Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Социальные концепции мировых религий




Социальная доктрина католицизма: история и современное состояние [82].

Из всех христианских конфессий Католическая церковь обладает наиболее развитым социальным учением. Это обусловлено тем, что она имеет обширный опыт выполнения светских функций в период Средневековья, а позднее и взаимодействия с обществом и государством в условиях демократии.

Разумеется, основной источник социального учения для любой христианской церкви – Библия. Наряду с Библией важнейшими источниками современного католического социального учения являются решения II Ватиканского Собора, папские энциклики, труды теологов.

Принципиальное положение католической социальной доктрины – признание прав и свобод личности, их естественно-правового основания. Папы одними из первых, в первой трети XX века, признали второе поколение прав человека - блок социально-экономических прав. Признание первого поколения прав человека – политических и гражданских – далось церкви гораздо труднее. Важнейшие вехи их признания – II Ватиканский Собор и деятельность Иоанна-Павла II, которого часто называют «Папой прав человека».

Естественные права в трактовке католичества состоят из двух «поколений» прав – возникших до грехопадения, при творении человека (напр., право на жизнь), а также в результате грехопадения (напр., право частной собственности). Установление свободы совести также является требованием естественного права. Ее основа – в природе личности, дарованным ей Богом достоинстве, разуме, воли. Учение о свободе личности предопределяет специфику отношений Католической церкви к обществу и государству. По мнению Иоанна-Павла II «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ»[83] Отношение Католичества к государству и обществу базируется на принципах солидарности, общего блага и субсидиарности[84]. Проявлениями данного принципа являются разрешение социально-экономических проблем, справедливое распределение благ и оплаты труда. Принцип субсидиарности нацелен на защиту автономии личности, семьи, частных объединений граждан от вмешательства общностей более высокого уровня. В соответствии с данным принципом общности более высокого уровня должны выполнять лишь те задачи, которые общности более низкого уровня выполнить не могут, а также помогать им координировать действия с другими общественными институтами.

Функции и природа государства и церкви различны. Одинаково неприемлемы христианскому учению и обожествление государства, и теократия - обоснование передачи церкви каких-либо функций светской власти. Отметим это особо, так как критики очень часто обвиняют католицизм в том, что он долгое время претендовал на прерогативы светской власти. Поэтому признание прав личности и отказ от претензий на светскую власть были важнейшим шагом в развитии католического социального учения.

В то же время государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям признается Католической церковью, но с существенными оговорками. Должны быть исчерпаны все правовые способы борьбы с произволом властей, в том числе и международные. Приоритет отдается мирным способам протеста. Подчеркивается, что необходима разумно обоснованная вероятность успеха восстания, так как попытка свержения диктатуры без серьезных шансов на успех только приведет к ожесточению диктатора. Основным принципом правового статуса Католической церкви в ряде стран Европы (Италия, Испания, Польша и др.) является предоставление ей правового статуса корпорации публичного права, а иным конфессиям – частного объединения.

Опыт Католической церкви показал, что признание демократических ценностей способствовало становлению светского демократического государства в европейских странах и в то же время позволило по-новому раскрыть потенциал Католичества.

 

Социальные взгляды Русской Православной Церкви: эволюция и современное состояние.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года.

Оглавление

 

- Основные богословские положения

- Церковь и нация

- Церковь и государство

- Христианская этика и светское право

- Церковь и политика

- Труд и его плоды

- Cобственность

- Война и мир

- Преступность, наказание, исправление

- Вопросы личной, семейной

и общественной нравственности

- Здоровье личности и народа

- Проблемы биоэтики

- Церковь и проблемы экологии

- Светские наука, культура, образование

- Церковь и светские средства массовой информации

- Международные отношения.

Проблемы глобализации и секуляризма

 

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (принят на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в Москве, 13 - 16 августа 2000 года), излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

 

Социальная программа российских мусульман

Социальная программа российских мусульман[85] обладает рядом неоспоримых достоинств и заслуживает внимания - хотя бы уже потому, что мусульмане являются вторым по численности религиозным сообществом России. Кроме того, в сферу общественного интереса попадают преимущественно проявления исламского фундаментализма, позиция же респектабельных исламских организаций известна обществу недостаточно хорошо. Поэтому рассмотрение позиции российских мусульман по ключевым проблемам общественной жизни представляется актуальной задачей.

В своей практической деятельности Совет муфтиев России ориентируется на свободное социальное служение. В Социальной программе подчеркивается значение прав и свобод личности, светского характера государства и государственной системы образования. Ради приобретения привилегий многие религиозные объединения в настоящее время стремятся к союзу с властью и готовы примириться с особыми привилегиями РПЦ, закрыть глаза на проявления религиозной нетерпимости, в том числе и в отношении своих единоверцев. В этих условиях позиция Совета муфтиев России, выраженная в Социальной программе, заслуживает самого серьезного внимания.

Данный документ примечателен, в частности, своей терпимостью к идеологическому многообразию ислама суннитского толка, преобладающего в России. Социальная программа толерантна также и к инаковерующим и инакомыслящим. В разделе 6 программы «Отношение мусульман к представителям других религий» сказано: «изначально отношение мусульман к представителям других религий определяется не субъективными чувствами человека, а волей Всевышнего Аллаха, защищающего всех Своих рабов от принуждения в вопросах веры». Веротерпимость трактуется как важнейшее проявление принципа справедливости – «социально-нравственного принципа, лежащего в основе поведения каждого мусульманина». Мусульмане приобретают право на «адекватные действия» в отношении иноверцев лишь в случае посягательств со стороны последних на свободу совести мусульман, при этом безусловный приоритет имеют мирные переговоры.

Прозелитизм[86] в Социальной программе понимается как «использование мер давления на человека с целью его перехода из другой религии в свою общину». Как видим, такое понимание прозелитизма расходится с представлением о нем Русской Православной церкви, считающей проявлением прозелитизма любой переход человека, проживающего на канонической территории Русской Православной церкви, в иную конфессию, если она не является для данного человека традиционной национальной религией. Однако ни одна конфессия не может согласиться с таким толкованием прозелитизма, поскольку оно полностью исключает свободную деятельность на территории России иных религиозных объединений помимо Русской Православной церкви.

В Социальной программе отсутствуют положения о необходимости борьбы с «тоталитарными сектами», «оккультными группами», иными «нетрадиционными» вероучениями. Это связано с пониманием значимости свободы совести и недопустимости монополии какого-либо вероучения. В то же время социальная программа содержит категорическое осуждение «псевдомусульманского экстремизма» и попыток привязать его к подлинному исламу. В заявлении Совета муфтиев России от 30 июня 2000 г. сказано, что использование ислама с целью оправдания преступлений является грехом и кощунством. В этом заявлении осуждаются все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме ваххабизма.

Авторы Социальной программы очень высоко оценивают значение прав и свобод личности. Источник прав и свобод – «прямая воля Всевышнего творца, а не субъективные желания и чувства или человеческие сочинения». Права и свободы личности не могут быть отменены земными властями, так как воля Аллаха «вечна и неизменна, и никто из людей не вправе нарушать ее». В то же время права и свободы не могут рассматриваться вне понятия вечной жизни, «как средство достижения благ земной жизни». Они устанавливаются Всевышним как «необходимое и позитивное средство достижения счастья в вечной жизни». Божественное откровение - одно из средств их утверждения.

Праву на свободу совести и на свободу вероисповедания придается очень важное значение. Оно понимается как «необходимое условие и средство добровольного вверения себя Единственному Богу». Подчеркивается, что право на свободу совести и на свободу вероисповедания необходимо для мусульман, проживающих и в мусульманских, и в немусульманских странах. Такое отношение к свободе совести основывается на убеждении, что религия и насилие – вещи несовместимые. Принудительное обращение в веру невозможно. Наказание неверующих находится вне компетенции земной власти и является исключительной прерогативой Аллаха.

Также в Социальной программе упоминаются право на жизнь, честь и достоинство, право на имущество, право на равенство и запрещение всех форм дискриминации и ряд других. Свобода, равенство и братство утверждаются не только как личные добродетели, но и как обязательные социальные нормы. Это проявляется в том, что нет «исключительного, богоизбранного» народа. Все народы и люди равны в земной жизни, независимо от их отношения к исламу. Приводятся важнейшие в современных условиях для России и всего мира слова пророка Мухаммеда: «Не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости, и не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью, и не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости». Тем самым дается однозначная оценка самоубийцам – «шахидам», с которыми, к сожалению, столкнулась и Россия.

В дальнейшем в Социальной программе подробно раскрывается толкование термина «джихад». С арабского он переводится как «усердие в вопросах веры». Наряду с «джихадом меча», то есть вооруженной борьбой, существуют и иные разновидности джихада – «джихад руки» как предотвращение правонарушений, «джихад сердца» как борьба с собственными греховными устремлениями, «джихад пера» как религиозная проповедь. За исключением первой формы джихада иные его формы признаются «личным делом и религиозным долгом верующего» и реализуются в рамках законодательства. Объявление «джихада меча» - это объявление войны, которое является исключительным полномочием государства. Поэтому объявление священной войны разного рода экстремистскими группировками не признается большинством российских мусульман.

В соответствии с традициями мусульманского богословия основой государства и законодательства в Социальной программе считается общественный договор. Цель государства и законов – защита прав и свобод граждан, установление справедливости и законопослушания. Государство и законы – не самоцель, а средство достижения общего блага. Формы проявления общественного договора, приветствуемые мусульманами, в частности, следующие: консультации власти и представителей исламских организаций России, их сотрудничество по общественно-значимым вопросам, в том числе содействие подготовке молодежи к службе в армии, борьбе с наркоманией и алкоголизмом.

В целом положения Социальной программы нацелены на реализацию права каждого на свободу совести и обеспечение светского характера государства, достижение межрелигиозного мира в России. Безусловным достоинством документа является признание института прав и свобод личности, конституционного принципа светского характера государства, причем не просто формальное признание, а признание всех их основных требований. В условиях становления светского государства в России и сдержанного отношения многих религиозных объединений и граждан к свободе совести и принципу светского характера государства это очень важный сигнал для общества. Если сами религиозные лидеры отстаивают ценность свободы совести и светского характера государства, то и всему обществу стоит обратить более пристальное внимание на обеспечение этих положений на практике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.