Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие компетенции местного самоуправления




КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МОДУЛЬ 8

ЛИТЕРАТУРА

Контрольные вопросы

 

1. Какие типы муниципальных образований предусмотрены № 131-ФЗ в сфере территориальной организации?

2. Что такое межселенная территория?

3. Какие критерии определяют размеры территории?

4. Объясните принципы пешеходной доступности?

5. Что представляет собой сельское и городское поселения?

6. Как закон определяет городской и муниципальный район?

7. Охарактеризуйте процедуру изменения и преобразования муниципальных образований?

 

 

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. ЖЗ1-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004г. № 707-р «Об утверждении перечня субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения».

3. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1998г,№154-ФЗ.

4. Бабун Р.В., Организация местного самоуправления. -С-Пб, 2005.

5. Игнатов В. А., Местное самоуправление. Российская практика и зарубежный опыт. -М-Ростов- на- Дону, 2005.

6. Лапин В. А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно территориальное устройство России. -М, 2005

7. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник для вузов. -М.: ТК Велби, 2004.

 

 

 

 

План

 

 

1. Понятие компетенции местного самоуправления

2. Вопросы местного значения и полномочия по их решению

Одним из основополагающих принципов местного самоуправления является наличие собственной компетенции, т.е. круга вопросов и объема властных полномочий по we решению, которые закреплены определенными правовыми актами. Исходя из того, что местное самоуправление - власть подзаконная, именно закон устанавливает вопросы местного значения либо возможность принятия к рассмотрению муниципальным образованием того или иного вопроса, а также права и обязанности (полномочия) местного самоуправления. Таким образом, круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления, определяется в первую очередь, законом, а также может устанавливаться и иными актами, если это законом допускается. Точное определение компетенции местного самоуправления является исключительно важным, так как регулирование общественных отношений, осуществляемое муниципальными правовыми актами, финансирование расходов из местного бюджета возможны только в пределах компетенции

В своей совокупности предметы ведения и полномочия образуют компетенцию местного самоуправления. Субъектами, носителями полномочий выступают:

- органы местного самоуправления;

- должностные лица;

- определенная категория граждан - избиратели.

Каждый из этих трех элементов имеет свою компетенцию: представительный орган в сфере бюджета, глава муниципального образования - в области управления, граждане в определении состава депутатов или в досрочном отзыве их. Но при объединении этих элементов, с учетом предметов ведения, возникает новое качество, не свойственное ни одному из элементов в отдельности, - компетенция муниципального образования.

Общие положения о предметах ведения муниципального образования получают свою конкретизацию в полномочиях, составляя вместе с первым компетенцию муниципального образования, получающую свое развитие в полномочиях органов и должностных лиц.16

Важным является то, что осуществление местного самоуправления, то есть решение вопросов местного значения, органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается, за исключением прямо установленных Федеральным

законом случаев.

В Федеральном законе № 131-ФЗ компетенция местного самоуправления состоит как минимум из двух частей:

- вопросов местного значения;

- отдельных переданных государственных полномочий.

В связи с тем, что предусматривается различное регулирование названных групп вопросов со стороны органов государственной власти, различаются правомочия органов местного самоуправления при решении этих вопросов, применяется разный порядок финансирования, существенным является точное отнесение того или иного вопроса к указанным группам.

Кроме названных групп, в компетенцию местного самоуправления поселений могут быть включены отдельные полномочия муниципального района, переданные органам местного самоуправления поселений соглашением муниципального района и поселения. Закон № 131-ФЗ допускает возможность наличия еще одной составной части компетенции. В статьях 14-16 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления помимо вопросов местного значения вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъекта РФ.

Вся правовая система Российской Федерации, в том числе и регулирование разграничения компетенции по уровням публичной власти, строится в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации является правовым фундаментом местного самоуправления, но практически не содержит норм прямого действия, позволяющих реально сформировать систему местного самоуправления. Это относится и к определению компетенции местного самоуправления. Так ст. 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В ст. 132 Конституции РФ указывается право органов местного самоуправление самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Иные, помимо названных выше, вопросы местного значения Конституцией РФ прямо не называются. Вместе с тем, в некоторых статьях Конституции РФ указываются отдельные требования к органам местного самоуправления и к оказанию услуг гражданам данными

органами, в частности:

Ст. 15 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления наряду с другими субъектами правоотношений обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

Ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина

Ст. 24 требует от органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечения каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

Ст. 40 закрепляет, что органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, предоставляют малоимущим, иным указанным в законе гражданам жилище бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подходы к установлению компетенции местного самоуправления в национальном законодательстве изменились. В соответствии со ст. 18 Закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в названный Закон. Вопросы местного значения не могут быть установлены иными, помимо Закона № 131-ФЗ, законами и (или) подзаконными актами. Исходя из этого, можно констатировать, что вопросы местного значения определяются только Конституцией РФ и Федеральным Законом № 131-ФЗ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.