Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, принципы, функции маркетинга, их сущность




Определение и основные понятия маркетинга

Основные понятия маркетинга

1.1 Определение и основные понятия маркетинга.
1.2 Цели, принципы, функции маркетинга, их сущность.
1.3Маркетинговая среда предприятия.
1.3.1Внутренняя среда.
1.3.2Внешняя среда.
1.4 Глобализация экономики и эволюция маркетинговых концепций поведения предприятия на рынке.
1.5 Состояние и особенности маркетинга на российских предприятиях.

 

В настоящее время существует не менее двух тысяч определений понятия "маркетинг". Не только отдельные исследователи, но и целые фирмы вкладывают в это понятие качественно различное содержание.

Термин "маркетинг" образован от английского слова "market", что в переводе на русский язык означает "рынок", получил официальное признание в 1935 году, будучи введен Национальной ассоциацией преподавателей экономики США.

Первоначально под маркетингом подразумевалось изучение рыночного спроса на производимую фирмой продукцию и организация сбыта этой продукции. С течением времени круг вопросов, включаемых в маркетинг, значительно расширился.

Современная концепция маркетинга это не только и не столько организация сбыта уже произведенной продукции, сколько изучение рынка для последующей ориентации производства на выпуск тех товаров, которые найдут сбыт.

Маркетинг понимается как:

· вид деятельности, который преобразует потребности покупателя в доходы фирм;

· вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;

· рыночная концепция управления производственно - сбытовой, научно-технической деятельностью предприятий, направленной на изучение рынка экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг;

· средство сделать любой нужный и полезный труд производительным, заимствовать наиболее передовые формы хозяйствования и управления, освободив их от бюрократических пут и ограничений;

· процесс планирования и разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций.

Последнее определение принадлежит Американской ассоциации маркетинга (АМА - American Marketing Association), которая в 1985г. одобрила данную формулировку. Эта трактовка маркетинга выделяется тем, что предполагает использование маркетинга не только в предпринимательской, но и в некоммерческой деятельности, относит маркетинг не только к продукции, но и к услугам и даже к идеям.

Широкое распространение получило определение, сформулированное одним из крупнейших специалистов в области маркетинга Ф.Котлером, профессором Северо - Западного университета США. Он определяет маркетинг как "вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена". Одна из последних трактовок понимания маркетинга, наиболее полно отражающая его современное содержание - "Маркетинг - это упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирование рыночной деятельности".

Маркетинг можно определить как научно-прикладную дисциплину, как вид профессиональной деятельности, как систему управления, как образ мышления, стиль поведения, комплекс конкретных функций и т.д.

Маркетинг динамичен, изменчив в зависимости от сферы своего применения, времени действия, параметров окружающей рыночной среды, интересов целевых потребительских групп.

В настоящее время все ведущие фирмы развитых стран имеют в своем составе отделы. Действует большое количество специализированных государственных и частных организаций, изучающих проблемы маркетинга. В США, ряде западноевропейских стран, Японии имеются национальные ассоциации маркетинга, членами которых являются представители высшей и средней администрации промышленных и торговых компаний, работники правительственных организаций, ученые. Кроме того, существуют международные организации - Европейский комитет маркетинга (Europen Committee of marketing) и Международная организация маркетинга (International marketing Association).

Маркетинг - любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т.е. удовлетворению потребностей в соответствии с тщательным спросом.
Исходная идея, лежащая в основе маркетинга - идея человеческих нужд.
Нужда - чувство ощущаемое человеком нехватки чего-либо.
Потребность - надобность, нужда чего-либо, требующая удовлетворения.
Таким образом, цель маркетинга - удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом.

К глобальным целям маркетинга как составной части рыночного механизма относятся:

1. Обеспечение оптимальной пропорциональности между спросом и предложением продукции определенного вида и ассортимента, благодаря гибкому реагированию на его динамику и маневрированием имеющимися ресурсами.

2. Формирование системы договорных и рыночных отношений со всеми элементами и структурами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

3. Воздействие на производственный процесс с целью стимулирования, обновления и совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции.

4. Активный поиск новых рынков сбыта (рыночных сегментов, окон, ниш), расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической эффективности рыночных отношений.

5. Сделать рынок упорядоченным (подчиняющимся определенным правилам), "прозрачным" (позволяющим оценить его состояние, параметры и тенденции развития) и предсказуемым (обеспечивающим возможность прогнозирования его изменения).

Цели маркетинга определяют и его основные принципы.
Маркетинг - как магистральная хозяйственная функция, базируется на следующих принципах:

1) Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, конъюнктуры рынка.
2) Создание условий для максимального приспособления производства товаров или услуг к требованиям рынка, исходя из долгосрочных перспектив.
3) Целенаправленное воздействие на рынок, покупателя.
4) Долговременный характер целей, особое внимание к прогнозным исследованиям.
5) Нацеленность на ярко выраженный коммерческий результат.

Понятие маркетинга имеет двоякий смысл: как одна из функций управления и как концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночной экономики.

Маркетинг осуществляет определенный набор функций, которые позволяют фирме выполнять полный цикл маркетинговой деятельности.  
 

Функции:

1. Аналитическая - комплексное изучение и прогнозирование рынка, его требований, так и всей внешней по отношению к фирме среде.

2. Производственная - реальная оценка фирмой своих производственно - сбытовых, экспертных и иных возможностей.

3. Сбытовая или функция продаж - проведение ценовой и товарной стратегии, управление ассортиментом товаров и услуг, исходя из требований рынка и потенциала фирмы, формирование спроса и стимулирования сбыта (Фосстис), планирование и организация спроса.

4. Функция управления и контроля - управление маркетинговой деятельностью и контроль за ней, планирование ценовой и товарной политики.

Таким образом, можно сформулировать функциональное определение маркетинга, которое складывается из управленческой деятельности, процессов регулирования некоторых рыночных процессов и изучения рынка.

Маркетинг - система управления рыночной деятельностью, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.

Все предприятия выполняют функции управления, но это еще не значит, что они руководствуются маркетингом как философией бизнеса.
Концепции маркетингового управления бывают различными.
Можно выделить четыре подхода в управлении маркетингом, которые представляют собой своего рода философию бизнеса.

1. Концепция совершенствования производства - покупатель предрасположен к доступным товарам. Задача фирмы состоит в совершенствовании экономической эффективности производства и снижение цен или тарифов на услуги.
2. Концепция совершенствования товара - покупатель склонен приобретать качественные товары. Здесь фирма заботится о повышении качества товаров или услуг.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий - для приобретения товаров необходимо стимулирование сбыта.
4. Концепция по выявлению нужд и запросов целевого рынка и обеспечение их желаемое удовлетворение более эффективными, чем у конкурентов способами.

Важная роль в маркетинге принадлежит государственной деятельности и общественным формам производства. Государство выступает гарантом прав участников рыночного процесса, осуществляет арбитраж и судебную защиту, издает законы и др. акты, контролирует качество товаров, и т.д.
Потребители могут объединяться в общества защиты собственных прав. Это движение получило название консьюмеризма (consumer-потребитель), обладает значительным влиянием. Его должно поддерживать государство (еще в 1985г. ООН приняло резолюцию о защите прав потребителей). В России принят закон о защите прав потребителей и другие акты, поддерживающие консьюмеристское движение.

Консьюмеризм - организованное движение населения, поддерживаемое государством, в защиту и за расширение прав потребителей.

Различают три уровня маркетинга:

Первый - микро маркетинг, т.е. рыночная деятельность отдельного предприятия (фирмы, компании), в том числе внутренний маркетинг - организация деятельности персонала собственной маркетинговой службу и внешний маркетинг - доведение товара до потребителя, организация связи с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка.

Второй - макро маркетинг, т.е. участие государственных учреждений, отраслевых и региональных структур в управленческой, регулирующей исследовательской деятельности в рыночной сфере.

Третий - глобальный или международный - деятельность на внешнем мировом рынке, внешняя торговля (особая форма - мега маркетинг, т.е. деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-либо страны).

Эффективность маркетинговой деятельности оценивается поэтапно: на стадии планирования маркетинговой кампании - с целью предварительной оценки возможной эффективности маркетинговых мероприятий и на стадии закрепления реализации маркетинговой кампании - как оценка фактического итога проделанной работы. Текущий контроль (мониторинг) за осуществлением запланированных маркетинговых мер во всем их многообразии и комплексности дает возможность по ходу реализации вносить определенные поправки и коррективы в маркетинговую деятельность, что также способствует общему повышению результативности проводимых мероприятий в области сбыта и производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.