Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Финансовая отчетность как элемент информационной базы финансового менеджмента




Вопрос 2. Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении финансового менеджмента

Финансовая отчетность -это совокупность форм от­четности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета с целью предоставления пользователям в удобной и понятной форме своевременной, объективной и достоверной многоас­пектной информации о финансовом положении организации. Эта информация является основанием для принятия деловых ре­шений.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете и пред­ставляемая в отчетности, должна быть по всей сути и содержа­нию, полезна самому широкому кругу заинтересованных поль­зователей.

Концепцией бухгалтерского учета определены семь групп заинтересованных пользователей бухгалтерской информации:

1. Инвесторы и их представители заинтересованы в ин­формации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, на основе которой можно распоряжаться инвестициями; о способности организации вы­плачивать дивиденды.

2. Работники и их представители (профсоюзы и др.) за­интересованы в информации о способности организации гаран­тировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

3. Кредиторы заинтересованы в получении сведений, по­зволяющих определить, будут ли своевременно погашены пре­доставленные ими организации займы и кредиты и выплачены соответствующие проценты.

4. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информа­ции, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок при­читающиеся им суммы.

5. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о намерении организации продолжать свою деятельность.

6. Органы власти заинтересованы в информации, необхо­димой для осуществления возложенных на них функций по рас­пределению ресурсов; регулированию хозяйственной деятель­ности; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения.

7. Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе предприятия в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Определение финансовой отчетности вытекает из логики бухгалтерского учета, который процедурно реа­лизуется путем:

1) открытия счетов в начале очередного учетного пе­риода;

2) отражения на них текущих операций в системе двойной за­писи;

3) закрытия счетов и формирования отчетности за истекший период.

Поэтому бухгалтерская отчетность – это система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъек­та, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный пе­риод, представленных, как правило, в табличной форме и сформиро­ванных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги. Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в От­чет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами бухгал­терской отчетности являются именно эти две формы. Другие формы (а, например, в годы советской власти их число доходило до двух десятков), по сути, являются их аналитическими расшифровками или дополнениями.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчет­ность коммерческой организации определена в следующем составе:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (фор­ма № 2);

3) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

4) аудиторское заключение;

5) пояснительная записка.

Состав приложений уточняется ПБУ, приказом Минфина России с рекомендатель­ными форматами отчетности и т.д. На сегодняшний день к приложениям относятся: отчет об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бух­галтерскому балансу (форма № 5). Эти пять форм составля­ют годовую отчетность фирмы. Кроме этого составляется промежуточная бухгалтерскую отчетность (за квартал нарастающим итогом), к которой относятся формы № 1 и 2.

Финансовая отчетность является публичной, что заключается:

1) в передаче отчетности территориаль­ным органам статистики;

2) в публикации в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность. Публичность оз­начает также, что годовая бухгалтерская отчетность организаций (кро­ме бюджетных организаций) является открытой для заинтересован­ных пользователей, которые могут знакомиться с отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Действующим законодательством предусмотрена возможность составления консолидированной отчетности, представляющей собой отчетность корпоративной группы, объединяющей отчетные данные входящих в эту группу, но самостоятельных в правовом отношении субъектов. Таким образом, консолидированная отчетность не являет­ся отчетностью юридически самостоятельной коммерческой органи­зации. Ее цель по­лучение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т. е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность.

Формы бухгалтерской отчетности представляют собой единое целое, поскольку с разных сторон дают характеристику финансового состояния и финансовых результатов, достигнутых предприятием за отчетный период. Этим формам присуще логическое взаимодополне­ние, а также прямые и косвенные информа­ционные контрольные соотношения между статьями (взаимосвязи).

Основную аналитическую нагрузку среди отчетных форм несет баланс. Баланс организации характеризует ее имущество по составу (актив) и по источникам формирования (пассив) на определенный момент времени. С позиции аналитика из множества видов балансов наиболь­шую значимость имеет аналитический баланс-нетто, в котором проведе­ны определенная перекомпоновка и укрупнение статей, подразделов и разделов, а также выполнена процедура «очистки» от регулирующих статей, искажающих валюту (т. е. итог) баланса.

В отношении основных составных частей баланса (актива и пассива) могут быть даны различные их интерпретации. Актив ба­ланса имеет две основные трактовки:

1) предметно-вещностную: ак­тив – это опись инвентаря;

2) затратно-результатную: актив – это расходы ради будущих доходов.

Пассив баланса имеет юридическую и экономическую интерпретации:

1) пассив – это сум­ма обязательств предприятия перед его собственниками и контраген­тами;

2) пассив – это свод источников средств.

Любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственно финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым сто­ит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хо­зяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредо­ванной форме. Поскольку возникшие в связи с предоставлением средств обязательства раньше или позже будут непременно погашены, соответствующий источник вполне может исчезнуть. Источники средств и собственно средства – это совершенно разные категории, поэтому они и представлены в различных разделах – в пассиве и активе баланса. В этом смысле ставшие уже трафаретными слова «приобрести активы за счет прибыли» не следует понимать бук­вально, поскольку любая подобная сделка может быть совершена в ко­нечном итоге лишь за счет денежных средств, а не за счет какой-то не­осязаемой прибыли. Прибыль — это условный расчетный показатель, а не реальные средства, которые можно использовать в операциях куп­ли-продажи.

К формированию актива баланса можно подходить по-разному. На первый взгляд наиболее очевидной является идея отра­жать в активе объекты учета, которые находятся в собственности пред­приятия. Тем не менее существуют активы, попадающие прямо или опосредованно в систему двойной записи, но не принадлежащие пред­приятию на праве собственности (например, объекты аренды, давальческое сырье, товары, взятые на комиссию, и др.). Поэтому в междуна­родной практике весьма распространен другой подход – отражать в активе баланса объекты, находящиеся под контролем предприятия.

Баланс как основная отчетная форма может быть составлен раз­личным образом, при этом каждому представлению соответствует свое балансовое уравнение. Существует три основных балансовых уравнения:

1) ВО + ОА = СК + (ДО+КО),

2) А – О = СК,

3) ВО + (ОА - КО) = СК + ДО

где:

А – активы фирмы;

СК – собственный капитал фирмы;

ДО – долгосрочные обязательства;

КО – краткосрочные обязательства;

О – обязательства (краткосрочные и долгосрочные);

ВО – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы.

Приведенные уравнения позволяют составить балансы, ориентиро­ванные соответственно на менеджеров и кредиторов – 1 уравнение, собственников фирмы – 2 уравнение, инвесторов – 3 уравнение.

Суще­ствуют четыре типа изменений в балансе: а) увеличение валюты ба­ланса в случае одновременного и равновеликого увеличения актива и пассива; б) уменьшение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого уменьшения актива и пассива; в) изменения в составе активов (валюта не меняется); г) изменения в составе источников (валюта не меняется). (Отметим, что в пунктах а) и б) неравновелико­го увеличения или уменьшения актива и пассива баланса в силу двой­ной записи быть не может.)

Отчет о прибылях и убытках содержит сведения о доходах и расходах фирмы за определенный период и, соответственно, о разнице между ними – прибыли и убытке. Показатели Отчета о прибылях и убытках могут существенно ме­няться в зависимости от того, какой метод – начисления или кассо­вый – применяется в компании для расчета выручки и финансовых результатов. Метод начисления является основным (и используется по умолчанию).

В Отчете об изменении капитала раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Кроме этого, в нем отражается остаток чистых активов на начало и конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств отражает поступления, платежи и неттто-изменеия денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период.

В Приложении к бухгалтерскому балансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капитале организации, стоимость которого отражена в форме № 1 «Бухгалтерский баланс», т.е. об амортизируемом имуществе, дебиторской и кредиторской задолженности, а также о движении заемных средств. Данную форму отчета не обязаны заполнять организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, не попадающие под обязательный аудит, некоммерческие организации, а также общественные организации, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Аудиторское заключение – это официальный документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В Пояснительной записке содержатся сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также данные, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации (организационно-правовая форма, адрес, среднегодовая численность работающих, сведения об учредителях, наличие лицензий и сроки их выдачи и т.п.). Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.

Особенности отчетности российских коммерческих организа­ций на современном этапе развития экономики:

1) ориентация на МСФО;

2) уменьшение числа форм;

3) отказ от отраслевой ориента­ции;

4) рекомендательный характер отчетных форм;

5) составление баланса в оценке нетто;

6) доминанта двух основных и равноважных отчетных форм – баланса и отчета о прибылях и убытках;

7) публич­ность отчетности;

8) размежевание финансовой и налоговой отчетнос­ти;

9) возмож­ность выбора процедур учета, оценки и представления отчетных данных.

В настоящее время правила составления отчетности российских коммерческих организаций в достаточной степени согласованы с меж-дународными учетными стандартами, тем не менее имеется ряд разли­чий, которые необходимо знать прежде всего специалистам, занятым решением проблемы трансформации отчетности из отечественного формата в один из западных.

Особенности отчетности предприятий в годы советской власти: а) множественность форм; б) их централизованное утверждение; в) их отраслевая ориентация; г) наличие плановых показателей в балансе; д) регламентация соотношений между отдельными статьями баланса; е) обязательность составления месячной отчетности; ж) почти ежегод­ная изменчивость; з) составление баланса в оценке брутто; и) регла­ментированность процедур учета, оценки и представления отчетных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.