Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социологии религии




Тема 2. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ И ЕЕ МЕТОДЫ

Предмет социологии религии. Социология религии в системе научного знания. Принципиальные позиции светской социологии религии. Социология религии, теология и религиозная (конфессиональная) социология. Методы социологии религии.

Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и «разрешающей способностью» применяемых ею методов исследования. Этот образ отличается от того, каким видит и изображает религию психолог, философ или историк. Очевидно, что само определение религии, которое дает и из которого исходит социология, не может рассматриваться как исчерпывающее и достаточное для всестороннего видения такого сложного, многоликого явления, как религия.

Принятое в современной гуманитарии определение предметных областей дисциплин, занимающихся религией, основано на кри­терии их различения, введенном крупным немецким социологом И. Вахом [7]. И. Вах, авторству которого принадлежит первый в исто­рии науки учебник по социологии религии (опубликован в 1933 г.), предложил подразделять эти дисциплины на нормативные и историко-дескриптивные. К нормативным он отнес все те, которые со­средоточены на решении проблемы истинности доктринальных по­стулатов одной конкретной религии и ее преимуществ по сравнению со всеми прочими. Объектом таких дисциплин выступает лишь одна религия — христианство. Историко-дескриптивные науки о религии, согласно Ваху, занимаются изучением природы всех религий, их историко-культурного развития, роли и функций в жизни индивида и общества.

В соответствии с данным критерием теологию[8] и философию религии принято причислять к нормативным наукам, а психоло­гию, антропологию, социологию религии и религиоведение — к историко-дескриптивным.

Однако такое членение дает лишь весьма общее, приблизительное представление о специфике перечисленных дисциплин. Их радикаль­ное отличие проявляется в том, каким образом определяется ключе­вое для каждой из них понятие «религия», а также той суммой во­просов, решая которые они могут объяснить содержание отношений «религия — общество».

Применительно к социологии религии как научной дисципли­не можно признать, что религия выступает ее предметом лишь в той мере, в какой религия проявляет себя в качестве посюстороннего фе­номена, неотъемлемой составляющей повседневного опыта, а также особого способа индивидуального и общественного познания мира и самопознания, и может быть описана и проанализирована в кон­тексте специфических для нее институтов, организаций и движений.

Проблемный исток социологии религии можно сформулировать следующим образом: если социальное рождается во взаимоотношениях людей, в формах их связи друг с другом и мотивом его возникновения являются чисто человеческие потребности, то, как объяснить, что религиозная деятельность, понятая как деятельность социальная, имеет своим предметом и мотивом иррациональное, потустороннее?Социология религии и возникает как объяснение не только и не столько «внешних» форм религиозной деятельности, сколько как понимание социальной обусловленности возникновения и функционирования форм этой деятельности и сознания. Это означает, что религиозная деятельность, понятая как деятельность социальная, своим предметом и мотивом имеет иррациональное, потустороннее. Религия как форма связи со сверхъестественным является превращённой формой общественного (социального).

Центральным для социологического изучения религии выступает во­прос, поставленный впервые М. Вебером: каким образом религия, реальность и цели которой лежат за пределами повседневного, отри­цающая и критикующая мир, обнаруживает совершенно отчетливые измерения — социальное, политическое и экономическое — и своим социокультурным развитием и закреплением способствует стабили­зации общества.

Социолог имеет дело с религией как социокультурным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическими методами исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют и религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий.

Предмет социологии религии составляют:

1. исследование религиозной подсистемы общества, ее структуры,

2. интерактивного, организацион­ного и коммуникативного уровней функционирования,

3. выяснение ее связи с другими подсистемами общества (семья, политика, экономика, наука, право, искусство), их взаимовлияния и степеней автономности,

4. социальные функции религии.

Социология религии входит в число субдисциплин социологии, активно использует общесоциологические теории и концепции, а также социологические методы эмпирического исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.