическая карта мира, физическая карта России.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям: геоморфология. Направление: «Педагогическое образование»

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение должно занимать по времени не более 3-5 минут. Основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, следует обратиться к рекомендуемой литературе.  Для того, чтобы сориентироваться в сути задания, сначала следует найти соответствующий раздел в лекциях и ознакомиться с соответствующим текстом учебника. Оценив задание, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Опираясь на материал лекций, расширяя и дополняя его данными из учебника и других источников, необходимо продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопросы. Необходимо составить план ответа, выписать основные термины и понятия. Важно помнить, что для полноценной подготовки к занятию чтения одного учебника недостаточно, т.к. в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, а в монографиях и статьях поднимаемый вопрос рассматривается достаточно подробно. Готовясь к практическим и семинарским занятиям, следует активно пользоваться различными источниками знаний: энциклопедиями, словарями, статистическими материалами, тематическими картами и др., т.к. владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью.

Работа над дополнительной литературой состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование источника, следует его хотя бы однажды прочитать, чтобы составить предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда совместно с творческой переработкой содержащихся в нём идей. В ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь студент отделяет себя от статьи, что является гарантией его независимости от текста.

В семинаре участвует вся учебная группа, поэтому рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Темы и вопросы для подготовки к семинарским занятиям

Семинар 1. Рельефообразующие процессы и факторы.

Генетическая классификация форм рельефа

1.   Дайте определение понятий и приведите примеры:

• геоморфология, ее практическое значение.

• рельеф, тип рельефа.

• рельефообразование.

2. Классификация рельефа И.П.Герасимова и Ю.А.Мещерякова, суть трехступенной клас­сификации, примеры.

3. Рельефообразующие процессы, их разнообразие и движущие силы

4. Эндогенные процессы рельефообразования и формы рельефа, создаваемые ими

- тектонические движения - горизонтальные и вертикальные (причины, скорости и результат, география).

- тектонические нарушения - разломы, рифты, грабены, вулканизм и магматизм,

- складчатые дислокации и орогенез - суть, география и скорости

5. Экзогенные процессы рельефообразования и формы рельефа, два основных вида работы, совершаемой при этих процессах - денудация, аккумуляция. Выветри­вание.

6. Основная тенденция развития рельефа под влиянием экзогенных процессов, пенеп­лен и педиплен.

7. Факторы рельефообразования, их принципиальное отличие от процессов рельефообразования, условия их проявления.

8. Геологические факторы:

• Физико-химические свойства горных пород: влагоемкость и водопроницаемость, растворимость, устойчивость к агентам денудации,

• геологические структуры, в том числе характер залегания пород их трещинноватость.

9. Географические факторы:

• Климатические условия - термический режим, осадки, тип климата

• Рельеф - абсолютные высоты, крутизна склона

• Фактор времени и возраст рельефа.

 

Литература:

Основная: 2, 3, 6.

Дополнительная: 9, 14, 15, 17, 22, 23 (с. 40-119) .

Семинар 2. Геоморфологическая деятельность воды

1. Плоскостной сток и сопровождающие его процессы и отложения. Элювий, делювий, пролювий. Механический состав.

2. Работа временных водотоков. Формы рельефа и характер отложений.

3. Работа руслового потока. Русловые формы рельефа.

4. Закономерности, свойственные работе руслового потока. Глубинная и боковая эрозия, аккумуляция, транспортировка, базис эрозии и профиль равновесия.

5. Процесс формирования поймы, его закономерности. Высота и ширина поймы, типы пойменного рельефа. Рисунки.

6. Процесс формирования террасы. Типы террас.

7. Особенности строения долины уральской реки и истории ее формирования. Рисунок.

Литература:

Основная: 2, 3, 6.

Дополнительная: 9, 14, 15, 17 (с. 220-229), 22 (с.376-381), 23 (Т.1, с. 195-310, 335-361) .

 

 

Семинар 3. Карст и его географическое распространение

1. Определение карста. Литологические типы карста.

2. Карст как денудационный процесс. Признаки денудации в карстовом процессе.

3. Условия, необходимые для развития карстового процесса.

4. Голый карст. География, характерные формы рельефа. Механизм их образования.

5. Покрытый карст. География, характерные формы рельефа, процесс их формирования.

6. Своеобразие тропического карста. Причины.

7. Пещеры. Процесс формирования. Натечные образования. Гроты, проходы. География распространения (показать на конкретных примерах).

8. Суффозия. География, формы рельефа, механизм их образования.

9. Оползень как форма рельефа. Условия проявления, география распространения.

Литература:

Основная: 2, 3 (с.223-226), 6.

Дополнительная: 9, 14, 15 (Т.2, с.72-78), 17 (с.220-229), 22 (т.1. с.376-381), 23 (Т.1. с.310-328) .

 

 

Семинар 4. Аридная морфоскульптура

1. Особенности рельефообразования в аридных условиях.

2. Причины активности процессы температурного выветривания в пустынях. Отражение в рельефе.

3. Рельефообразующая роль ветер в пустынях. Работу ветра (подтвердите на примерах соответствующих форм рельефа).

4. Механизм кристаллизационного выветривания. Формы рельефа, созданные с участием данного процесса.

5. Каменистые пустыни. Формы рельефа, характерные для них. География распространения.

6. Песчаные пустыни. Формы рельефа, характерные для них. География распространения. Особенности песчаных пустынь, находящихся в разных климатических поясах.

7. Глинисто-солончаковые пустыни. Характеристика, формы рельефа, география распространения.

8. Изучение темы в курсе школьной географии (анализ учебников: темы, объем, значение).

 

Литература:

Основная: 2, 3 (с.223-226), 6.

Дополнительная: 9 (с.241-252), 14, 15 (Т.2, с.72-78), 17 (с.220-229), 18 (с.176-182), 22 (т.1. с.376-381), 23 (Т.1. с.310-328). Материалы лабораторных занятий и лекций

 

 

Семинар 5. Нивальная, гляциальная и криогенная морфоскульптура

1. Понятие «нивальная морфоскульптура». В чем состоит рельефообразующая роль снега? Примеры форм рельефа.

2. Понятие «гляциальная морфоскульптура». В чем заключается рельефообразующая роль современных ледников? Примеры форм рельефа.

4. Понятие многолетней мерзлоты. Мощность, типы. Причины и механизм ее образования. Закономерности географического распространения.

5. Мерзлота как фактор рельефообразования. Показать на примерах.

6. Суть морозной сортировки, солифлюкции. География распространения. Формы рельефа.

7. Явление термокарста и пучения. География распространения. Формы рельефа, механизм их образования.

8. Границы распространения разных типов многолетней мерзлоты.

Литература:

Основная: 2, 3, 6.

Дополнительная: 9, 15, 17, 18, 22, 23 (Т.1. с.408-483; 515-607)

 

Семинар 6. Плейстоценовое оледенение.

Ледниковый комплекс форм рельефа.

1. Назовите и покажите центры плейстоценовых ледниковых покровов.

2. Оцените рельефообразующую деятельность покровных плейстоценовых ледников.

3. Покажите границы распространения максимального и последнего Валдайского оледенения.

4. Какая просматривается связь южной границы Днепровского оледенения с современным рельефом Восточно-Европейской равнины? Каковы причины этого?

5. Что такое ледниковый комплекс форм рельефа? Показать на примере Восточно-Европейской равнины.

6. Комплекс форм ледниковой денудации, географическое распространение. Примеры и рисунки характерных форм рельефа. Типы рельефа.

7. Комплекс ледниковой аккумуляции, географическое распространение. Формы и типы рельефа. Примеры и рисунки характерных форм рельефа. 

8. Комплекс флювиогляциальных форм рельефа. Географическое распространение. Примеры и рисунки характерных форм рельефа.

9. Освещение данных вопросов в курсе школьной географии. Анализ изложения материала в школьных учебниках по географии.

 

Литература:

Основная: 2, 3 (с. 211 -218), 6.

Дополнительная: 9 (с. 241-252), 14 (с. 72-78), 17 (с. 194-210.с. 220-229), 22 (с. 376-381), 23 (Т.1. с. 489-512; 515-608).

 

Семинар 7. Морфолого-генетическая классификация гор

1. Происхождение орогенных поясов с точки зрения геосинклинальной теории и новой глобальной тектоники. Характеристика коллизионных, аккреционных, рифтовых океанических и континентальных гор.

2. Морфолого-генетическая классификация гор, основные этапы эволюции гор. Связь между строением и особенностями рельефа докембрийских, палеозойских, мезозойских, кайнозойских горных морфоструктур.

3. Возрожденные глыбово-складчатые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

4. Возрожденные складчато-глыбовые горы: геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования, географическое распространение. Привести примеры, сделать необходимые рисунки.

5. Возрожденные глыбовые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, этапы формирования, распространение. Привести примеры, сделать рисунки.

6. Молодые складчатые горы: географическое распространение, связь между геологическим строением и характером рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

7. Вулканические горы: географическое распространение, связь с определенными структурами земной коры, морфологические типы вулканических конусов. Привести примеры, сделать рисунки.

Литература:

Основная: 2, 3, 6.

Дополнительная: 9, 15, 17, 22, 23 (Т.1. с. 408-483; 515-607).

 

Семинар 8. Типы равнинной морфоструктуры

1. Цокольные равнины на щитах древних платформ: географическое распространение, связь между геологическим строением и характером рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

2. Пластовые равнины древних платформ: географическое распространение, связь между геологическим строением и характером рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

3. Аккумулятивные равнины древних платформ: географическое распространение, связь между геологическим строением и характером рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

4. Денудационные равнины пенеплены на щитах молодых платформ: этапы формирования, география, примеры.

5. Пластовые равнины молодых платформ: географическое распространение, геологическое строение и характер рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки

6. Аккумулятивные равнины молодых платформ. География, геологическое строение и характер рельефа, этапы формирования. Примеры, сделать рисунки.

 

Литература: См. Тему 12 (рабочая тетрадь)

Семинар 9. Рельеф дна Мирового океана

1. Геотектуры дна Мирового океана: определение, примеры и географическое положение, происхождение с точки зрения новой глобальной тектоники.

2. Морфоструктуры дна океана: определение, примеры и географическое распространение, происхождение.

3. Морфоскульптурное рельефообразование в океане: рельефообразующие процессы на дне океана и типы морфоскульптурного рельефа, отличие от морфоскульптурного рельефообразования на суше.

4. Охарактеризуйте морфоструктурный рельеф ложе Тихого океана.

5. Охарактеризуйте морфоструктурный рельеф Срединно-атлантического хребта.

6. Охарактеризуйте типичную переходную зону на примере Тихого океана: состав морфоструктур, география; процессы, происходящие в переходной зоне.

7. Охарактеризуйте переходную зону в виде материкового склона на примере Атлантического океана: состав морфоструктур, география.

8. Охарактеризуйте материковый шельф на примере Северного Ледовитого океана: состав морфоструктур, география.

9. Особенности подводного морфоскульптурного рельефообразования. Характеристика основных процессов и созданных ими типов морфоскульптурного рельефа. Их географическое распространение.

Литература:

Основная: 2, 3, 6.

Дополнительная: 9, 15, 17, 22, 23 (Т.1).

 

Семинар 10. Географическая оболочка.

 Географическая среда и общество.

1. Определение понятия «Географическая оболочка» (ГО).

2. Суть вертикальной и горизонтальной дифференциации ГО.

3. Функционирование ГО. Свойства и источники энергии, необходимой для функционирования ГО.

4. Характеристика Большого и Малого круговоротов воды на Земле. Роль и значение круговорота воды в ГО.

5. Глобальный биологический круговорот, его звенья. Понятие о биоценозе.Глобальное значение фотосинтеза и биоты для ГО.

6. Роль почвы в биологическом круговороте и функционировании географической оболочки.

7. Соотношение понятий «географическая среда» и «окружающая среда».

8. Роль и значение географической среды для развития общества.

9. Географический детерминизм и географический нигилизм.

10. Направления воздействия общества на географическую оболочку. Причины быстрого роста и усиления воздействия на ГО.

11. Глобальные экологические проблемы (истощение минеральных ресурсов, проблема голода, загрязнение природной среды и др.) и пути их решения.

 

Литература:

Основная: 1, 4, 6, 7.

Дополнительная: 5, 6, 8, 11, 16.

Основная литература:

1. Богучарсков В.Т. История географии: учеб пособие для студ. вузов /. Под ред. Ю.П.Хрусталева. – М.: Академический Проект, «Фундаментальный учебник», 2006. – 560 с.

2. Рычагов, Г.И. Общая геоморфология: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Г.И. Рычагов. - М.: Изд-во Моск. ун-та.: Наука, 2006. - 416 с.

3. Любушкина, С.Г. Общее землеведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» /С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг; под ред А.В.Чернова. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.

4. Савцова, Т. М. Общее землеведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» / Т.М. Савцова: Издательский центр «Академия». 2004. – 364 с.

5. Селиверстов, Ю.П. Землеведение: учеб пособие для студ. вузов/.Ю.П. Селиверстов., А.А.Бобков. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 304 с.

6. Тематический словарь-справочник по общей физической географии: учеб. пособие для студ.1, 2 курсов по специальности «050103 География» /авт.-сост. Н.С.Исаков. – Екатеринбург. – Урал.гос.пед. ун-т, 2007. – 108 с.

7. Ясаманов, Н.А. Основы геоэкологии: учеб. пособие для студ. вузов /Н.А.Ясаманов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -352 с.

 

Дополнительная литература

1. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф.Трешников; Ред. кол. Э.Б.Алаев, П.М. Алимпиев, А.Г.Воронов и др. – М.: Сов.энциклопедия, 1988. – 432 с.

2. Геренчук, К.И. Общее землеведение: учебное пособие / К.И. Геренчук. –  М.: В.ш., 1984. – 255 с.

3. Жекулин, В.С., Введение в географию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» / В.С. Жекулин. – Л. изд-во ЛГУ. 1989. – 272 с.

4. Исаченко, А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учеб. для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География»/ А.Г.Исаченко. – М. Высш.шк., 1991. – 386 с.

5. Исаченко, А.Г. Развитие географических идей / А.Г. Исаченко - М.: Мысль, 1971. - 415 с.

6. Калесник, С.В. Общие географические закономерности Земли/ С.В. Калесник. – М.: Мысль, 1970.- 258 с.

7. Костенко, Н.П. Геоморфология: учебное пособие / Н.П. Костенко. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 312 с.

8. Котляков, В.М. С чем мы подходим к рубежу XXI века/В.М. Котляков  Изв. Рос. АН. Сер. Геогр. – 1992. - №3. – С. 4-11.

9. Леонтьев, О.К.Общая геоморфология / О.К.Леонтьев, Г.И.Рычагов.–М.: Высш.шк., 1988. –319 с.

10. Магидович, И.П. Очерки по истории географических открытий/. И.П. Магидович, В.И. Магидович. – М.: Просвещение, 1982-1986.- Т. 1-5.

11. Мельчаков, Ю.Л. Окружающая среда: контроль и рекомендации / Ю.Л. Мельчаков. – Екатеринбург, 2007. – 86 с.

12. Мещеряков, Ю.А. Рельеф СССР / Ю.А. Мещеряков.– М.: Мысль, 1972.-519 с.

13. Мильков, Ф.Н. Общее землеведение: учеб. для студ. географ. специальностей вузов /Ф.Н.Мильков. – М. Высш. шк., 1990. – 335 с.

14. Неклюкова, Н.П. Общее землеведение: учеб. для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География»/ Н.П. Неклюкова. – М.: Просвещение, 1975. – 220 с.

15. Неклюкова, Н.П. Общее землеведение: учеб. для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География»/Н.П. Неклюкова. – М.: Просвещение, 1976. –133с. 

16. Никифоров, А.М., Глобальная экология: учебное пособие/ А.М. Никифоров, Т.А. Хоружая. - М.: ПРИОР, 2000. – 157с.

17. Панов, Д.Г. Общая геоморфология: учебное пособие для студ. географических спец. /Д.Г. Панов. – М.: Высш. шк., 1966. – 426 с.

18. Пашканг, К.В. Практикум по общему землеведению / К.В. Пашканг. – М.: Высш. шк., 1982.  – 223с.

19. Прокаев, В.И. Физико-географическое районирование: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по геогр. спец. / В.И. Прокаев. – М: Просвещение, 1983. – 176 с.

20. Райс, Р. Основы геоморфологии: пер. с англ./ Р. Райс. – М.: Прогресс, 1980.  – 574 с.

21. Физическая география  под ред. К.В. Пашканга.– М.: Высш. шк., 1995. -304 с.

22. Шубаев, Л.П. Общее землеведение: учебное пособие / Л.П. Шубаев. – М.: Высш. шк., 1977. – 455 с.

23. Щукин, И.С. Общая геоморфология: в 3 т. М.: Изд-во МГУ, Т. 1.- 1960. – 615с.; Т. 2.- 1964. – 564 с.; Т. 3.- 1974. – 273 с.  

24. Якушко, О.Ф. Основы геоморфологии / О.Ф. Якушко. – Минск: Вышэйш. шк., 1986. – 298 с.

 

 

  

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену:

1. Процессы и факторы рельефообразования. Основные источники энергии рельефообразующих процессов. Взаимосвязь между процессами и факторами.

2. Современные представления о строении литосферы, о процессах взаимодействия литосферных плит и их влиянии на рельеф.

3. Содержание понятий «рельеф», «форма рельефа», «тип рельефа». Генетическая классификация рельефа И.П. Герасимова и Ю.А. Мещерякова.

4. Геотектура: происхождение, размеры, основные типы и их отличия друг от друга.

5. Понятие о морфоструктуре. Основные типы морфоструктур, их происхождение (взаимосвязь с интенсивностью новейших тектонических движений). Характеристика наиболее крупных морфоструктур материков и дна океанов.

6. Новейшие тектонические движения (время, характер, причины разной интенсивности в соответствии с концепцией новой глобальной тектоники). Роль неотектоники в формировании современного рельефа.

7. Происхождение орогенных поясов с точки зрения геосинклинальной теории и новой глобальной тектоники. Характеристика коллизионных, аккреционных, рифтовых океанических и континентальных гор.

8. Морфолого-генетическая классификация гор, основные этапы эволюции гор. Связь между строением и особенностями рельефа докембрийских, палеозойских, мезозойских, кайнозойских горных морфоструктур.

9. Возрожденные глыбово-складчатые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

10. Возрожденные складчато-глыбовые горы: геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования, географическое распространение. Привести примеры, сделать необходимые рисунки.

11. Возрожденные глыбовые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, этапы формирования, распространение. Привести примеры, сделать рисунки.

12. Молодые складчатые горы: географическое распространение, связь между геологическим строением и характером рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

13. Вулканические горы: географическое распространение, связь с определенными структурами земной коры, морфологические типы вулканических конусов. Привести примеры, сделать рисунки.

14. Особенности равнинного рельефа, морфологические и морфометрические типы равнин. Главные этапы формирования равнинного рельефа. Понятие о пенеплене, педиплене, педименте.

15. Цокольные равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования.

16. Денудационные равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

17. Денудационно-пластовые равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

18. Аккумулятивные равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, этапы формирования, генетические типы. Привести примеры, сделать рисунки.

19. Геотектуры дна Мирового океана: строение земной коры, характер рельефа, происхождение с точки зрения новой глобальной тектоники, географическое положение.

20. Особенности подводного морфоскульптурного рельефообразования. Характеристика основных процессов и созданных ими форм рельефа.

21. Характеристика морфоскульптуры, классификация по типу преобладающего рельефообразующего процесса. Основные виды морфоскульптур на суше и дне океанов.

22. Флювиальный рельеф. Характерные формы рельефа, процессы, географическое распространение.

23. Речная долина: морфология, история образования, классификации. Схематически показать на рисунках основные типы долин.

24. Типы речных террас, причины и процесс их формирования. Значение террас для хозяйства.

25. Карстовый рельеф. Морфолого-генетические типы карста, условия их возникновения и развития, характерные формы рельефа, географическое распространение. Народнохозяйственное значение изучения карста.

26. Суффозионный рельеф: условия формирования, формы рельефа, географическое распространение.

27. Рельефообразующая деятельность льда и снега. Формы современного гляциального рельефа в горах.

28. Оледенения в истории Земли. Закономерности распространения горных и покровных ледников плейстоцена, созданные ими формы рельефа. Причины оледенений.

29. Понятие о ледниковом комплексе форм рельефа. Происхождение эрозионно-денудационных и аккумулятивных форм в плейстоцене, их морфология, морфометрия, географическое распространение.   

30. Строение многолетней мерзлоты, условия образования, типы, географическое распространение. Характеристика рельефообразующей деятельности наземных, подземных вод криогенной зоны и созданных ими форм рельефа.

31. Основные виды криогенных рельефообразующих процессов, форм рельефа в горных и равнинных районах.

32. Эоловый рельеф. Рельефообразующие процессы в условиях аридного климата, характеристика форм рельефа песчаных, каменистых, глинисто-солончаковых пустынь. Закономерности географического распространения жарких пустынь.

33. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биологический круговорот вещества и энергии.

34. Соотношение понятий «географическая оболочка», «биосфера», «географическая среда». Значение географической среды для общественного производства.

35. Понятие о природных условиях и ресурсах. Охрана природы. Сущность рационального природопользования.

 

Рабочая тетрадь

 

по общему землеведению

 

 

Геоморфология, географическая

оболочка

 

Подписано в печать ………..         Формат 60 ´ 84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе

Усл. печ л. ……. Тираж 100 экз.   Экз. Заказ ………….

Отпечатано в Отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620219, г.Екатеринбург, ГСП-135, пр.Космонавтов, 26

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2023-10-04; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.