Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 1. - Понятие мотивации




Литература

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит сущность и значение функции мотивации в управлении?
  2. Дайте определение понятий: «потребность», «мотив», «стимул».
  3. Что такое «мотивирование»? Назовите и охарактеризуйте типы мотивирования.
  4. На что в деятельности человека (какие характеристики деятельности) оказывает воздействие мотивация?
  5. Как соотносятся понятия: «мотивирование» и «стимулирование»?
  6. Назовите и охарактеризуйте стадии мотивационного процесса.
  7. Какой смысл заложен в распределении потребностей людей по уровням в пирамиде А. Маслоу?
  8. Что представляют собой гигиенические (поддерживающие) факторы и мотиваторы или удовлетворители, предложенные Ф. Герцбергом?
  9. Какое объяснение мотивации дает теория Адамса?
  10. В чем состоит суть модели мотивации, разработанной Л. Портером и Э. Лоулером?
  11. Проведите сравнение содержательных теорий мотивации. В чем состоит их практическое значение?
  12. На чем основываются процессуальные теории мотивации? В чем состоит их практическое значение?
  13. Какие приемы позволяют удовлетворить потребности работников в общении, принадлежности?
  14. Какие действия менеджеров направлены на удовлетворение потребностей работников в признании, уважении?
  15. Какие способы обеспечивают удовлетворение потребности работников в самовыражении?
  16. От каких основных факторов зависит эффективность стимулирования?
  17. Назовите и охарактеризуйте принципы и методы мотивации персонала в организации.
  18. Учителя оценивают свою заработную плату и дополнительные льготы как весьма низкие. Однако при этом большинство из них продолжает работать. Объясните их поведение, используя двухфакторную теорию Ф. Герцберга.

 

1. Веснин В. Р. Менеджмент: Учеб.для вузов. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2009. - 502с. - Библиогр.:с.487-495. - ISBN 978-5-392-00102-6(в пер.): Раздел III, Глава 9 Мотивация: понятие и виды, Глава 10 Концепция мотивации

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 4е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006 (2008) – 670.: ил., Глава 4. Мотивация деятельности

3. Грязнова А. Г. Основы менеджмента: Учеб.пособие для вузов. - М.: Экономика, 2007. - 427,[1]с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.:с.420-423. - ISBN 978-5-282-02696-2: 275.00. - ISBN 978-5-282-02830-0 Глава 4, п.4.1 Мотивация деятельности в менеджменте

4. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004 и последующие издания – 384с. - (Серия «Высшее образование»), Глава 6, п.6.3. Мотивация деятельности

5. Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н. И. Астаховой. – М.:Юнити-Дана, 2005. – 255с. (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»), Глава 9 Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда

6. Менеджмент: учебник для бакалавров /под ред. проф. А. Н. Петрова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 641с. – Серия: Бакалавр, Раздел 2, Глава 8. Мотивация деятельности в менеджменте

7. Менеджмент: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. -496с., Часть вторая, Глава 10. Создание системы мотивации труда

8. Менеджмент: учебник /под общей ред. И. Н. Шппкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 690с. – (Основы наук),Гглава 3, п.3.4. Мотивация деятельности в менеджменте: создание системы мотивации труда

9. Основы менеджмента: Учеб.пособие / Под ред. В.И.Королева;

10. Всерос.акад.внеш.торговли. - М.: Магистр, 2008. - 619,[3]с.: ил. - Библиогр.:с.610-612. - Прил.:с.615-620. - ISBN 978-5-9776-0040-8(в пер.): Глава 9 Мотивация деятельности

11. Основы менеджмента = Management: Перевод с английского / Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури, Франклин, Акад. нар. хоз-ва при Правит. Рос. Фед; высш. шк.межд. бизнеса - М: Дело, 2004 и последующие издания - 799 с: ил. – (Зарубеж. экономический учеб.)., Глава 13. Мотивация

12. Основы менеджмента: Учеб.для вузов / Д.Д.Вачугов, Т.Е.Березкина, Н.А.Кислякова и др.; Под ред.Д.Д.Вачугова. – М.: Высшая школа, 2008. – 399с., Глава 18 Мотивация к труду

13. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с., Глава 15 Мотивация – функция менеджмента

14. Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. – М.: КНОРУС, 2008. – 320с., Глава 9. Мотивация

15. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 7е изд., перераб.и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009. – 575 с., Глава 3, п. 3.1.3. Мотивация

16. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007 (2008). – 416с., Глава 12 Мотивация деятельности в менеджменте

17. Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 560с. – (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации), Часть 2, Глава 15 Мотивация и стимулирование в управлении

18. Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-ое изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Глава 17. Функция мотивации

 


В самом общем виде м отивация человека к деятельности – совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или неосознанно совершать некоторые поступки. Более детализированное определение мотивации: м отивация -это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Ряд авторов (в их числе - Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий) рассматривают мотивацию в 2-х аспектах:

1. как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определённой цели или вознаграждения;

2. как определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учётом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.

 

Слайд 2. - Основные понятия, связанные с мотивацией:

- потребности – это осознанное отсутствии чего-либо, вызывающее побуждение к действию;

- вознаграждение – это всё, что человек считает ценным для себя. Подразделяются на внутренние и внешние;

- мотив – это то, что вызывает определённые действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов;

- стимулы – выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определённых мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённых действий.

 

 

Слайд 3. – Роль мотивации в управлении

В теме 2 отмечалось, что организация это социотехническая система, и человеческий фактор играет в ней огромное значение. Чтобы реализовать намеченные планы, недостаточно создания хорошей структуры и налаживания чётких связей между подразделениями, нужно заинтересовать работников в достижении поставленных целей. Готовность и желание человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

 

Слайд 4. - Упрощённая модель мотивации поведения через потребности

 

 

Слайд 5. – Содержание и типы мотивирования

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём пробуждения в нём определённых мотивов. О. С. Виханский и А. И. Наумов выделяют два основных типа мотивирования:

1-й тип мотивирования состоит в том, что путём внешних воздействий на человека вызываются к действию определённые мотивы, которые побуждают человека осуществлять определённые действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату.

2-й тип мотивирования – своей основной задачей имеет формирование определённой мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.

Слайд 6. – Мотивирование и стимулирование

Понятие мотивирование шире понятия стимулирования.

Стимулирование – одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников.

Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Слайд 7. – На что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация?

Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека:

- усилие (какие усилия готов затрачивать человек, выполняя свою работу в организации);

- старание (выполняя свою роль в организации, человек может по-разному стараться);

- настойчивость ( в продолжении и развитии начатого дела);

- добросовестность (при исполнении работы – насколько ответственно выполняется работа);

- направленность (к чему стремится человек, осуществляя направленные действия).

Учитывая сказанное выше мотивацию можно определить как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей.

Сказанное выше позволяет уточнить понятие «мотивация». Мотивация – совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей.


Слайд 8. – Составляющие мотивационного процесса

Рассматривая мотивацию как процесс, Виханский О. С. и Наумов А. И., выделяют шесть стадий мотивационного процесса:

 

Шестая стадия – устранение потребностей

Примечание: содержание каждого этапа подробно рассмотрено в главе 4., п. 1.2. Мотивационный процесс, в учебнике: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник /О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006 (2008). – 670с.: ил.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.