Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии и стили управления

Одно из первых описаний стилей руководства дают К.Левин с соавторами.

Левин Курт (1890-1947), германо-американский психолог. Был близок к гештальтпсихологии. Занимался изучением мотивации, где мотивами являются объекты - различные районы "жизненного пространства", в которых индивид испытывает потребность, или намерение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотивационную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена. В дальнейшем Левин создал новую исследовательскую программу, направленную на изучение групповой динамики, лидерства, конфликта и других социально-психологических проблем, возникающих в группе.

 

 


Они выделяют две стороны стилей руководства: содержание решений, предложенных лидером группе, и технику (приемы, способы) осуществления этих решений. Обозначим формальный аспект раз­ных стилей.

Авторитарный стиль: указания даются руководителем по-деловому, кратко, прямо и открыто; запреты и распоряжения даются и реализуются без снисхождения и с угрозой; характерен лако­ничный и четкий (командный) язык, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Реак­ции подчиненных игнорируются; cоциально-пространственная позиция руководителя - над груп­пой.

Демократичный стиль: все мероприятия облекаются в форму предложений, товарищеским то­ном; форма похвалы и порицаний - с учетом намерения и реакции людей, их мнения; запреты де­лаются в форме предложения или дискуссии. Имеет место совместная деятельность, позиция ру­ководителя - в группе.

Либеральный стиль: конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний, предложений; за­преты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием; сотрудничество отсутст­вует, позиция руководителя – по возможности, вне группы.

Содержательная сторона стилей руководства следующая:

Авторитарный стиль: мероприятия планируются руководителем заранее или решаются и осу­ществляются в процессе деятельности; обычно указываются только непосредственно предстоящие действия; перспективы работы исполнителям неизвестны; мнение руководителя - решающее.

Демократичный стиль: большинство важных мероприятий планируется и обсуждается в группе, за их реализацию отвечают все участники; руководитель не стремится использовать решающее влияние своего голоса.

Либеральный стиль: исполнители предоставлены самим себе, руководитель не дает словесных указаний и предложений и воздействует лишь своим присутствием; работа складывается из от­дельных интересов.
Другой из наиболее известных является ситуационная модель Ф. Фидлера.

Фидлер, Фред (р. 1925). Широкая известность Ф. Фидлера связана с созданной ученым “моделью сопряженных обстоятельств” эффективности руководства, открывшей новые возможности в области изучении феномена лидерства


Полагая, что в разных ситуациях эффективными могут быть разные типы руководства, что груп­повая динамика не определяется лишь личностными качествами лидера, Ф. Фидлер выделил три ключевых ситуационных переменных:

· Отношения лидера и подчиненных – степень доверия и уважения, которые испытывают подчи­ненные к своему менеджеру, лояльность группы по отношению к лидеру.

· Структурированность задач, т.е. степень их формализованности. Структурированность задач определяется по четырем признакам: насколько в представлениях членов группы выбранное лиде­ром решение выглядит правильным; насколько группа понимает все требования, предъявляемые к данному решению (четкость постановки задачи); какие существуют ограничения, касающиеся действий по выполнению задачи; является ли данное решение единственным, или возможны аль­тернативные варианты.

· Должностная власть как возможность лидера принимать решения, связанные с наказанием или поощрением подчиненных. Власть определяется объемом должностных полномочий лидера, положением группы в общей организационной структуре, традицией или неформальным признанием авторитета лидера. Три ситуационные переменные дихотимичны (либо одно, либо другое): отношения лидера и подчиненных могут быть плохими или хорошими; структура задачи - сложной или простой; должностная власть – сильной или слабой.

Сами руководители (лидеры) могут быть более ориентированы на решение производственных за­дач или на поддержание теплых отношений с группой, что и определяет стиль руководства. Эффективность руководителя является функцией трех вышеуказанных переменных. При определенных комбинациях более эффективны руководители, ориентированные на задачи, при других – на отношения. Считая стиль руководства врожденной характеристикой, Ф. Фидлер видел два пути повышения эффективности для конкретных руководителей:

· подбор менеджеров соответственно организационным условиям,

· изменение самой ситуации (реструктуризация производственных задач, расширение или сокращение властных полномочий и др.).

В отличие от теории Ф. Фидлера, выделяющего стиль как устойчивую характеристику поведения субъекта, согласно теории Р. Хауса - Т. Митчела "Путь - цель " руководитель может и должен использовать разные стили, наиболее соответствующие производственной ситуации. Основные ситуационные факторы, определяющие поведение лидера:

· личные качества подчиненных;

· давление окружающей среды;

· требования, предъявляемые к подчиненным.

По мнению авторов, личностные качества руководителя при этом не значимы, не препятствуют и не ограничивают проявление руководителем гибкости в управлении производственными процессами. Руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, используя четыре основных стиля как способы воздействия:

· стиль поддержки (подобен стилю «ориентация на человека»).

Лидер дружелюбен и доступен, выказывает подлинную заботу о подчиненных;

· инструментальный стиль (соответствует стилю «ориентация на задачи»).

Лидер авторитарен, дает четкие указания. Подчиненные не принимают участия в принятии решений. Они четко знают, чего от них ждут.

· стиль, поощряющий к принятию решений подчиненными.

Руководитель делится информацией с подчиненными, использует их предложения, но решения принимает самостоятельно;

· стиль, ориентированный на достижения.

Особенность стиля - постановка перед подчиненными довольно напряженных целей, акцент на необходимости повышения уровня индивидуальной выработки, демонстрация руководителем уверенности в успешности решения задач.

Наиболее предпочитаемый подчиненными и соответствующий ситуации, стиль руководства зависит от их личных качеств и требований среды. Стиль поддержки более эффективен, когда задача достаточно структурирована, а ее большая структурированность воспринимается как чрезмерный уже контроль. Поддерживающее лидерство лучше влияет на подчиненных, работающих над задачами, вызывающими стресс и фрустрацию. Директивный стиль эффективен и субъективно прием­лем для подчиненных, выполняющих неопределенные задачи. Когда задача достаточно структурирована, а ее большая структурированность уже воспринимается как чрезмерный контроль, стиль отрицательно влияет на удовлетворенность и ожидания подчиненных. Ориентированный на уча­стие стиль более приемлем при нестандартных задачах, требующих вовлеченности работников, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе принятия решений. Ориентированный на достижения стиль более соответствует ситуации, когда подчиненные стремятся к высокому уровню выработки, когда они ожидают, что их эффективная деятельность будет адекватно возна­граждена.

Используя один из четырех стилей в зависимости от ситуационных переменных, руководитель воздействует на восприятие и мотивацию подчиненных, ведет их к ясности ролевого поведения и целевых ожиданий, удовлетворенности и эффективным действия.

На формирование стиля оказывает влияние характер работы: у руководителей НИИ и КБ авторитарный стиль встречается реже, чем в группе руководителей производства и строительства. Стиль не зависит от иерархического уровня управления и от профессиональных знаний. Эффективными могут быть как либеральные, так и авторитарные (чаще) стили руководства. У руководителей низшего звена эффективность положительно связана с авторитарностью и отрицательно - с либеральным стилем.

Коучинг (англ. Coaching) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека
В последнее время стало популярным выделять еще один стиль управления - коучинг.

Какстиль управления коучинг - это искусство облегчения достижения результат, процесса обучения и личностного развития другого человека, поддерживающее отношения к подчиненному, при котором делается основной акцент на том, чтобы он достигал своих целей самостоятельно, решая стоящие перед ним проблемы и добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей.

Коучинг в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего, который способствует как успешной деятельности компании, так и профессиональному становлению сотрудника в быстро меняющихся обстоятельствах служебной деятельности.

Особенностью коучинга является то, что он помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч (тренер) вовсе не обязательно эксперт в проблеме, он должен быть экспертом в такой области как помощь другим в раскрытии их собственных возможностей.

Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развивать потенциал человека или группы и использующая для этого специальные методы.

Задачи коучинга:

· постановка ясных целей и оптимальное их достижение

· прояснение сложных ситуаций и их разрешение

· повышение продуктивности

· выработка ответственных решений и новых стратегий достижения успеха

· повышения самостоятельности в принятии решений

· обучение способам эффективного сотрудничества

· обучение принимать решения в трудных ситуациях

В организацию принимается человек, прошедший подготовку по коучингу.

Таким образом, экономическая психология и управление очень тесно связаны между собой, т.к. в сферах их интересов лежат проблемы оптимизации эффективного развития экономики не только в макро, но и в микро структурах. Изменение условий в управлении ведет к изменению поведения людей в организациях, что сказывается на эффективности экономических процессов в целом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характер взаимодействия руководителя и команды | Пути и формы утечки информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.