Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки и система показателей конкурентоспособности персонала




Оценка уровня конкурентоспособности представляет очень сложную работу, в связи с:

- во-первых, в конкурентоспособности фиксируются все показатели ресурсоемкости и качества работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;

- во-вторых, существует проблема отсутствия международной документации по оценке конкурентоспособности;

- в-третьих, к примеру, в России техническая, экономическая, кадровая и социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных объектов[33].

В современных источниках сегодня представлен широкий спектр подходов к определению конкурентоспособности персонала и его различных категорий. Например, Ю. Дежарне рассматривает категорию конкурентоспособности в контексте развития карьеры: «Конкурентоспособность – соответствие качества рабочей силы требованиям рынка труда к профессионализации населения, открывающее специалистам возможность вступать в отношения конкуренции на рынке человеческих ресурсов; совокупность основных характеристик, определяющих сравнительную ценность карьеры, позволяющих сотруднику занимать необходимую ему вакансию, повышать профессиональный статус и ее иерархический ранг; развитие базовых элементов профессиональной карьеры граждан: мыслительных – аналитичности, рефлексивности, креативности; поведенческих – коммуникабельности, предприимчивости, способности к импровизации, умения идти на риск; психологических – эмпатии, терпимости, интуиции, оптимизма как философии жизни». При этом в качестве показателей, определяющих конкурентоспособность специалистов, строящих профессиональную карьеру, выделяются следующие (рис. 2)[34].

 

Высокая мотивация к глубокой профессионализации
Устойчивая направленность к выбранному виду профессиональной деятельности
Стремление к оптимальному качеству конечного продукта и оказываемых услуг
Способность к лидерству, непрерывному саморазвитию и профессиональному росту
Профессиональные знания: законы, закономерности, факты, обеспечивающие принятие оптимальных решений
Сбалансированность власти и ответственности в процессе непосредственной деятельности
Мышление: способы осуществления мыслительных операций, умение ими пользоваться
Способы деятельности: умения, навыки, приемы, стиль поведения, значимые для реализации поставленных целей
Личностные качества: психологические, мыслительные, поведенческие
Понимание роли финансовых и экономических факторов в деятельности предприятий
Профессиональная компетенция
Ценностные ориентации
Трудолюбие и творческое отношение к делу
Стрессоустойчивость
Сформированный собственный имидж
Способность к использованию самоуправляющих механизмов личности
Способность к обоснованному риску
Выполнение требований работодателей с учетом собственных позиций

 

 


Рис.9.2– Показатели конкурентоспособности специалистов, строящих профессиональную карьеру

 

Очевидно, что конкурентоспособность работника в рамках внутреннего рынка труда организации определяется совокупностью тех конкретных свойств индивидуума, которые представляют собой несомненный интерес для данного работодателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей в труде, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Проанализировать совокупность этих свойств можно с помощью системы показателей (рис. 9.3)[35].

 

Показатели конкурентоспособности
Базовые
Специфические
Показатели физических характеристик
Показатели расширенных (психомотивационных) характеристик
Показатели основных (профессионально-квалификационных) характеристик
Показатели функционального качества труда
Показатели маркетингового потенциала
Показатели финансового потенциала
Показатели культурно-коммуникационного потенциала
Показатели инновационного потенциала

 

 


Рис.9.3 – Система показателей конкурентоспособности работника

 

Действия менеджеров по поддержанию конкурентоспособности персонала требуют предварительной диагностики. Исследование конкурентоспособности целесообразно осуществлять по отношению к сотрудникам, претендующим на участие во внутрикорпоративных программах профессионального развития и должностного продвижения, а также по отношению к претендентам на вакантные должности[36].

Для диагностики конкурентоспособности работников специалисты предлагают действовать в рамках следующего алгоритма:

- изучение производственных и организационных особенностей предприятия (особенностей локального и внутрифирменного рынков труда);

- установление требований к работникам;

- изменение конкурентоспособности работников;

- представление результатов измерения для выработки управленческих решений по поддержанию и повышению конкурентоспособности персонала организации.

На этапе изучения производственных и организационных особенностей предприятия реализуются следующие задачи: выявление возможностей и потребностей организации в рабочей силе.

Второй этап диагностики конкурентоспособности персонала – установление требований к работникам. Согласно выбранному методу этап предусматривает выделение компонентов комплексной характеристики работника (табл.2).

 

Таблица 9.4. – Показатели оценки уровня конкурентоспособности

Показатели уровня конкурентоспособности Оценка показателей уровня конкурентоспособности Эффект оценки показателя конкурентоспособности
     
Занятость § индекс уровня использования персонала § потери рабочего времени § текучесть кадров § продолжительность рабочего дня § уровень занятости/ безработицы § время затраченное, чтобы приступить к работе § процент успешных обжалований повышения в должности § транспортные издержки
Размер дохода § коэффициент изменения зарплаты § доля расходов на зарплату (ФОТ) в структуре себестоимости § процент некорректных платежей § процент повышения зарплаты за сверхурочную работу
Использование рабочего времени § потери из-за простоя как процент от общего ФОТ § среднее количество долгосрочного отсутствия на рабочем месте по отношению к полной ставке § среднее время, затрачиваемое, чтобы заполнить формы отсутствия персонала на рабочем месте
Качество рабочей силы § средняя выгода от образования персонала, за курс § среднее улучшение достижений на рабочем месте после тренинга, за курс § процент валовых доходов, потраченных на тренинги § среднее количество часов, потраченных на тренинги по отношению к годовому фонду рабочего времени § процент положительного результата от участия в тренингах
Возможности равной занятости § пропорция групп по возможностям равной занятости (женщин, темнокожих, людей с ограниченными возможностями) § распределения внутри вышеуказанных групп по уровням зарплаты § соотношения жалоб по возможностям равной занятости, § количество случаев повышения доходов персонала по поводу использования возможностей равной занятости
   
Продолжение таблицы 2
3

Здоровье, безопасность и благосостояние персонала § коэффициент частоты потерь рабочего времени по болезням и несчастным случаям § оцененные издержки по претензиям, на 100 долл. валовых доходов § соотношение жалоб, связанных со здоровьем, безопасностью и благосостоянием персонала, полученное как процент от всех жалоб § соотношение положительно рассмотренных жалоб, связанных со здоровьем, безопасностью и благосостоянием персонала, полученное как процент от всех жалоб
Персонал и производственные отношения § количество часов, потерянных в производственных спорах § количество рекомендаций консультативных комитетов, принятых организацией § соотношение жалоб, связанных с производственными отношениями, полученное как процент от всех жалоб § соотношение положительно рассмотренных жалоб, связанных с производственными отношениями

 

К факторам, определяющим уровень конкурентоспособности персонала организации, относятся социально-экономические, территориальные, организационные и индивидуальные (личностные) (рис.4).

 

Факторы, влияющие на конкурентоспособность персонала
Социально-экономические üЭтап развития социально-экономической системы üХозяйственный механизм üВоспроизводство населения üПодготовка квалифицированной рабочей силы üТрудовое законодательство üРаспределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и регионам
Территориальные   üПриродно-климатические условия üРазвитость социально-бытовой инфраструктуры üСбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов üПодвижность населения
Организационные   üОрганизация труда üСодержание и условия труда üНормирование труда üОплата и стимулирование труда üПсихологический климат коллектива üМиссия и традиции коллектива
Индивидуальные   üСоциальные характеристики (пол, возраст, семейное положение, образование, квалификация, общественная и производственная активность) üПсихологические характеристики (интересы, потребности, установки, мотивы, ценностные ориентации) üМорально-нравственные качества üСостояние здоровья

 


Рис.9.4. – Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности персонала

Организация объективно заинтересована в поддержании конкурентоспособности персонала. Поэтому собственники должны осуществлять мониторинг рынка товаров и услуг в режиме реального времени, отслеживая процесс динамики потребностей общества, разрабатывая механизмы и определяя инструменты удовлетворения этих потребностей путем инноваций в накопление и использование корпоративного человеческого капитала, приносящего максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

На третьем этапе измеряется конкурентоспособность работников при помощи проведения следующих исследований:

- работа с вторичными источниками. Исследователь изучает предоставленную информацию, которая берется из трудовой книжки, личные дела, результаты аттестации;

- работа с первичными источниками. Получают эту информацию из анкет и тестов. Результат оперативных исследовательских работ сводятся в табличных формах.

- первичное измерение конкурентоспособности работников. По формуле (1):

, (9.1)

где – номинальная конкурентоспособность (характеризует идеального работника),

– реальная конкурентоспособность работника. [37]

На заключительном этапе анализа проводится сопоставление результатов измерения конкурентоспособности отдельных работников, впоследствии используемых для выработки соответствующих управленческих решений, в том числе касающихся:

- формирования кадрового резерва;

- формирования карового ядра;

- выявления ключевых работников в рамках отдельных бизнес-проектов и направлений деятельности структурных подразделений организации;

- разработки программ повышения конкурентоспособности персонала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.