Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Основные этапы становления и развития социального государства в странах западной Европы и России




В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 году вводит пособие по болезни, а в 1910г. – обязательное пенсионное страхование. Социальное страхование от несчастного случая появляется в Австрии в 1887 г., во Франции – 1898 г., в Норвегии – в 1894 г., Новой Зеландии – в 1900 г., Швеции – в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции – в 1891 г., в Норвегии – в 1909 г.

Правовые основы социального государства.

Исторически сложилось так, что конкретные практические меры по социальному реформированию, по реализации идей социальной справедливости начались на основе либеральных идей. Их целью было создание нового типа социально связанного в своей деятельности государства.

Новые атрибуты, появившиеся у социального государства, могут рассматриваться как первичные критерии выделения социального государства из ряда других государств.

Первая мировая война, порождённые ею массовые нарушения прав человека, обострение социальных противоречий, безработица, нищета способствовали развитию социальных конфликтов, переросших в волну революций. Следствием этого явилось широкое общественное движение за радикальное переустройство социальных отношений во многих странах мира, произошедшие социальные революции в России, конституционные реформы и сопутствующие им социальные преобразования в Германии, Австрии, Франции, Испании и ряде других стран. В 1919 г. пенсионное обеспечение было введено в Италии, в 1927 – в Канаде, в 1935 – в США. В 1930 году введено страхование от несчастных случаев в США и Канаде, пособие по безработице во Франции.

Практически одновременное, в течение менее двух десятков лет, возникновение атрибутов социального государства в разных странах с весьма различным уровнем общественно-экономического и политического развития свидетельствует о том, что социальное государство является продуктом не специфических условий отдельно взятой страны и социальных революций, а итогом цивилизационного развития.

С 70-х годов XIX столетия до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах.

Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. и Вторая мировая война. «Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства.

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 года британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватило бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития в послевоенной Германии.

Качества основных, закреплённых на конституционном уровне, прав, социальные права приобрели в 1917 году. Политическая Конституция Мексиканских соединённых штатов закрепляла не только широкий перечень личных и политических прав, но и предусматривала достаточное многообразие социальных прав. Наряду с правами в области охраны труда, были декларированы: право на бесплатное образование, предоставляемое государством; право любого лица на охрану здоровья и другие. Однако положительные стороны подобного отношения законодателя к социальным правам натолкнулись на невозможность их реализации в силу отсутствия экономических гарантий, столь необходимых для «реальности» социальных прав.

Идеи марксистской социальной государственности, которые исходят из принципа всеобщего равенства, в России были впервые законодательно закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. В первом её разделе была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества». (Советские Конституции. Справочник. М., 1963, с. 129)

Идеи либеральной социальной государственности впервые получили законодательное закрепление в Конституции Веймарской республики, принятой 11 августа 1919 г., определившей «Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного человека существования».

После Второй мировой войны во многих странах начался период глубоких социальных преобразовании, вызванных стремлением людей восстановить справедливость, свободу, равенство, т.е. ценности права, предоставить всем и каждому широкий круг прав и свобод человека и гарантировать их правовую и социальную защиту через становление механизмов в международном и национальном законодательстве.

Его содержанием стала активная разработка целостной концепции социального государства в Италии, Германии, Великобритании, США. В этих странах был принят ряд законов, регулирующих общественные отношения в сфере социальной защиты, социального обеспечения и социальной помощи населения. Начинается повсеместное возведение социального государства в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства.

Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было закреплено в ст. 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством» (Конституции государств Европейского Союза, 1997, с.187)

Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1858 г. «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой» (Там же, с. 665).

В несколько иных терминах положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2, «Республика признаёт и гарантирует неотъемлемые права человека – как частного лица, так и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности» (Там же, с.423).

В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение. Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены Конституцией Швеции 1974 г. (с. 701). После свержения диктаторских режимов и установления демократии Португалия провозгласила себя в 1975 г. - суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества (с.521)., а Испания в 1978 г. правовым демократическим социальным государством (Там же, с. 371), а

Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы. Так, например, согласно своим конституциям, «Румыния является правовым, демократическим и социальным государством», а «Республика Польша – демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости (с. 8).

Конституционное закрепление обязательств государства перед гражданами в социальной сфере – достижение не только европейских стран. Так, даже раньше, чем в ФРГ, в Конституции Японии 1947 г. в ст. 25 было провозглашено «Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъёма и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья» (Конституции зарубежных государств, 1996, с. 295).

Таким образом, ко второй половине XX в. идеи и принципы «социального государства» были закреплены в конституциях многих государств, социальные права человека были не только провозглашены, на и был определён порядок и механизм их реализации в национальном законодательстве различных государств.

В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.