Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы способствовавшие его появлению




История появления салафизма,

Исламизм – политическая идеология, подразумевающая использование религиозно-догматического, консолидирующего и мобилизационного потенциала ислама для достижения политических целей.

Ислам – это религия, буквальный перевод названия которой означает «покорность богу».

 

 

Термин «салафизм» является производным от арабского термина «саляф» – предок, предшественник.

Термином «ас-Салафия» сторонники данного учения обозначают «лучших представителей первых поколений раннемусульманской общины, сподвижников Мухаммеда, приверженцев его учения и их ближайших последователей-современников»[2].

По мнению лиц, считающих себя салафитами, указанные люди

· исповедовали «чистый ислам»,

· отличались особенной праведностью и исключительным благочестием в мыслях, суждениях и поступках, которые должны стать примером для всех «истинных» мусульман.

Следование примеру «праведных предков» предполагает:

а) буквальное восприятие тех норм и правил, которые содержатся в Коране и хадисах (рассказах о жизни пророка Мухаммеда). Эти нормы и правила являются критерием приемлемости или неприемлемости тех или иных взглядов, поступков;

б) выстраивание собственной жизни в соответствии с шариатом, основанном на указанном выше буквальном понимании священных текстов;

в) неприятие светского законодательства, как построенного на основах, чуждых исламу;

г) неприятие «нововведений» в религии, привнесенных в ислам после смерти пророка и его ближайших сподвижников и основанных в том числе на интегрированных в обрядовую практику национальных традициях того или иного народа[3].

Что же стало причиной появления такого течения в исламе? Представляется, что здесь мы имеем дело с комплексом причин. Одним из элементов данного комплекса являются причины исторические.

Ислам изначально позиционировал себя как последнее и самое совершенное послание аллаха, пророк Мухаммед был назван «печатью пророков», т.е. последним пророком[4]. Исходя из этого, подразумевалось, что предназначение мусульман состоит в том, чтобы вести человечество к светлому будущему и распространять самое совершенное послание аллаха по всему миру, что и нашло свое выражение в арабских завоевательных походах, начавшихся после смерти пророка Мухаммеда. Успех этих походов, создание и укрепление арабского халифата предопределили, с одной стороны, расширение территории распространения ислама, а с другой – неизбежность появления в нем определенных нововведений. Такая ситуация была связана с тем, что:

1) арабы на завоеванных территориях оказались в явном меньшинстве, что привело к их неизбежной адаптации к культуре покоренных народов, тем более, что культура этих народов была более развитой, нежели культура жителей Аравийского п-ова[5];

2) в целях привлечения завоеванного населения к исламу, завоеватели, так или иначе, были вынуждены вносить в культовую практику отдельные элементы местных культурных комплексов, что также способствовало определенной эволюции исламского учения. В дальнейшем распространение ислама на территории Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, Африки, а также на территории Урало-Поволжья и других регионов привело к увеличению таких нововведений, содержание которых напрямую зависело от особенностей культуры того или иного народа.

Другая причина исторического характера заключается в том, что в период своего расцвета (так называемого «золотого века») исламская цивилизация столкнулась, с одной стороны, с цивилизацией христианской, представители которой предприняли серию крестовых походов против мусульман[6], а с другой – с монгольским нашествием. Эти два факта способствовали тому, что место ученых, философов, богословов и просвещенных политиков в государственной элите в течение многих лет стали занимать представители военных кругов, склонные к упрощению религиозных норм и использованию консолидирующей и мобилизующей возможностей ислама в целях сплочения мусульманского общества для отражения внешней угрозы [7]. В сложившейся ситуации в исламе наметились две негативные тенденции:

а) к упрощенному восприятию религиозных норм и ценностей;

б) к поиску религиозных причин, приведших к многочисленным общественно-политическим проблемам, с которыми столкнулся исламский мир.

Поиск этих причин и привел к появлению салафизма как такового. Одним из его основателей является известный мусульманский богослов Таки ад-Дин ибн Таймия (1263 - 1328).

Он считал угрозой исламу повсеместное распространение таких религиозных направлений, как шиизм и суфизм, которые он обвинял во внесении в религию нововведений (в салафитских текстах обозначаются как бид’а, бидъа, бидъат), не присущих исламу изначально.

Он отрицал так называемый мазхабный фанатизм, благодаря которому отдельные группы мусульман замыкались на учении лишь одной правовой школы, отвергая положения других школ. В этом он видел причину начинающегося отставания исламского общества.

Одним из основных вопросов, который он рассматривал в своих фетвах, заключался в следующем: имеют ли мусульмане право вести вооруженный джихад против других мусульман?

Данный вопрос был актуален в условиях принятия моголами ислама.

Ибн Таймия считал, что такой джихад законен, т.к. монголы, даже став формально мусульманами, продолжали придерживаться традиционных правовых норм, установленных еще Чингисханом, а не норм шариата, т.е. они не мусульмане, а вероотступники, которых, исходя из шариата, следует покарать смертной казнью. Вести джихад против них, таким образом, является не только правом, но и обязанностью мусульман[8].

Идеи ибн Таймии нашли свое развитие в учении Мухаммада ибн Абд аль-Вахаба (1703 – 1791), жившего на Аравийском п-ове.

Он строго осуждал распространение народных верований среди племен полуострова и утверждал, что они вернулись к доисламскому существованию. Как идолопоклонники они с точки зрения данного проповедника, заслуживали смертной казни за отступничество от ислама. Ибн Абд аль-Ваххаб проповедовал идеи буквального толкования Корана, очищения ислама от позднейших нововведений. В качестве идолопоклонства он рассматривал любую возможность посредничества в общении с богом, например почитание святых и святынь.

· Свои идеи он оформил в виде политической программы, на основе которой заключил политический союз с главой одного из арабских племен Мухаммедом ибн Саудом. Данный союз был выгоден обеим сторонам, т.к.

· ибн Абд аль-Ваххаб, опираясь на поддержку одного из крупнейших племен полуострова, мог активно распространять свои идеи,

· а ибн Сауд получил возможность оправдывать религиозными мотивами войну с соседними племенами.

К концу XVIII века этот союз подчинил себе большую часть полуострова.

· Победители разрушили все почитаемые захоронения, включая могилу пророка Мухаммеда,

· устроили резню в Мекке и Медине,

· установили свои правила для паломников, совершающих хадж.

 

Учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба стало своеобразным символом религиозной салафитской теории, примененной в политической практике, в связи с чем термины «салафизм» и «ваххабизм» стали употребляться как фактически равнозначные. Ваххабитско-саудовский союз просуществовал более двух веков. Результатом его военно-политической деятельности стало создание в 1925 году Королевства Саудовская Аравия. Ваххабиты сыграли также не последнюю роль в планах британской разведки в период Первой мировой войны. Их идеология была использована в качестве фактора, консолидировавшего арабское население аравийского полуострова в целях противостояния Османской империи, что привело к ее распаду.

Необходимость совмещения религии и политики разрабатывал и мусульманский религиозный деятель XIX века Джемаль ад-Дин аль-Афгани. Он рассматривал ислам в качестве политической силы, убеждал мусульманских государственных деятелей в необходимости объединения «для восстановления исламского величия». В своих идеях он впервые четко противопоставил не только ислам и другие религии, но и исламский мир и западный мир в целом, призывая к жесткому противостоянию двух цивилизаций.

Наивысшего своего развития салафитская идеология достигла, по мнению специалистов, в работах египетского последователя движения «Братья-мусульмане» Сеида Кутба (1906 – 1966). Принимая салафитские идеи, разработанные предшественниками, он пошел дальше, заявив, что человечество находится на грани пропасти, оно лишилось своих жизненных ценностей, необходимых для нормального развития и только «чистый» ислам может спасти его, призвав «мусульманский авангард» к «вооруженному джихаду». С точки зрения С. Кутба, лишь «чистый ислам» может быть подлинной государственной идеологией, соответственно все неисламские государственные системы должны быть уничтожены [9].

Таким образом, подводя итоги рассмотрению первого вопроса лекции, можно отметить, что

· если в начальный период своего существования эта идеология носила защитный характер, то в более поздние периоды она приобрела агрессивный, наступательный характер.

· Современные салафиты, в том числе осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, являются прямыми последователями перечисленных выше идеологов, адаптировавшими свою идеологию к современным условиям, примитизировав ее и придав ей еще более агрессивную направленность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.