КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2.2. Потребитель, его мотивация и поведение. Спрос и предложение в маркетинге
Для того чтобы добиться успеха на рынке, фирмы должны активно использовать такой метод, как анализ потребителей. Изучение потребителей товаров производственного и потребительского назначения имеет определенные особенности, связанные с характеристиками покупателей и спецификой продукции. Однако существуют общие методические подходы к проведению таких исследований. Наиболее типичные из них следующие: - сегментация покупателей (потребителей); - изучение мотивов спроса; - оценка наиболее общих для данной группы потребителей способов приобретения товара и его использования; - определение причин, побуждающих приобретать именно этот товар; - оценка тенденций и причин изменения потребностей. При сегментации потребителей товаров личного спроса критериями являются возраст, уровень доходов, национальность, социальное положение, образование и др. При сегментации покупателей товаров производственного назначения учитывают такие показатели, как масштабы предприятия (величина производственных мощностей); принадлежность к определенной отрасли; особенности технологических процессов; масштабы фирмы-потребителя; требования к обслуживанию и пр. В основе концепции сегментации лежат две исходных позиции: 1. Признание гетерогенной природы товарных рынков, т. е. рынок рассматривается не как нечто однородное, а как совокупность различных сегментов, характеризуемых спецификой спроса различных групп потребителей. 2. Дифференциация товаров по их потребительским свойствам и способам сбыта. При изучении покупателей потребительских товаров важное значение имеет анализ так называемых «психографических» факторов. Среди этих факторов в последнее время зарубежные специалисты большое внимание уделяют классификации людей по готовности к восприятию нового товара.
Изучение товара, как правило, осуществляется на различных этапах его жизненного цикла. При этом учитывается, что в зависимости от сложности покупок выделяют три типа покупательского поведения: при покупке рутинных товаров (routine response behavior); с частичным анализом проблемы (limited problem solving) — при покупке привычного товара, но неизвестной марки; с глубоким анализом проблемы (extensive problem solving) — при покупке дорогого, редко покупаемого товара с недостаточно знакомой маркой. Теория маркетинга выделяет четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей: ■ потребитель независим; ■ мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований; ■ поведение потребителей поддается воздействию; ■ потребительское поведение социально законно. Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Хиршман так объясняет важность понимания этого принципа. Немногие концепции в науке о поведении имеют такое непосредственное отношение к поведению потребителей, как новаторство. Склонность потребителей к приобретению новых продуктов, будь это идеи, товары или услуги, может сыграть важную роль в теориях лояльности потребителя к марке, принятия решений, покупательских предпочтений и коммуникаций. Если бы не существовало такой характеристики, как новаторство, поведение потребителей состояло бы из ряда рутинных покупательских реакций на статический набор товаров. Врожденное стремление потребителей к инновациям — это то, что делает рынок динамичным.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |