Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус представительного органа местного самоуправления




ЛИТЕРАТУРА

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой «орган местного самоуправления» как понятие?

2. Как формируется орган местного самоуправления?

3. Что определяет Устав муниципального образования в отношении органов местного самоуправления?

4. Как наделяются органы местного самоуправления статусом «органа местного самоуправления»?

5. Охарактеризуйте понятие «структура органов местного самоуправления»?

6. Какие модели структуры органов местного самоуправления определяют Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ?

7. Какую ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ предусматривает Федеральный закон №131 -ФЗ?

 

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12 1993 г.

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10. 2003 г. №131-ФЗ.

3. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22.05.2002 г. №-' 67-ФЗ.

4. В.к. Лексин. А.Н. Швецов. Муниципальная Россия. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

5. Шугрина ЕС.. Муниципальное право. М., 2005.

6. Система муниципального управления / Учебник для вузов / п/р В.Б. Зотова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2006.

7. С. Исупова. Э. Маркварт. О. Савранская. Рекомендации по формированию ор­ганизационных основ местного самоуправления. Под общей ред. д-ра Э. Марквар-та.-М.,2004.

8. Савранская О. О проблемах, связанных с организационно-правовым статусом органов МСУ по новому Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Вестник Центра правовой поддержки местного самоуправления. М,, 2005.

 

 

Тема 2. Представительный орган местного самоуправления

 

 

План

 

 

1. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.

2. Правовой статус депутатов представительного органа местного самоуправления.

 

 

Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы населения соответствующей территории.

Основная функция представительного органа - представлять и реализовывать коллективные (публичные) интересы первичных субъектов местного самоуправления-населения (местного сообщества). Представительный орган - обязательный орган в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы муниципальной власти в данном муниципальном образовании.

Статус представительного органа позволяет ему в рамках своей компетенции принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования, включая граждан, которые не участвовали в голосовании на выборах этого органа, органов или подразделений государственной власти, действующих на территории муниципального образования.

Статьи 35 Федерального закона устанавливает исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования любого типа:

1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

  1. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  4. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  5. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества:
  6. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  7. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В отличие от прежней редакции федерального закона о местном самоуправлении, когда компетенция представительного органа находилась исключительно в ведении муниципального образования и могла устанавливать его уставом, теперь это совместное ведение Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, полномочия представительных органов (кроме исключительных) определяются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с иными конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами

муниципальных образований (часть 11 статьи 35).

Формирование представительного органа поселения может происходить только на муниципальных выборах Формирование представительного органа муниципального района имеет следующие особенности:

— в случае прямых муниципальных выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района;

— в случае делегирования глав и депутатов представительного органа поселений устанавливается равная независимо от численности населения поселения норма представительства, определяемая в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона №131-ФЗ.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Представительный орган поселения избирателей менее 100 человек вообще не формируется. Его полномочия исполняет сход граждан.

Если представительные органы местного самоуправления поселений принимают решение о формировании представительного органа района путем делегирования представителей поселения, что можно использовать несколько способов, повышающих представительство населения и легитимность данного органа.

Во-первых, при проведении избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа поселения гражданам необходимо разъяснить, что избраний ими депутат может одновременно стать и их представителем в районном органе местного самоуправления. Это повысит требования граждан к своему избраннику и позволит делать более обоснованный выбор.

Во-вторых, желательно в этом случае использовать на выборах в поселении пропорциональную избирательную систему, или как минимум систему многомандатных округов. В случае использования последней желательно избирать делегатов в районный представительный орган от каждого из многомандатных округов.

В-третьих, процедура избрания народных депутатов из состава представительного органа поселений должна быть установлена в уставе поселения. Эта процедура должна предусматривать возможность участия населения в обсуждении данного вопроса (например, на публичных слушаниях, на собраниях, конференциях, в СМИ, на открытых заседаниях представительного органа по данным вопросам с предоставлением права гражданам выступать на таких заседаниях). Возможны и иные способы участия населения в обсуждении вопросов формирования представительного органа района.

Срок полномочий представительных органов различен: в большинстве субъектов РФ - 4 года, а в некоторых поселениях - 2 года (Приморский край, Владимирская, Иркутская, Камчатская области).

Наименования представительного органа местного самоуправления также устанавливается уставом муниципального образования. Наиболее распространенными являются: в городах - городские дума, в районах, улусах, волостях и иных муниципальных образованиях - собрания представителей, собрания депутатов, советы депутатов, комитеты самоуправления, земские собрания, волостные управления, муниципальные советы, советы, и др.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов решаемых данным органом обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа можно назвать комиссии по направлениям деятельности, территориальные группы депутатов, фракции. Их роль и место внутри представительного органа определяются уже их наименованиями.

Принято считать, что структурные подразделения представительного органа осуществляют подготовку решений, принимаемых окончательно представительным органом в полном составе. На самом деле, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, отнесенных к компетенции представительного органа.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направлениям деятельности представительного органа местного самоуправления и имеют постоянный административный аппарат. Направления работы комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяжении длительного времени. В качестве примера можно привести бюджетный комитет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопросов (например, для подготовки законопроекта, выработки стратегии, проведения согласительных процедур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. После выполнения задач поставленных перед комиссией она расформировывается.

Территориальные группы создаются для согласованного выражения интересов населения отдельных территорий внутри муниципального образования. Фракции представляют интересы политических объединений, от которых были избраны соответствующие депутаты.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа не зависит от порядка его формирования. Оно возможно в следующих случаях:

1.Роспуск представительного органа на основании закона субъекта РФ. Это одна из форм ответственности представительного органа муниципального образования перед государством (установлена в статье 73 Федерального закона № 131-ФЗ). Такая ответственность наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу L муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

2. Самороспуск представительного органа на основании собственного решения. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования (статья 35 Федерального закона № 131 -ФЗ).

3. Неправомочность данного состава депутатов представительного органа муниципального образования (в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий) в случае вступления в силу решения об этом соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (статья 35).

4. Преобразование муниципального образования (статья 35).

 

10.2.2. Правовой статус депутатов представительного органа местного самоуправления.

Правовой статус депутатов, а также статус члена выборного органа местного самоуправления установлены только федеральными законами (статья 40 Федерального закона №131-ФЗ и иными законами).

Когда в муниципальных образованиях встает вопрос об определении статуса указанных лиц, следует учитывать две особенности:

1. Депутат представительного органа поселения является одновременно должностным лицом местного самоуправления в этом поселении, т.к. он избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, и членом выборного органа этого поселения, т.к. представительный орган этого поселения, сформирован на муниципальных выборах.

2. Такое совпадение не будет иметь место для случая, когда представительный орган муниципального района является не выборным, а сформированным путем делегирования представителей поселений (глав поселений и депутатов представительных органов поселений). Для такого случая депутат представительного органа муниципального района не будет являться ни выборным должностным лицом местного самоуправления в данном районе, ни членом выборного органа местного самоуправления. Но при этом он будет выборным должностным лицом местного самоуправления в одном из поселений, входящим в данный муниципальный район.

Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении них, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа поселения осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа (часть 5 статьи 40). Депутаты, работающие на постоянной основе в представительном органе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельностью (часть 7 статьи 40).

Депутат представительного органа муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или, за исключением случаев, установленных Федеральным законом №131-ФЗ.

Случаи досрочного прекращения полномочий депутата поселения установлены в части 10 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

 

ТемаЗ. Глава муниципального образования. Местная администрация.

 

 

План

 

1. Глав муниципального образования.

2. Глава местной администрации.

3. Местная администрация. Подходы к формированию структуры местной администрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.