Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство. Государство – это особая политическая организация, использующая право, аппарат управления и принуждения

Государство – это особая политическая организация, использующая право, аппарат управления и принуждения, придающая своим велениям общеобязательный характер для населения всей страны на закрепленной за ним территории.

 

Признаки:

1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2. система налогов, податей,

3. население

4. территория

5. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

6. монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

7. суверенитет (внутренний и внешний)

 

Функциями государства называются основные, социально значимыенаправления его деятельнос­ти, выражающие сущность государства и соответ­ствующие главным задачам определенного истори­ческого этапа развития общества.

 

Функции государства неравны его задачам

 

 

┌────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА │

└────────────────┬───────────────────┘

┌────────────────────────┼───────────────────────────┐

┌────────┴───────────┐ ┌──────┴──────────┐ ┌─────────┴───────┐

│ В зависимости │ │ В зависимости │ │ В зависимости │

│от продолжительности│ │ от значимости │ │ от сферы │

│ действия │ │ │ │ осуществления │

└─────────┬──────────┘ └───────┬─────────┘ └─────────┬───────┘

│ │ │

┌─────┴─────┐ ┌────┴─────┐ ┌─────┴─────┐

┌─────┴────┐ ┌────┴────┐ ┌────┴───┐ ┌────┴─────┐ ┌────┴────┐ ┌────┴────┐

│постоянные│ │временные│ │основные│ │неосновные│ │внутренние│ │ внешние │

└──────────┘ └─────────┘ └────────┘ └──────────┘ └─────────┘ └─────────┘

 

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ├───────┐

│ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА │ │

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────────────────────┐ │

│ оборона страны ├──────────────┤

└──────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────────────────────┐ │

│ обеспечение международного мира ├──────────────┤

│ и безопасности │ │

└──────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────────────────────┐ │

│ сотрудничество с другими государствами ├──────────────┘

└──────────────────────────────────────────┘

и другие

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ │

│ СОВРЕМЕННОГО ├──────┐

│ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА │ │

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Охрана прав и свобод человека и гражданина; ├──────────┤

│ обеспечение правового порядка │ │

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Экономическая ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Налогообложения ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Социальная ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Экологическая ├──────────┤

└─────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Культурная ├──────────┘

└─────────────────────────────────────────────────┘

 

и другие

 

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осу­ществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением

 

 

│ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО │

│ ПРАВЛЕНИЯ │

└────────────────┬────────────────┘

┌───────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌────────┴────────┐ ┌─────────┴────────┐

│ Монархии │ │ Республики │

└────────┬────────┘ └─────────┬────────┘

│ │

┌──────┴──────┐ ┌─────────────┼────────────┐

┌────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌────┴──────┐ ┌────┴────┐ ┌─────┴─────┐

│абсолютная│ │ограниченная│ │президент- │ │смешанная│ │парламент- │

│ │ │ (конститу- │ │ ская │ │ │ │ ская │

└──────────┘ │ ционная) │ └───────────┘ └─────────┘ └───────────┘

└────────────┘

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаками монархической формы правления яв­ляются:

1) существование единоличного главы государ­ства, пользующегося бессрочной пожизненной влас­тью;

2) наследственный порядок преемственности вер­ховной власти;

3) юридическая независимость и безответствен­ность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному завере­нию подписью премьер-министра (реже одного из ми­нистров), ответственного за исполнение данного за­кона.

Абсолютная монархия — это такая форма мо­нархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

Дуалистическая монархияэто переходная форма монархии, при которой власть монарха огра­ничена парламентом в законодательной области Монарх как правило глава правительства, которое ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент.

Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной - правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законода­тельная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом,

но не использует его. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Республикой на­зывается форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, изби­раемыми населением на определенный срок.

Как форма правления республика характеризует­ся несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип при­нятия решений;

3) все высшие органы государственной власти из­бираются населением или формируются парламен­том (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разде­ления властей, четком разграничении их полномо­чий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип от­ветственности).

Президентская республикаэто такая форма республики, при которой во главе государства сто­ит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы го­сударства и главы исполнительной власти. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним.

Парламентская республика — это такая фор­ма республики, при которой во главе государст­ва стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламен­том и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. Президент избирается парламентом и осуществляет «церемониальные» функции. Правительство ответственно перед парламентом.

Смешанная (полупрезидентская) республикатакая форма республики, в рамках которой соче­таются и сосуществуют признаки парламент­ской и президентской республик. Россия Франция

 

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей

 

┌───────────────────────────────────────┐

│ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА │

└───────────────────┬───────────────────┘

┌───────────────────────┼─────────────────────────┐

┌─────────┴──────────┐ ┌──────┴───────────┐ ┌───────┴────────┐

│ Унитарное │ │ Федерация │ │ Конфедерация │

│ государство │ ├──────────────────┘ └────────────────┘

├────────────────────┘ │

│ │

│ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐

├─┤централизованное│ ├─┤территориальная│

│ └────────────────┘ │ └───────────────┘

│ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐

└─┤ децентрализо- │ └─┤ национально- │

│ ванное │ │территориальная│

└────────────────┘ └───────────────┘

 

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Признаки:

· Единая конституция

· Единая система налогообложения

· Административно территориальные образования не имеют самостоятельности в политической сфере

· Единая судебная система

· Как правило (но не обязательно)-однопалатный парламент

 

 

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности

Признаки:

· Субъекты федерации обладают определенной самостоятельностью

· Существуют два уровня государственной власти: федеральный региональный

· Двухуровневая система налогов: федеральные и региональные

· Субъекты федерации имеют право принятия своей конституции или устава

· Субъекты федерации могут создавать свои суды

· Почти всегда двухпалатный парламент

 

 

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфеде­рацию. Однако формально она не является государ­ством. Конфедерация — это постоянный союз суве­ренных государств, созданный для достижения ка­ких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной террито­рии — она состоит из территорий входящих в ее со­став государств. Субъекты конфедерации представ­ляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфеде­рация образует центральные органы, которые на­делены полномочиями, делегированными им госу­дарствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входя­щими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих госу­дарств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют не­посредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Граж­данство конфедерации отсутствует: каждое государ­ство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и еди­ная судебная система. Бюджет конфедерации форми­руется из добровольных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют.

 

Политический режим – совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти.

Политические режимы бывают демократическими и антидемократическими (тоталитарными и авторитарными).

1. Демократия (с греч. – власть народа) - политико-правовой, основанный на признании народа источником и субъектом влас­ти. Демократия может быть непосредственной(прямой)-это осуществление власти народа на выборах и референдуме, и косвенной (представительной) – осуществление власти народа через представителей (напрмер в парламенте).

Черты:

· свобода деятельности различных субъектов политической жизни

· признание и гарантирова­ние государством политических прав и свобод лич­ности

· политический плюрализм, под которым по­нимается наличие различных автономных социаль­но-политических партий, движений, групп, находя­щихся в состоянии свободной конкуренции

· выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям

· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

· невмешательство государства в частную жизнь граждан

· гласность в деятельности государства

· право меньшинства на оппозицию при подчи­нении решениям большинства;

· гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятствен­ного контроля за ними со стороны общества

Демократи­ческий режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значи­тельное место занимает средний класс.

 

 

Референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

 

Все остальные институты прямой демократии (на­пример, митинги, шествия, пикетирования и д-р.) имеют консультативное значение, но они также являются институтами демократии!!!

 

 

2. Авторитарный - политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.

Черты:

· Относительная свобода в культуре, искусстве, социальных отношениях, экономики и т.д.

· Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)

· Деятельность оппозиции запрещена

3. Тоталитарный режимэто политический режим, претендующий на полный контроль над лич­ностью со стороны, государства.

Черты:

· наличие единственной массовой партии, факти­чески сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обо­жествление лидера (Сталин, Гитлер).

· наличие официальной, господствующей в обще­стве тоталитарной идеологии, отступление от которой не допускается и карается.

· монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

· наличие мощного аппарата контроля и принуж­дения, массовый террор по отношению к так назы­ваемым «врагам народа»;

Некоторые ученые выделяют фашизм и нацизм видами тоталитарного режима.

 

 

Избирательная сис­тема

Избирательная сис­тема - порядок формирования выборных органов государства.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выбор­ных органов. Избирательное право может быть ак­тивным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть огра­ничено цензами. Цензы бывают возрастные, образо­вательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в изби­рательном округе).

 

 

Принципы избирательного права:

Всеобщее избирательное право — это право на участие в выборах всех граждан, достигших опре­деленного возраста (как правило, 18 лет), незави­симо от пола, расы, национальности и других фак­торов.

Прямое – голосование проходит непосредственно за определенного кандидата.

Равное – голос любого избирателя дает один голос кандидату.

Тайное – никто не обязан сообщать за кого он проголосовал.

 

Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосова­ния, при котором для получения мандата тре­буется собрать установленное законом большин­ство голосов.

Черты:

Создаются избирательные округа

Голосование идет за конкретного кандидата

 

 

2. Пропорциональная избирательная системаэто способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой парти­ей числу голосов

Черты:

Зачастую – избирательный округ-страна.

Голосование проходит за партию, а не за конкретных людей.

Чтобы победить, надо набрать не менее определенного числа голосов (напр., не ниже 7% от общего числа голосов).

 

3. При смешанной избирательной системе часть кандидатов избирается по пропорциональной, а часть - по мажоритарной.

 

Государственный аппарат:

Механизм (аппарат) государства — это систе­ма государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

 

Принципы построения:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;

3) принцип демократизма, позволяющий учиты­вать интересы большинства граждан государства;

4) принцип законности, означающий обязатель­ность соблюдения законов во всех звеньях государ­ственного аппарата;

5) принцип гласности, обеспечивающий откры­тость деятельности государственных органов;

6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высо­кий уровень решения важнейших вопросов государ­ственной жизни;

7) принцип федерализма (в федеративных госу­дарствах), обеспечивающий разграничение предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

 

 

Государственный орган – это единица построения государственного аппарата.

Любой государственный орган:

1. Обладает компетенцией- т.е. кругом вопросов и проблем которые он занимается, и полномочиями – т.е. что может делать орган для решения проблем.

2. Должен иметь, основанную на законе или др. нормативно-правовом акте структуру, закрепленные полномочия и компетенцию и пр.

3. Финансируется из бюджета

4. Наделен властными полномочиями и может применять принуждения.

 

Государственные органы реализуют свою компе­тенцию путем:

· из­дания нормативно-правовых актов.

· принятия правоприменительных актов.

· организационную деятель­ность государственного органа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лидерство. Культурно-идеологическую (политическая идеологоия, политическая культура) | Основы взаимозаменяемости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.