Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Сущность и функции финансового менеджмента




Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию стратегических целей и тактических задач.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

1) как научная дисциплина;

2) как система управления финансами хозяйствующего субъекта;

3) как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Определяя финансовый менеджмент как вид предпринимательской деятельности, надо сказать, что в долгосрочной перспективе его цели должны соответствовать общей стратегии развития предприятия, обеспечивать ее реализацию. К традиционным и распространенным на практике целям управления следует отнести:

1) максимизацию прибыли;

2) максимизацию объемов реализации товаров и услуг.

В классической теории фирмы предполагается, что главной целью предпринимательства является превышение полученных выгод над понесенными затратами, которое выражается в форме прибыли. Таким образом, конечная цель деятельности коммерческого предприятия может быть выражена в виде максимизации прибыли от его деятельности. Безусловно, в своей деятельности предприятию необходимо стремиться к увеличению прибыли, однако, концентрация усилий на достижение только этой цели может привести к негативным последствиям в будущем. Поскольку критерий прибыли прежде всего не учитывает риски, связанные с ее получением, ориентирован на краткосрочную перспективу, т.е не учитывает взаимосвязь ожидаемых доходов с временем и риском их получения.

В качестве еще одной сравнительно простой и популярной цели управления часто указывается наращивание объемов производства и сбыта, т.е. максимизация роста. Ее популярность связана с тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение с размерами хозяйствующего субъекта, а не с прибыльностью. Однако при ближайшем рассмотрении цель максимизации роста, по сути, сводится к максимизации прибыли.

В настоящее время считается, что основная цель функционирования хозяйствующего субъекта заключается в максимизации благосостояния его собственников. Поскольку собственники являются остаточными претендентами на прибыль предприятия, максимизация их доходов приводит к удовлетворению потребностей и повышению благосостояния всех заинтересованных в его деятельности сторон: потребителей, поставщиков, кредиторов, работников, государства и общества в целом.

Собственники заинтересованы в повышении своего благосостояния не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. На практике данная цель формулируется в виде максимизации рыночной стоимости предприятия. Поскольку с экономической точки зрения рыночная стоимость предприятия – это реальное богатство, которым обладают его собственники.

Любые управленческие решения следует рассматривать прежде всего с точки зрения их влияния на стоимость предприятия. Т.е. менеджмент должен принимать только такие решения, которые обеспечивают в перспективе рост рыночной стоимости предприятии и, соответственно, рост благосостояния собственников.

Таким образом, целью финансового менеджмента является максимизация богатства акционеров предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

1) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия;

2) обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия;

3) оптимизация денежного оборота;

4) обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;

5) обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;

6) обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

Все перечисленные задачи финансового менеджмента взаимосвязаны, хотя отдельные из них носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска и обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли).

Предмет финансового менеджмента – это финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.

Методами финансового менеджмента можно считать систему теоретических категорий, фундаментальных концепций, научного аппарата и регулятивных принципов управления финансовой деятельностью предприятия.

Категории финансового менеджмента – это общие ключевые понятия финансовых наук (ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток и т.п.).

Фундаментальные концепции являются аксиомами финансового менеджмента.

К основным принципам финансового менеджмента относятся:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений.

3. Высокий динамизм управления.

4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Как и любая система управления, финансовый менеджмент включает в себя объект и субъект, т.е. управляемую и управляющую подсистемы.

В качестве субъекта финансового менеджмента рассматриваются должностные лица финансовой службы, либо работники, в компетенцию которых входит управление финансами предприятия, а также собственники предприятия. Объектами финансового менеджмента являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие в связи с ними у участников хозяйственной деятельности.

Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции делятся на две группы, определяемые комплексным содержанием финансового менеджмента:

І. Функции финансового менеджмента как управляющей системы:

1. Разработка финансовой стратегии предприятия.

2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.

4. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.

5. Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям.

6. Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.

7. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.

ІІ. Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием:

1. Управление активами заключается в определении реальной потребности в различных активах исходя из предусматриваемых объемов хозяйственной деятельности предприятия, оптимизации их структуры с позиции максимальной эффективности использования, обеспечении ликвидности, разработке и проведении определенной амортизационной политики.

2. Управление капиталом направлено на обеспечение финансовыми ресурсами текущих и перспективных видов деятельности предприятия в соответствии со стратегией его развития. Оно включает в себя выявление общей потребности в капитале, поиск наиболее приемлемых источников и форм финансирования, поддержание оптимальных пропорций между ними с целью минимизации стоимости капитала и его наиболее эффективного использования.

3. Управление инвестициями заключается в формировании инвестиционной политики. В рамках данной функции осуществляются оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов с целью отбора наиболее эффективных, разработка бюджетов капитальных вложений, формирование и управление портфелем ценных бумаг.

4. Управление денежными потоками играет важную роль, поскольку от эффективности реализации данной функции зависит платежеспособность, ликвидность и финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта. Сущность функции заключается в формировании входящих и исходящих потоков денежных средств предприятия, в синхронизации их по объему и времени, оптимальному использованию временно свободных денежных средств.

5. Управление финансовыми рисками связано с выявлением основных видов рисков, проведением оценки их уровня и объема связанных с ними возможных потерь. На основе результатов анализа формируется система мероприятий по комплексному управлению рисками, минимизации их отдельных видов, диверсификации, страхованию и хеджированию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.