Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы потребительского выбора

В связи с тем, что классическая теория потребления не давала ответы на многие вопросы, связанные процессами, происходящими в "черном ящике", в 50-70 гг. сформировалась новая теория мотивации потребителей. Процесс принятия решения о покупке принято разделять на следующие этапы:

1. Осознание проблемы - мотивация, стимул для действий.

2. Восприятие - поиск информации и оценка альтернатив.

3. Выбор - наличие критерия выбора; решение о покупке; поведение после совершения покупки.

В первом разделе было показано, что основной идеей маркетинга является идея человеческих нужд и потребностей. Согласно этой теории, блага (товары) рассматриваются как совокупность свойств или атрибутов, удовлетворяющих те или иные потребности людей. Следовательно, потребитель осуществляет поиск не товара, а поиск решения проблемы (проблемы как субъективного ощущения нужды). Одним из основных положений этой теории является разделение потребностей на родовые и производные потребности.

Родовые потребности в какой-то степени совпадают по определению с определением нужды, данной Ф.Котлером. Вся гамма конкретных товаров считается так называемым "технологическим откликом" на родовую потребность, и ее принято называть производной потребностью. Например, телефон, телекс, факс, устройства электронной почты являются производными потребностями по отношению к родовой потребности (к нужде) называемой "необходимостью в коммуникациях".

Таким образом, ясно, что насыщение или наиболее полное удовлетворение возможно только для производных потребностей. Предельная (добавленная) полезность производных потребностей имеет тенденцию к уменьшению. Их активное удовлетворение потребителями приводит к технологическим изменениям и выводит их на новый уровень, т.е. к новым производным потребностями.

Для целей использования выводов и рекомендаций в области маркетинга необходимы междисциплинарные исследования поведения человека. Общей исходной посылкой подобных работ является осознание того, что благополучие означает наличие блага для удовлетворения каждой потребности. Причем под благом понимаются не только физические объекты или услуги, но и абстрактные, социальные или психологические факторы такие как престиж, имидж, статус, оценка, одиночество, любовь и т.д. Ниже в общем вверх - чувство усталости или беспокойства. Индивиды стараются поддержать для себя какой-то средний уровень активации.

Рисунок 4.2. Составляющие субъективного осознания благополучия.

Концепция потребности в стимулировании. Индивид нуждается в постоянном притоке стимулов и различных ощущений, т.е. человек испытывает потребность в потребности. Следовательно, человек, лишенный стимулов страдает от скуки, депрессии, одиночества.

Концепция потребности в наслаждении. Наслаждение существует как явление безотносительно отсутствия страдания или присутствия комфорта. Выделяют два источника наслаждения: снижение напряжения от нехватки чего-либо (т.е. от удовлетворения потребности) и, стимуляция как таковая (т.е. воля индивида к прогрессу и к преодолению самого себя). Таким образом, основной мотивационной силой является поиск наслаждений. Например, как в очень бедных, так и в промышленно развитых странах люди залезают в большие долги ради того, чтобы отпраздновать юбилеи, свадьбы, сделать новогодние или рождественские подарки, т.е. создавать и поддерживать желаемый имидж в референтной группе.

Мотивация (стимулы) в модели поведения потребителя

На сегодняшний день экспериментальная психология называет три мотивационные силы, определяющие состояние благополучия индивида (рис. 4.2.):

- поиск комфорта,

- поиск наслаждения,

- поиск стимуляции.

1. Теория мотивации Фрейда

В психологической структуре личности Фрейд выделял три компонента:

- бессознательное "Ид" (Оно) - область слепых инстинктов, влечений;

-сознательное "Эго" (Я) - область воспринимающая информацию об окружающем мире и состоянии организма, сдерживающая импульсы "Ид", регулирующая действия индивида;

- социальное "Супер-Эго" (Супер-Я) - область социальных норм и нравственных установок.

Фрейд считал, что человек не отдает себе отчет и не осознает тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, человек растет и развивается подавляя в себе множество влечений и слепых инстинктов. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда полностью не находятся под полным контролем. Таким образом, человек не отдает себе отчета в мотивах своих поступков.

Согласно теории Фрейда поступок осуществляет собственное бессознательное “Ид” когда оно не может быть сбалансировано с "Эго", но в рамках "Супер - Эго". То есть мотивы поступков бессознательны, но осуществляются в рамках сознательного восприятия окружающего мира и морально-нравственных установок общества. Следовательно, деятельность в области маркетинга в первую очередь может быть направлена на область общих установок в обществе.

2. Теория мотивации Мэррея

Мэррей считал, что все люди имеют одинаковые потребности, но их приоритет для каждого индивида различен вследствие различий в личных факторах и факторах окружающей среды. Потребности в динамике находятся и перемещаются в трех состояниях:

- рефракторном (в этом состоянии не существует стимулов, стимулирующих потребности);

- внушаемом (состояние при котором потребность пассивна, но может быть активизирована);

- активном (потребность столь насущна, что определяет поведение человека).

Потребности людей Мэррей систематизировал по четырем признакам, без иерархического подчинения: первичные и вторичные потребности, в зависимости от того основаны они на физиологических или иных стимулах; позитивные и негативные, в зависимости от того притягивают они индивида, или отталкивают; явные и латентные потребности, в зависимости от того приводят они к действительному поведению или воображаемому; осознанные и неосознанные потребности.

Таким образом, эта теория несколько удобней для применения в области маркетинга, однако отсутствие иерархии и взаимосвязи не дает возможности к прогнозированию и количественному описанию мотивов потребителей.

3. Теория мотивации Маслоу

Анализ потребностей в теории мотивации Маслоу сводится не только к некой классификации, но и к построению определенной иерархии потребностей. Согласно этой теории в первую очередь мы удовлетворяем потребности низшего порядка (по индивидуальному приоритету), что позволяет потребностям более высокого порядка служить мотивом нашего поведения. Предлагается следующее ранжирование потребностей по приоритету: в виде, исторической последовательности представлены наиболее распространенные теории, представляющие некий реестр потребностей.

Физиологические потребности (голод, жажда). Считаются фундаментальными, будучи удовлетворенными, перестают быть доминирующими и уже не определяют поведение человека. Голодающего человека не интересуют ни социальные, ни духовные события в окружающей среде, ни экологические проблемы и т.д.;

Потребность в самосохранении (безопасность, защищенность). Считается, что после удовлетворения первичных физиологических потребностей поведение человека определяется требованиями физической и психологической безопасности, защиты психической структуры личности.

Социальные потребности. Вызваны тем, что людям необходимо объединяться в группы и взаимодействовать с себе подобными. Взаимопомощь, чувство общности, потребность любить и быть любимым.

Потребность в уважении. Считаются потребностями высшего психологического порядка. Основное - это потребность в признании, в наличии социального статуса, основанного на уважении, уверенности в себе, в ощущении, что цели конкретной личности значимы.

Потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация). Это потребности высшего порядка: потребность людей преодолеть себя, раздвинуть заданные обществом рамки, познать смысл явлений и вещей.

Эти категории потребностей существуют одновременно, но для различных индивидов в разное время эти потребности имеют разную степень интенсивности. Та или иная категория приобретает наибольшую важность и, следовательно, становится мотивом поведения людей в соответствии с обстоятельствами, в которых данный индивид находится.

Эта теория удобна для применения в области маркетинга, так как может быть, например, основой для товарной политики. Потребители могут приобретать и использовать товары не только из-за их практической значимости, но и для коммуникаций с окружающей средой: показа желаемого статус, для проявления чувств, для вызова какой-либо эмоциональной реакции, или в качестве символа какой-либо ценности.

4. Теория потребительских ценностей Шета - Ньюмана - Гросса

Согласно этой теории, мотивация рыночного выбора основана на пяти категориях ценности:

Функциональная ценность. • Блага (товары и/или услуги) имеют функциональную ценность вследствие наличия у них тех или иных функциональных свойств.

Социальная ценность. Определяется воспринимаемым положительным или отрицательным стереотипом, сложившимся в демографических, социально-культурных или этнических группах.

Эмоциональная ценность. Определяется восприятием способности блага вызывать те или иные чувства.

Познавательная ценность. Определяется субъективным восприятием вызывать или создавать новизну или удовлетворять стремление к знаниям.

Условная ценность. Возникает в условиях специфических социальных ситуаций и подчеркивает социальную значимость блага.

Считается, что данные ценности действуют одновременно, но независимо. В каждом конкретном случае они вносят дифференцированный вклад в мотивы поведения потребителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4 потребительские Рынки и Рынки предприятий | Восприятие и выбор в модели поведения потребителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.