Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, объект и предмет теории управления




Менеджмент и деловая активность организации

Дополнительная

Основная

Литература

 

 

1. Бусыгин А.В. Менеджмент. М.: Дело и сервис, 2000.

2. Менеджмент / Под ред. Ю.В.Кузнецова, В.И.Подлесных. СПб.: “Бизнес-пресса”, 2001.

 

 

3. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте (пер. с англ.). М.: ДЕЛО, 1996.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: ИНФРА-М, 1999.

5. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (пер. с англ.). М.: ДЕЛО, 1996.

7. Саймон Г. А. и др. Менеджмент в организациях. М.: “Экономика”, 1996.

8. Смирнова В.Г. и др. Модульная программа для менеджеров. Часть 2. Организация и ее деловая среда. М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М.: “Интел-Синтез”, 1997.

 

 

 

 

 

 

Для достижения целей организации необходима скоординированность ее задач. Поэтому управлению отводится существенная роль в обеспечении функционирования организации. Управление представляет собой неотъемлемую часть деятельности человека, которая в той или иной степени нуждается в координации. Еще философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного уровня управления либо нарушение старшинства между людьми.

Английское слово “менеджмент” происходит от латинского слова “манус” – рука. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление – это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе менеджмент и управление определяются как слова-синонимы.

Вместе с тем следует отметить, что понятие “менеджмент” имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

1. Способ, манера общения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Особого рода умелость и административные навыки.

4. Орган управления, административная единица.

Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

В специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента в широком понимании этого слова: менеджмент как вид деятельности, как процесс, как категория людей, управляющих организацией и т.д.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие “менеджмент” как процесс достижения целей организации посредством труда других людей. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Таким образом, управление (менеджмент) – это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

“Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен” (Питер Друкер).

Элементы, составляющие процесс управления, называются функциями менеджмента. К ним традиционно относят следующие: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Кроме того, к этим четырем часто добавляют функцию координации (по Анри Файолю).

Планирование – функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

Организация (как функция менеджмента) – функция управления, занимающаяся формированием структуры объекта и обеспечением ресурсами, необходимыми для его нормальной работы, – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.

Мотивация – функция управления, связанная с активизацией работающих, и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль – функция управления, связанная с количественной и качественной оценкой и учетом результатов работы, на основании которой производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация – функция управления, связанная с достижением согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

В процессе управления любая организация может быть рассмотрена как система управления, имеющая управляемую и управляющую подсистемы (см. рис. 1), называемые также объектом и субъектом управления.

Субъектами менеджмента являются физические и юридические лица, а также группы физических лиц, обособленные функционально или посредством иных признаков, оказывающие то или иное влияние на процесс управления.

В свою очередь, объектами менеджмента является все то, на чем сосредоточено управленческое воздействие, включая деловую активность организации в целом, отдельные функционально-целевые направления активности организации, а также подконтрольные организации ресурсные единицы и их комплексы.

Категория “менеджер” распространяется на:

• руководителей линейного менеджмента: директоров, руководителей производственных подразделений среднего и нижнего звеньев управления;

• руководителей функционального менеджмента: заместителей директора. руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);

• организаторов определенных видов работ.

Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Подобное деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем.

Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством информации. Из объекта управления информация о ходе работ (для ее обозначения существует специальный термин “обратная связь”) поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.