Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение мифологии и религии




Вопрос о соотношении мифологии и религии занимает заметное место в исследованиях как религиоведческого, так и мифологоведческого толка. Исходное соотношение мифологии и религии трактуется в двух основных вариантах:

Ø мифология в качестве некоего «протосознания» исторически предшествует религии, становление которой происходит позднее и во многом на мифологическом материале;

Ø религия первична по отношению к мифологии, последняя есть лишь компонент религиозного культа, либо может пониматься как сила из ранних форм религиозных верований.

Все остальные интерпретации, как правило, сводятся к этим двум.

Исследовать эту проблему можно, учитывая два требования:

ü исследовать мифологическое сознание, допуская специфику его оснований и наличие собственной логики функционирования, что позволяет проследить генезис мифологии, не забывая о ее взаимосвязи с религией, но и не растворяя ее в ней;

ü учитывать особенности той среды, в которой разворачивается бытие мифа.

Наконец, следует отметить, что связи мифологии и религии не исчерпываются ранней стадией истории человеческого общества, а существуют и сосуществуют на протяжении всего культурно-исторического процесса.

Если для мифологии характерна нерасчлененность мышления. Архаическая мифология не знает (и в этом ее принципиальное отличие от религии) противопоставление земного – «неземному», и видимого – «невидимому». В ней не обнаруживаются какие-либо персонажи или явления, стоящие за пределами человеческого, слитного с природным, в котором «профанное» и «сакральное», субъективное и объективное соприсутствует в нерасчлененной форме. Иными словами, мифологическое сознание исключает идею «сверхъестественного» как чего-то внеположенного человеческому бытию. Более того, все окружающее воспринимается через миф как сопричастное человеку, не распадаясь на поддающееся освоению и неподвластное.

Религия предполагает известную дифференцированность мышления, различение естественного и сверхъестественного, при обязательной вере в особую роль сверхъестественного в человеческой жизни. Наиболее существенной особенностью религии является удвоение мира, разделение его на «посюсторонний», естественный, и «потусторонний», находящийся за пределами человеческого бытия и разумного познания. Следствием такого удвоения становится вера в сверхъестественное, как нечто независящее от человека, непостижимое и неподвластное ему. Соответственно формируется и новый тип мировосприятия – обращение к сверхъестественному в попытке понять смысл и содержание земной жизни. Вера в сверхъестественную реальность меняет статус мифа. Он перестает быть универсальным способом освоения мира. Сверхъестественное требует в обращении с собой специфических средств контакта и взаимосвязи. Такими средствами становятся религиозные действия.



Обряд и ритуал сопровождали миф изначально как способ заставить человека «вспомнить» священную историю. Магический характер обряда предшествовал религии. Миф в этой связи может выступать в качестве текста, закрепляющего порядок ритуального действия и разъясняющего его смысл. Это означает, что он утрачивает самостоятельное значение и превращается в слепок с магического ритуала.

В таком контексте мифология рассматривается как свод сюжетов, составляющих религиозное учение, а сами вероисповедные идеи и образы воспринимаются как мифы. Иными словами, мифы становятся религиозными мифами. Характерным подтверждением является отождествление мифологического и религиозного в христианстве.

Изучение религиозных мифов подводит нас к проблеме становления и эволюции религиозного сознания. Мифология здесь служит первоначально ступенькой, моментом перетекания первобытного синкретического мышления в собственно религиозное. Догматы и вероучительные сюжеты можно рассматривать как «инфильтрацию» мифологического компонента в религиозное сознание, «свернутый» миф, а сами мифы – как своего рода культовый текст.

Со становлением религиозной формы сознания возникает новое измерение мифа – культовая мифология. Главная ее функция видится в утверждении конфессионально-определенных, закрепленных в вероучительной доктрине религиозных представлений. В ряде миф уже неотделим от культовых действий. Адапти­рованные к религиозному сознанию, мифы как бы растворяются в культе, выступают в роли ритуального «текста», закрепляя порядок действий и фиксируя их смысл. Если для архаической мифологии связь с ритуалом могла носить случайный характер и была вовсе не обязательна, то в религиях вероучение неотделимо от культовой практики. Усвоивший его человек должен лично участвовать в совершении обрядов или быть уверенным, что обрядность необходима.

Образность и эмоциональность мифа делают его весьма удобным для распространения вероучения, а символичность позволяет прибегать к различным интерпретациям.

Анонимность архаического мифотворчества уступает место в религиозной мифологии «авторскому подходу». Кроме того, в религиозных мифах уже явно присутствует элемент морализаторства, чего нет и быть не может в архаических мифах. Например, бог в религиозных мифах, безусловно, сакрален, он – носитель вечных ценностей, т.е. выступает как ярко выраженное этическое начало. Это особенно хорошо видно на примере христианской мифологии: в новозаветном мифе в центре стоит проблема личностного выбора (это проблема самосознания и этики, вместо бытия и космологии мифа). Религиозный миф отличается тем, что его персонажи исполнены глубоким мораль­ным содержанием. Бог или его аналоги в религиях — безусловно сакральны. Это — носители вечных ценностей с ярко выраженным этическим потенциалом. В отношениях людей к этизированному абсолюту возникает неизвестная древним мифам проблема выбора между приятием и неприятием. Ее решение, собственно, и форми­рует человеческое самосознание.

Вообще, религиозная мифология немыслима без заинтересованного участия в ее воспроизведении профессионалов – служителей культа. М.Вебер, говоря о возникновении религии, связывает ее с появлением священнослужителей.

В религиозной мифологии сакрализации подвергаются не только «действующие лица», но и сам миф. Он обретает догматический статус, вера в его истинность предполагает буквальное восприятие запечатленного в мифе сюжета. Как часть вероучения религиозный миф утрачивает гибкость и многовариантность повествования, какой-то мере присущие архаической мифологии.

С возникновением науки, философии и искусства миф утрачивает монополию на роль универсального и всеобъемлющего способа объяснения мира. В религиозном измерении он несет функцию истолкования культовых действий и мотивирует необходимость их выполнения верующими.

Таким образом, в религии происходит «обуздание» мифологии. Увязываясь с культом и религиозным вероучением, мифология получает конфессиональную определенность и регламентируется потребностями религиозной системы.

С мифологией религию связывают представления о божественном начале мира. Далее оба мировоззрения расходятся, поскольку религия опирается на этическое учение о началах добра и зла.





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.236.133
Генерация страницы за: 0.089 сек.