Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути и формы утечки информации

Лекция 7. Психология коммерческой тайны

Психология коммерческой тайны — одна из новых и актуальных прикладных проблем отечественной экономической психологии.

Приватизация государственных источников информации, процесс концентрации информационных ресурсов в коммерческих структурах повлекли за собой осознание ценности коммерческой информации и необходимости ее защиты.

Причина, мотивирующая предпринимателя самостоятельно заниматься перспективной разработкой, — асимметрия информации, т.е. такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие заинтересованные лица— нет. Однако важно уметь сберечь информацию. Часто вновь возникшее предприятие сходит с предпринимательской сцены из-за беспечности, избыточного авантюризма и элементарной психологической неграмотности его основателей. От руководителей теперь требуется разработка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения информационной безопасности, знание психологии обеспечения коммерческой тайны в фирме.

Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) понимают сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам..

В настоящее время в отечественной литературе практически отсутствуют открытые работы по этой проблеме, поэтому в основном используют зарубежный опыт в ее решении.

В большинстве крупных фирм и корпораций индустриально развитых стран созданы собственные системы защиты экономических интересов. Для многих американских фирм характерна двухуровневая система защиты информации. Первый - обеспечение сохранности фирменных секретов силами спецслужб, второй — культивирование атмосферы бдительности и ответственности с помощью, так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего звена. С функциями координатора наилучшим образом может справиться профессиональный психолог.

Пути и формы утечки информации (О.А.Дейнека)

Существуют различные пути утечки информации.

  • нечестный служащий
  • торговый партнер
  • болтовня служащего
  • потерянные записи
  • наружное наблюдение

Иными словами, есть две формы утечки информации: преднамеренная и непреднамеренная. Не только и не столько алчность побуждает человека встать на путь предательства. Преднамеренная утечка информации может быть следствием, например, обиды. Непреднамеренная утечка информации при деловых контактах, рекламных кампаниях часто связана с желанием показать себя, и является слабым местом многих фирм особенно отечественных. Об инструкции «больше взять информации, чем дать» часто забывают, особенно в процессе неформального общения.

Поскольку самым опасным с точки зрения утечки информации элементом коммерческой структуры является человек, то необходима рационально организованная и оптимально функционирующая система безопасности, прочность которой зависит от надежности, ответственности и подготовленности персонала. При этом психологическое обеспечение коммерческой тайны необходимо на всех этапах работы с кадрами (при подборе, подготовке, выдвижении, увольнении). Вопрос о лояльности работника, прежде всего, встает на этапе набора кадров.

Лояльность — это приверженность делу фирмы, появляющаяся благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехом компании и, наконец, человеческая связь между подчиненным и его начальником.

Выявлены следующие типичные ошибки, допускаемые при подборе кадров.

  • при приеме на работу специалиста не проводится даже формальная проверка рекомендаций и характеристик
  • совпадения сведений документов и вновь заполняемой анкеты.
  • не привлекается информация из других источников о работнике.

Тщательная проверка претендента на вакантное место работника, имеющего доступ к секретной информации (самой надежной считается проверка по прежнему месту работы), может сочетаться с полным отсутствием проверки сопровождающего персонала, например, водителя, секретаря, уборщицы.

Не учитываются конкретные психологические качества личности претендента (импульсивность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), которые могут проявиться и нанести вред, особенно в ситуации увольнения.

Вместе с тем никакая проверка и психологическое обследование не смогут гарантировать стопроцентную лояльность работника. Его отношение к фирме, учреждению зависит от многих факторов, в частности от совместимости личности начальника и личности работника, от психологического климата в коллективе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегии и стили управления | Психологические характеристики сотрудников делопроизводства и службы безопасности фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.