Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура изменения границ муниципальных образований




На поселения разграничивается территория субъекта Российской Федерации, а не на муниципальные районы и городские округа.

В соответствии с Законом №131-ФЗ, все категории поселений могут состоять из нескольких населенных пунктов. Для сельского поселения вводится понятие «административный центр сельского поселения». Для городских поселений (включая городские округа) это понятие не применяется.

Административный центр сельского поселения — это «населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования» (ч. 1 ст. 2).

Закон устанавливает, что «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения» (п. 3 ч. 1 ст. 11); «в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения» (п. 4ч. 1 ст. 11).

«Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения» (п. 10 ч. 1 ст. 11). Эта норма означает, что при прочих равных условиях относительная численность населения является критерием для определения территории муниципального образования типа «поселения». Размеры территории определяются и другими критериями. Так, «границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения» (п. 11ч. 1 ст. 11). Этот критерий по существу означает, что все жители должны иметь реальную возможность в течение одного рабочего дня лично вступить в контакт с представителями органов местного самоуправления и муниципальными предприятиями. Муниципальная власть в буквальном смысле должна быть доступна.

Критерий пешеходной доступности призван, с одной стороны, ограничить территорию поселения, с другой — обеспечить необходимые условия, при которых этот критерий возможно реализовать. Например, территория поселения и его границы должны устанавливаться с учетом географических особенностей, а также при наличии соответствующей инфраструктуры (по меньшей мере, при условии наличия пешеходных троп между населенными пунктами). Критерий пешеходной доступности, в частности, требует наличия пешеходных мостов на речках, протекающих между населенными пунктами поселения.

Новая редакция Закона о местном самоуправлении определяет: «границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта» (п. 12 ч. 1 ст. 11), т.е. населенный пункт полностью (целиком) входит в состав поселения и не может входить какой-то частью.

Установлено также, что «территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения» (п. 13 ч, 1 ст. 11). Это означает, что одна и та же территория не может быть территорией двух различных поселений.

В соответствии с Законом о местном самоуправление №13 1-ФЗ сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2).

Данный Закон накладывает определенные требования к численности сельского поселения. Так, «в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый) (п. 6 ч. 1 ст. 11).

Таким образом, жители всех крупных сельских поселений (численность населения которых превышает установленный критерий) получают право на самостоятельное осуществление местного самоуправления.

«Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения» (п. 7ч. 1 ст. 11).

«На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях

сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем

населенном пункте» (п. 9 ч 1 ст. 11).

Установленный Законом о местном самоуправлении количественный критерий для сельских населенных пунктов (3000 жителей для территорий с высокой плотностью и 1000 — для остальных территорий России) обязывает субъектов Российской Федерации в случае его превышения для конкретного населенного пункта рассмотреть вопрос об образовании на его основе муниципального образования.

Вместе с тем у субъектов Российской Федерации остается право с учетом особенностей расселения и доступности территорий населенных пунктов формировать муниципальные образования на основе сельских поселений с численностью жителей менее 1000 человек.

Предусмотрена также возможность не включать отдельные населенные пункты, расположенные в труднодоступных местностях и с численностью населения менее 100 человек, в состав поселений (по решению населения). В этом случае местное самоуправление на территории данного поселения будет осуществляться органами местного самоуправления муниципального района.

Ниже представлены основные варианты образования сельских поселений.

1. Сельское поселение на основе сельского населенного пункта с населением более 10000 (3000).

2. Состав территорий сельского поселения на основе одного крупного и нескольких малых сельских населенных пунктов с населением менее 1000 человек.

3. Состав территорий сельского поселения на основе нескольких малых сельских населенных пунктов с населением менее 1000 человек.

4. Сельское поселение на основе одного сельского населенного пункта с учетом плотности населения и доступности.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении №131-ФЗ городское поселение представляет собой город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (ч. 1. ст. 2).

В отношении образования городских поселений не устанавливаются количественные критерии. Согласно данному Закону, городские сообщества всех городов России получают право на самостоятельное осуществление местного самоуправления, а также «в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями» (п. 5 ч. 1 ст. 11).

1. Городское поселение на основе одного города или поселка.

2.Городское поселение, в состав которого входят сельские населенные пункты с населением менее 1000 жителей.

Под понятие «поселок» попадают населенные пункты временного (сезонного) проживания, например дачные поселки. Эти обстоятельства создают значительные трудности при реализации Закона.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении №131-ФЗ городской округ представляет собой «городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению

установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.2)

Закон не установил количественных критериев наделения городских поселений статусом городского округа, установив лишь качественные критерии. Важнейшими критериями придания городскому поселению статуса городского округа являются:

- возможность города решать вопросы местного значения в установленном объеме;

-уровень социально-экономических связей с окружающими поселениями. Согласно данному Закону «наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения... вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий.

Таким образом, Закон закрепил две категории городских поселений, что является отражением реальных особенностей системы городского расселения в современной России. По качеству социально - экономических связей с окружающей территорией города России могут быть условно разделены на две группы. Это объясняется особенностями процесса урбанизации, протекавшими на территории России в период советской власти. К одной группе можно отнести города, которые на протяжении длительного времени являлись центрами административных районов. К другой — города, которые образовались в период индустриализации (30 — 50-е гг.ХХ в.) и в последующий постиндустриальный период, связанный с развитием новых технологий. Эта группа городов сыграла решающую роль в обеспечении решения вопросов национальной безопасности.

Сегодня различия между данными группами городов постепенно стираются, но, тем не менее, многие негативные последствия интенсивного периода урбанизации до сих пор дают о себе знать. Такое деление на две группы весьма условно, однако важно подчеркнуть, что

Образование городского округа возложить на основе одного городского поселения.

Следует отметить, что переход на новую территориальную организацию местного самоуправления позволяет решить ряд накопившихся проблем по наиболее эффективному использованию земельных ресурсов. Статус городского округа (в отличие от городского поселения, входящего в муниципальный район) предполагает наделение органов местного самоуправления этого округа отдельными государственными полномочиями. Это обстоятельство дополнительно подчеркивает государственное значение городских округов.

Статья 2 Федерального закона №131 от 06.10.2003 определяет муниципальный район как несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которое могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости:

- обеспечения транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для (жителей всех поселений входящих в состав района (требования не обязательно для территорий с низкой плотностью населения и труднодоступных местностях);

- создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера;

- создание условий для осуществления переданных государственных полномочий.

Состав территорий муниципального района включаются межселенные территории, сельские поселения и городские поселения.

В условиях действия Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ муниципальный район будет играть новую роль, отличающуюся от той, которая предусмотрена Законом в прежней редакции. Если поселения должны стать базовым территориальным звеном местного самоуправления России, то муниципальный район будет иметь вспомогательное значение. Эта

категория муниципальных образований призвана обеспечить решение тех вопросов местного, значения, которые не могут быть эффективно решены на уровне отдельных поселений.

В регионах с низкой плотностью населения роль муниципального района будет оставаться по-прежнему очень значительной, особенно в обеспечении социальными и транспортными услугами. В регионах с высокой плотностью населения роль района в будущем, по-видимому, должна ограничиться поддержкой и развитием территориальной межселенной инфраструктуры и реализацией отдельных полномочий по решению вопросов межпоселенческого характера по договорам с конкретными поселениями.

В соответствии с данным Законом территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями (включая городские округа), за исключением межселенной территории (п. 1 ч. 1 ст. 11). Поселения (за исключением городских округов) в соответствии с законами субъект Российской Федерации объединяются в муниципальные районы. В результате территория субъекта Российской Федерации разграничивается между муниципальными районами и городскими округами. Этот уровень муниципального управления (муниципальные районы и городские округа) одновременно является уровнем, на который могу быть переданы отдельные государственные полномочия.

 

Законодательством определена процедура изменения границ муниципальных образований, а также преобразования муниципальных образований, т.е. их объединения, разделения, изменения статуса городского поселения (наделение его статусом городского округа либо лишение данного статуса).

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям, соответственно, других муниципальных районов или поселений, осуществляется по решению представительных органов соответствующих муниципальных образований. Во всех остальных случаях, когда затрагивается территориальная принадлежность отдельных поселений либо населенных пунктов, решение принимается путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципалитетов.

Объединение и разделение муниципальных районов осуществляется по решению представительных органов данных районов. Вопросы решаются путем голосования на сходах граждан, причем согласие на осуществление данного преобразования должно выразить население каждого из объединяемых, либо каждого из образуемых, в результате разделения, поселений.

Изменение статуса городского поселения может происходить лишь с согласия как населения данного городского поселения, так и населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения выявляется путем голосования проводимого раздельно на территории городского поселения и муниципального района.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.