Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция теоретических воззрений на социальную политику




Мыслители-теоретики задумывались над понятием социаль­ной политики еще тогда, когда явление, которое оно отражает, только формировалось.

Существенный вклад в разработку ее принципиальных основ внесла группа немецких исследователей, объединившихся в послед­ней четверти XIX столетия в «кружок по изучению социальной политики» («Verein hir Sozialpolitik»). Труды участников кружка спо­собствовали привлечению внимания общественности разных стран к проблемам государственного регулирования социальных болезней в рамках капиталистической системы. Этим они, в частности, отличались от наиболее догматических адептов марксизма, отрицавших значение социального реформизма и видевших решение социальных проблем исключительно в социальной революции, то есть в выходе за рамки капиталистической системы.

Тогда же были сформулированы некоторые принципиальные подходы к определению социальной политики. Хотя каких-то установившихся, общепринятых трактовок социальной политики не существовало (что характерно и для сегодняшнего дня), можно выделить те из них, которые были особенно распространены.

Первая — вытекала из этимологии понятия «социальный», который рассматривался в качестве синонима понятия «общественный». Тем самым термин «социальная политика» фактически приравнивался к «общественной политике», то есть на практике ко всему комплексу направлений общественного регулирования. Например, немецкий исследователь О. фон Цвидинек в своем классическом труде «Социальная политика» (изд. 1911 г.) определял ее как выражение «общественных действий по решению проблем, затрагивающих все общество». Предназначение социальной политики — «постоянно способствовать достижению целей общества»2. Социальная, или общественная политика как единое целое противопоставлялась политике частнопредпринимательской.

Вторая — исходила из того, что главным объектом социальной политики является рабочий класс, трудящиеся, занятые в общественном производстве. Социальная политика преследует цель улучшения положения рабочего класса посредством принятия и совершенствования трудового и социального законодательства. Социальное страхование трудящихся занимает важнейшее место в социальной политике. Инициатива исходит и от рабочего движения (партий и профессиональных объединений трудящихся), и от правящих кругов. При этом в одном случае преобладают социальные мотивы регулирования, тогда как в другом — политические (позднее и экономические). Социальная политика используется господствующими классами в качестве социального амортизатора массового недовольства, средства нейтрализации социалистических идей и крайнего радикализма в рабочем движении.

Третья — напротив, исходила из того, что главным объектом социальной политики являются бедняки или даже пауперы, деклассированные и нетрудоспособные члены общества. Основной мотив регулирования — их неспособность самостоятельно обеспечить себе источники сколько-нибудь приемлемого существования. Отсюда социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию.

Четвертая — основывалась на том, что социальная политика применяется в целях исправления негативных социальных последствий рыночной системы производства. Сфера применения политики ограничивалась главным образом процессами распределения доходов.

Пятая — касалась базовых характеристик социальной политики. Она рассматривалась как средство регулирования благосостояния преимущественно общественных групп в противоположность рыночному регулированию преимущественно индивидов. Принципу «каждый за себя» противостоит принцип «общество за всех», то есть принцип коллективной ответственности. При этом, вопреки второй и третьей концепциям, здесь речь идет не только об отдельных социальных категориях населения, но и о населении в целом.

Каждая из приведенных трактовок несет в себе значительную долю истины. Каждая содержит характеристики, действительно свойственные социальной политике. Каждая в той или иной степени не потеряла своей актуальности и по сей день. Но ни одна из них, взятая в отдельности, не является достаточной для понимания сущности социальной политики.

С течением времени ни сама социальная политика, ни ее понимание не остаются полностью неизменными. Масштабы государственного вмешательства в общественные процессы резко увеличиваются в условиях капитализма. Государственный сектор занимает монопольное положение при «социализме». Механизмы государственного управления диверсифицируются. Социальная политика выделяется из всего комплекса общественного регулирования как одно из его самостоятельных направлений, охватывающих своим непосредственным влиянием специфическую сферу человеческой жизни и деятельности.

Вместе с тем происходит расширение как объектов влияния, так и содержания социальной политики. Она не ограничивается отдельными категориями населения, например, только нетрудоспособными, либо только трудящимися. В качестве прямого объекта выступают жизненные условия практически всех демографических и социальных категорий.

Социальная политика все больше выходит за пределы корректирования негативных социальных последствий экономического развития. Она пытается предотвращать такие последствия. Это уже не только важнейшее орудие социальной амортизации, прямой социальной защиты населения. Социальная политика все больше сосредоточивается на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием как отдельных элементов, так и всей господствующей системы. В содержании социальной политики значительное место занимают, наряду с расширением «классической» перераспределительной деятельности, реализация относительно новых направлений типа обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости и заработной / платы и т. п. В результате, происходит совмещение различных трактовок социальной политики, их объединение в единое целое.

Что же конкретно подразумевается под социальной политикой? Прежде всего в нем проводится различие между собственно социальной политикой и отдельными социальными действиями общественных институтов, спорадическими проявлениями вмешательства государства в социальную сферу.

Если социальная политика в ее современном виде сформировалась в основном в нынешнем веке, то разрозненные социальные мероприятия издавна проводились различными общественными организациями типа местных сообществ, церкви, государственных органов, профсоюзов и т. п. Такие мероприятия принимали форму попечения, призрения, взаимопомощи и т. д. Вначале они касались преимущественно жертв чрезвычайных (стихийных и пр.) обстоятельств, бедняков, отдельных лиц, которые по тем или иным причинам были не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе источники существования и чье содержание фактически брало на себя общество. В XVII—XIX вв. были приняты первые законы о бедных. Характерным примером служит принятие Закона о бедных и создание работных домов в викторианской Англии (1834 г.).

Говоря нынешним прозаическим языком, в данном случае государство пыталось решить задачу политической стабильности. При этом оно применяло ненасильственные методы решения, прежде всего, в виде одноразового предоставления материальных благ терпящему бедствие населению.

Задача, преследуемая такими мерами, заключается в уменьшении масштабов нищеты, смягчении социальных последствий стихийных бедствий, нейтрализации массового недовольства населения, предотвращении его активных выступлений протеста и т. п. Характерной особенностью социальных действий подобного рода являлись их разрозненность, бессистемность, временный характер. Как правило, они принимались государством в прямой связи с необычайно резким обострением социальных проблем, способным нарушить относительную политическую стабильность.

По существу современная социальная политика выросла из таких действий. Радикальное изменение роли государства в общественном развитии наглядно проявилось и в социальной сфере. Эпизодическое, от случая к случаю, вмешательство, вызываемое чрезвычайными обстоятельствами, сменяется постоянным участием государства в ходе развития социальных явлений. Государственная деятельность становится органической частью этого процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.