Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы социального государства




Понятие «социальное государство» ввёл в науку знаменитый немецкий государствовед и экономист Лоренц фон Штейн в 1850 году. Его теория сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Определяя суть социального государства, Штейн выработал его критерии:

во-первых, оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной личности благодаря своей власти;

во-вторых, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, т.к. развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

Основы современной теории социального государства были заложены классиком либерализма Дж. С.Миллем во второй четверти XIX века (быстрое развитие социалистического и рабочего движения во всём мире). Милль в своих работах указывал, что экономические явления, с одной стороны, и социально-политические, с другой, взаимообусловлены. Поэтому успешное экономическое развитие предполагает глубокую социальную трансформацию, возможность превращения капиталистического государства в социальное. Если законы производства основаны на рыночных принципах, то законы распределения создаются самими людьми, поэтому они могут и должны меняться в соответствии с требованиями социальной справедливости, высшими общественными задачами. Именно эта идея стала стержнем социального государства. Согласно Миллю, основой социального государства является взаимное признание права на существование и развитие в общественных интересах предпринимательства и рабочего движения, их политических и экономических организаций. Реформистское рабочее движение уже не рассматривало частную собственность как институт, который необходимо уничтожить. Социальное же государство создавало необходимую систему защиты жизненных интересов большинства населения.

Реальная практика становления социальных государств опирается на прочный нравственный фундамент, зародившись в странах с глубоко укоренившейся протестантской этикой. Один из крупнейших теоретиков социальной рыночной экономики В. Ойкен подчёркивал, что «решение социального вопроса является проблемой общественной морали».

Классовое расслоение общества, социальный антагонизм между рабочими и буржуазией вызвали необходимость формирования новых теоретических поисков. Теория марксизма (леворадикальный путь) – социалистическая революция, практика социалистического строительства.

Концепции постепенного совершенствования, эволюции буржуазного общественного строя, в том числе посредством создания социального государства (социал-реформистский путь) – практика социально-экономических и политических реформ.

Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы. Наиболее радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 году немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций.

Появление термина «социальное государство» изменило природу понимания государственности и отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе. Всё перечисленное можно определить как приобретение государством нового качества – социального государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.