Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм реализации социальной политики




Реализация данных функций требует определенною механизма. Не ставя цель его всестороннего и полного анализа, обозначим основные этапы (или технологические фазы) осуществления социальной политики.

Первый этап - этап объективной реальной оценки существующей ситуации. Именно на нем необходимо выяснить потребности, интересы, установки, социальные ожидания и т. д. объектов социальной политики. К сожалению, свертывание массовых социологических исследований из-за нехватки финансовых средств, искажение статистических данных и их неадекватность социальной действительности априори приводят к искажению реальной ситуации в обществе, и, следовательно, изначально закладывают неадекватность социальной политики.

На втором этапе происходит оценка возможностей субъектов социальной политики, их ресурсов.

Третий этап- это этап выбора конкретных целей и задач действий (стратегических и тактических), выделения среди них приоритетных.

На следующем, четвертом, этапе осуществляется выбор методов и способов решения поставленных задач. При этом еще раз уточняются материально-финансовые, организационно-правовые, социально-психологические возможности субъектов социальной политики, определяются дополнительные источники привлечения средств (технология фандрайзинга).

Пятый этап посвящен разработке конкретных видов предметно-практической деятельности субъектов социальной политики. Приступая к его реализации необходимо учесть постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности социальных групп, особенности регионов, специфику потребностей и интересов. Эти моменты делают актуальной проблему разработки, апробации и внедрения инновационных социальных технологий.

На шестом этапе происходит нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной задачи. Если речь идет о таком субъекте социальной политики как государство, то издается какой-либо нормативно-правовой акт в отношении новых видов социальной помощи.

Если это общественная организация, то она свою деятельность старается осуществлять в соответствии с уже имеющейся правовой базой или включается в законотворческий процесс. Примером может служить деятельность НКО по внедрению социального заказа.

На седьмом этапе создается административно-управленческое обеспечение, то есть формируется система управления ходом социального процесса.

Восьмой этап посвящен идеологическому объяснению и пропаганде выбранного курса среди населения.

Заключительный, девятый этап позволяет обеспечить контроль за социальной политикой, внести необходимые коррективы в предыдущие этапы.

Конечно, выделение этапов отражает механизм реализации социальной политики достаточно условно и схематично, но определенная логика процесса все-таки просматривается. При этом необходимо помнить и об объективных трудностях и противоречиях в реализации социальной политики, глубоких разрывов между поставленными задачами и возможностями по их решению (ухудшение материально-технической базы, дефицит кадров, финансов и т.п.).

Таким образом, рассмотрение некоторых аспектов социальной политики привело к пониманию сложности данного вида политики, слабой теоретической разработки ее сути.

Тем не менее, социальная политика имеет место в любом обществе, выполняет определенные функции, имеет свои цели, задачи, субъекты и объекты. Механизм реализации данного вида политики достаточно сложен и зависит от ряда объективных и субъективных факторов и условий.

Социальная политика реализуется через разработку социальной стратегии и социальных программ. При разработке конкретных стратегий и социальных программ должны учитываться следующие принципы:

1. государственное вмешательство должно соответствовать требованиям рынка и механизма цен должен работать при этом как сигнальное устройство

2. механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, которые предоставляются каждому человеку. Для такой системы социальной защиты необходимо разработать систему социальных нормативов, которые должны отражать условия труда и быта людей.

3. должен осуществляться дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности

4. система социальной защиты должна быть многоуровневой и интегрированной

5. стремление обеспечить стабильный уровень благосостояния населения не должен привести к «уравниловке», т.е. перераспределение не должно ориентироваться на уравнение всех, для того, чтобы стимулировать эффективность труда.

Можно выделить следующие способы воздействия социальной политики:

1. на доходы активной части населения - создание условий для оптимального использования рабочей силы; регулирование заработной платы; обеспечение занятости, законодательное определение условий труда и его охрана

2. на благосостояние общественных иждивенцев – путем перераспределения первичных доходов через систему социального обеспечения (т.е. через социальное страхование и общественное вспомоществование

3. воздействие на благосостояние всего населения через обеспечение доступа к социальным услугам. Организация производства этих услуг и обеспечение ими всех слоев населения на минимально гарантированном уровне

Характер социальной политики зависит от степени вмешательства государства в управление социальной сферой, в зависимости от этого все сложившиеся в различных странах типы социальной политики можно разделит на 2 группы:

1. «остаточная социальная политика» - социальная политика выполняет те функции, которые не может выполнить рынок – это ограниченная по своим масштабам и контингенту социальная политика, которая носит пассивный, компенсационный характер. Основа такой социальной политики – идея консерватизма – американская модель социальной политики – это точечная, адресная модель помощи нуждающимся.

2. институциональная социальная политика (при такой политике социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами во всех смыслах, это более конструктивная политика и ее основой является социально – демократическая теория и идеология. Она предусматривает определенные социальные стандарты для населения, стартовые условия создает государство – таковы, например, немецкая и шведская модели социальной политики).

Обе модели социальной политики различаются не отсутствием или наличием каких-то компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальную роль государства находится в диапазоне этих двух моделей социальной политики.

Исходя из практики стран с развитой экономикой, можно сделать выводы о роли и месте социальной политики в управлении государством[1]:

1. степень социальной поддержки населения, в первую очередь, касается предоставлению бесплатных или льготных благ и услуг.

2. существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства

3. общество всегда стоит перед выбором: либо рост личных доходов за счет низких доходов других людей, или повышение уровня удовлетворения потребностей на льготных условиях при росте налогов

4. идеология государственной политики в социальной сфере претерпевает циклические изменения, т.е. государство то расширяет воздействие на социальную сферу, то сокращает, предоставляя эту возможность гражданскому обществу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.