Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дорожно-строительных материалов и изделий




ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

 

4.1. Состав и свойства материалов для дорожно-строительных и ремонтных работ должны на момент их использования соответствовать указанным в проектной документации стандартам, техническим условиям и нормам и иметь, как правило, сертификаты качества, включающие показатели экологической (санитарной) безопасности.

Новые (в том числе ввозимые из-за рубежа) материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими СНиПами, ГОСТами, техническими условиями и другими нормативными документами, могут применяться после подтверждения их пригодности и оформления специального технического свидетельства согласно «Правилам подтверждения пригодности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.97 г. Техническое свидетельство выдается при наличии заключений органов государственной санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора и экологического контроля, удостоверяющих соответствие новой продукции требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды.

 

4.2. Предприятия стационарного и передвижного типов по производству дорожно-строительных материалов и изделий должны удовлетворять государственным и отраслевым экологическим и санитарным требованиям к промышленным предприятиям. Учет и контроль выбросов, сбросов и иных воздействий на окружающую среду ведутся с помощью экологических паспортов, разрабатываемых в соответствии с ГОСТ 17.0.04-90 для каждого предприятия промышленного типа. Необходимые для экологического контроля данные о работе передвижных (временных) установок, агрегатов и устройств включаются в состав экологического паспорта строительной организации.

 

4.3. При проектировании производства дорожно-строительных материалов и установлении технических регламентов должны быть определены предельные допустимые выбросы (ПДВ) или согласованы с природоохранными органами временно согласованные выбросы (ВСВ) для каждого вида производства. Следует учитывать, что при отсутствии соответствующего оформления плата за выбросы взимается по многократно увеличенным нормативным тарифам.

Разработка ПДВ и ВСВ выполняется специализированными отраслевыми учреждениями в соответствии с действующими нормативными документами (см. прил. 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

 

4.4. При разработке проектов организации строительства и проектов производства работ необходимо учитывать основные направления воздействия на окружающую среду от приготовления дорожно-строительных материалов и изделий (табл. 4.1).

Таблица 4.1

 

Вид производства Основное воздействие на окружающую среду
Карьеры камня, гравия, песка Изъятие территорий, изменение гидрологического режима местности, прокладка подъездных дорог
Дробильно-сортировочные предприятия Шум, запыленность воздуха, наличие загрязненных стоков, потребление воды
Базы по приготовлению эмульсий, вяжущих Загрязнение атмосферы, опасность загрязнения поверхностных стоков
Базы по приготовлению асфальтобетонных смесей Загрязнение атмосферы газами, пылью; опасность загрязнения поверхностных стоков
Предприятия по выпуску цементобетона Потребление воды, наличие загрязненных сбросов
Ремонтно-механические и автотранспортные предприятия Загрязнение поверхностных и технологических стоков, выбросы в атмосферу

 

4.5. Дробильно-сортировочное производство минеральных материалов должно быть обеспечено оборотным водоснабжением. Сброс отработавших вод в водоемы допускается после их отстоя и доведения до уровня требований к водоемам соответствующих категорий. Дробильно-сортировочное оборудование следует снабжать устройствами для изоляции очагов пылеобразования, увлажнения материалов, применения водяных завесов. Транспортирование исходных компонентов и готовых материалов в сухом виде, как правило, должно осуществляться транспортными средствами, снабженными приспособлениями для укрытия груза.

 

4.6. Предприятия по производству смесей с вяжущими материалами и дорожных бетонов, а также необходимые для этого склады следует размещать на специально отведенных площадках с подъездными путями и подводкой энергетических и иных коммуникаций. Площадки должны иметь вертикальную планировку и водоотводные устройства для защиты от внешних стоков, для сбора и направления на очистку (в отстойники) стоков с территории. Отстойники должны быть локализованы в строго определенных границах; следует принять меры к предотвращению фильтрации загрязненных вод в почву, недра, горные выработки, выходу на земную поверхность и в водные объекты.

 

4.7. Асфальтобетонные и другие установки для приготовления смесей минеральных материалов с органическими вяжущими надлежит оборудовать эффективной системой пылегазоочистки, обеспечивающей соблюдение предельно допустимых выбросов в атмосферу, согласованных с органами санитарного надзора. Установленные пылегазоочистные системы должны работать бесперебойно. Их снятие или отключение допускается только в соответствии с регламентированными условиями технической эксплуатации. Эффективность очистки следует проверять систематически силами производственной лаборатории.

Технологический контроль приготовления смесей по основным источникам пылегазовыделения должен включать:

§ контроль правильности регулировки форсунок сушильныхбарабанов;

§ герметичности газоходов;

§ уровня воды в пылеуловителях;

§ своевременности замены тканевых и рукавных фильтров.

 

4.8. Существенное сокращение выбросов достигается путем применения накопительных бункеров. При работе смесителей без накопительных бункеров, как правило, нарушается равномерность действия топочных устройств, происходят избыточный расход топлива и дополнительные выбросы сажи, окиси углерода и т.п.

Усовершенствование топочных устройств и мазутных горелок, пылеуловителей, систематические эксплуатационно-наладочные работы позволяют существенно (в несколько раз) уменьшить количество вредных выбросов АБЗ.

 

4.9. При хранении материалов инертного состава (каменные материалы, песок и т.п.) должны быть приняты меры для предотвращения размыва ливневыми и талыми водами и выноса материалов со стоками. Это достигается складированием на возвышенных площадках с уплотненной и защищенной покрытием поверхностью, вертикальной планировкой территории, устройством нагорных и водоотводных канав по периметру площадки для хранения. Хранение материалов в прибрежных водоохранных полосах (зонах) водоемов допускается только в закрытых складах.

Складирование материалов, активно взаимодействующих с водой (цемент, известь, соли и т.п.), допускается только в неподтопляемых местах в специальных герметичных емкостях или закрытых складах с механизированной погрузкой и разгрузкой.

 

4.10. Для хранения битума, как правило, следует применять металлические закрытые емкости вертикального типа с местным подогревом в месте впуска. Ямные битумохранилища не предохраняют битум от обводнения и при его выпаривании возникает дополнительный источник загрязнения атмосферы.

 

4.11. Оборудование для производства и хранения минерального порошка, цемента должно быть обеспечено средствами пневматического транспорта с герметизированными путями и узлами. Для порошкообразных материалов предпочтительнее склады силосного типа с металлическими или бетонными емкостями, а не бункерные.

 

4.12. При строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог следует по возможности шире использовать отходы и побочные продукты промышленного производства (включая карьерные, шахтные и обогатительные отходы различных руд, угля, золошлаки и др.). Применение в дорожном строительстве отходов дает природоохранный эффект в других отраслях за счет сокращения расхода природных ресурсов и уменьшения потребности в площадях для складирования отходов. Поэтому дополнительные затраты на транспортирование и необходимую технологическую переработку, как правило, должны компенсироваться предприятиями, выпускающими эти отходы, или природоохранными органами.

 

4.13. Применяемые производственные отходы должны соответствовать действующим или специально разработанным стандартам и техническим условиям, согласованным с органами санитарного и экологического надзора. При наличии признаков токсичности или радиоактивности отходов технические условия должны содержать указания по контролю, гарантирующему безопасность их использования. Специальному контролю в этих случаях подлежит также соблюдение установленных правил транспортирования и технологии переработки, а также наличие (или устройство) предусмотренных проектом изолирующих и защитных конструктивных элементов. Складирование на строительной площадке отходов и материалов, содержащих токсичные и радиоактивные вещества, не допускается.

 

4.14. Сталеплавильные и иные металлургические шлаки, используемые в земляном полотне и в слоях дорожной одежды, следует проверять на содержание в них растворимых серосодержащих соединений и солей, которые могут загрязнять грунтовые и поверхностные воды.

 

4.15. Применение в дорожных конструкциях фосфогипса допускается при условии выполнения конкретных исследований опасности попадания токсичных фосфорных соединений данного вида в водные объекты, почву.

 

4.16. Все новое сырье для получения строительных материалов следует проверять на радиоактивность согласно ГОСТ 30-108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов».

 

4.17. При использовании, транспортировании, хранении материалов, содержащих радиоактивные вещества, необходимо осуществлять постоянный контроль за изменением радиационного фона с помощью переносных специальных приборов и индивидуальных индикаторов. В случаях превышения установленных норм радиационной безопасности должны быть немедленно приняты меры по изоляции и ликвидации источника излучения.

 

4.18. Размещать постоянные и временные предприятия по производству дорожно-строительных материалов следует с соблюдением границ санитарно-защитной зоны – удаленности от населенных пунктов или отдельных жилых построек, санитарно-курортных зон, территорий, занятых сельскохозяйственными культурами, садово-огородными, рыбоводческими, звероводческими хозяйствами (табл. 4.2.)

Таблица 4.2

 

Предприятие Класс вредности Ширина санитарно-защитной зоны, м
Карьеры по добыче горных пород VIII - XI категорий, АБЗ временного типа, щебеночные и песчано-гравийные заводы II  
Постоянные АБЗ, битумные и эмульсионные базы, карьеры по добыче горных пород VI - VII категорий III  
Цементобетонные заводы, полигоны железобетонных изделий, карьеры по добыче песка, песчаногравийных смесей VI  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.