Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематизацию и упорядочение выявлен­ных способов достижения поставленных перед системой целей рекомендуется осуществлять построением дерева систем - ДС




Целесообразна, а вернее, обязательна альтер­нативность при выборе решений, т.е. избыточ­ность банка решений при выборе методов дости­жения поставленных целей.

Почему при управлении и принятии решений важна альтернативность?

1. При выборе альтернатив рассматриваются многие варианты достижения цели, т.е. вероятность пропуска хороших, но сразу не видимых решений, сокращается.

2. Появляется состязательность вариантов.

3. При защите своих вариантов в ходе дискуссии их авторы выявляют слабые стороны и могут улучшать свое предло­жение, совершенствуя его.

4. Руководитель, принимая окончательное решение, может взять лучшие блоки из разных альтернатив (морфологиче­ский метод).

Грамотный и умный руководитель должен не только позволять, но и стимулировать под­чиненных к поиску и обоснованию различных альтернатив решений, применяя для этого определенные механизмы и процедуры (кото­рые будут рассмотрены ниже).

Во всяком случае, начинать руководителю процесс выработки и принятия решений с изложения своих собственных взглядов и тем более декларировать сразу решение нельзя.

В Японии в системе управления предприятиями применяется метод "внесения предложений" (идей, проектов, нововведений) пер­соналом среднего и нижнего звена управления. Эти предложения обязательно рассматриваются и частично или полностью учиты­ваются руководством при принятии решений. Такой подход консо­лидирует персонал при выработке и реализации решений.

Итак, для выявления всех возможных технологических спосо­бов достижения поставленной цели (целей) определяется ряд аль­тернатив или их комбинаций, которые находятся в определенных иерархических связях и по-разному могут влиять на достижение це­лей системы. Таким образом, способы достижения поставленных целей требуют такой же систематизации, как и сами цели и подце­ли.

Если дерево целей определяет, что необходимо сделать, каких показателей эффективности достичь, то ДС - с помощью каких мероприятий этого можно добиться.

Поэтому в ДЦ вершины - это генеральная и частные цели или функции, а в ДС в вершинах указываются объекты или системы, которые реализуют эти функции (целереализующие системы). Ино­гда их называют факторами, а задача управления определяется следующим образом: выбрать из ДС ряд факторов (подсистем), влияя на которые можно наиболее эффективно добиться достиже­ния поставленных целей. ДС может воспроизводить или не совпа­дать с ДЦ.

Дерево систем строится по тем же законам, как и дерево це­лей, т.е. определяется генеральная система С0, которая структурируется на подсистемы первого (C101, C102,..., С10n), второго и по­следующих уровней.

Высший уровень ДС представляет собой техническую экс­плуатацию в целом, которая обеспечивает перевозочный процесс достаточным количеством работоспособного подвижного состава необходимых видов и типоразмеров.

Рис. 7. Схема высшего, первого и второго ярусов дерева систем технической эксплуатации

Обозначение на рис. 7:

С2011 - маркетинговый анализ рынка услуг (спрос, содержание, конкуренция);

С2012 - внутренняя потребность предприятия;

С2013- оценка возможностей собственного производства (объем услуг, цены, предложения);

С2014- диверсификация и расширение сфер деятельности предприятия;

С2015 - корректирование производственной программы предприятия с учетом внутренних и внешних потребностей;

С2021 - применение обоснованных нормативов системы;

С2022 - обеспечение выполнения рекомендаций и нормативов системы;

C2023 -совершенствование технологии, организации и управления процессами ТО и Р;

C2024 - обеспечение рабочих мест и исполнителей рациональной технологической и др. документацией;

С2025- компьютеризация и индивидуализация учета и отчетности при технической эксплуатации автомобилей;

С2026 - совершенствование проектной документации по строительству и реконструкции предприятий;

С2027- повышение адаптивности к изменению конструкций изделий, условиям работы;

С2031-обеспеченность производственно-технической базой;

C2032 - оптимизация мощности и структуры базы;

C2033 - оптимизация пропускной способности средств обслужива­ния;

С2034 - выбор средств механизации, автоматизации и роботизации ТО и ремонта;

C2035 - специализация предприятий ПТБ;

С2036 - кооперация предприятий ПТБ на отраслевом и региональ­ном уровнях;

С2041- обеспечение предприятия персоналом;

С2042 - повышение квалификации персонала;

С2043 - совершенствование систем стимулирования персонала;

С2044 - обеспечение стабильности трудовых коллективов;

С2045 - повышение престижности профессий;

С2046 - развитие коллективных форм работы персонала;

С2051 - совершенствование структуры системы снабжения;

С2052 - применение рациональных норм расхода топлив, масел и др. материалов;

С2053 - обеспечение оптимальных запасов и методов их пополнения;

С2054 - совершенствование процесса обмена изделий при капиталь­ном ремонте (КР);

С2055 - совершенствование процессов заказа и приобретения новых автомобилей, комплектующих изделий, материалов, включая лизинг;

С2056 - создание резерва производственных площадей, оборудова­ния, персонала;

С2057 - создание резерва исправных автомобилей;

С2061 - выбор рациональных типов и моделей автомобилей;

С2062 - выбор эксплуатационных материалов;

С2063 - повышение качества восстановления и КР изделий;

С2064-изменение структуры парка (тип, грузоподъемность, вмести­мость, применяемое топливо и др.);

С2065 - управление возрастной структурой парка, рациональные сроки службы;

С2066 - повышение уровня унификации изделий и материалов;

С2071 - учет природно-климатических условий;

С2072 - учет дорожных условий;

С2073 - учет транспортных условий и интенсивности использования изделий;

С2074 - выбор автомобилей, комплектующих изделий, материалов с учетом условий эксплуатации;

С2075 - использование автомобилей с учетом возраста, состояния и условий эксплуатации.

Важнейшими целереализующими системами (факторами) первого уровня являются:

подсистема С101 - анализ потребности в услугах и воздействиях по техническом обслуживанию и ремонту (внешние потребности - рынок и внутренние потребности предпри­ятия, диверсификация, корректирование производствен­ной программы);

подсистема С102 - система, технология и организация поддержа­ния и восстановления работоспособности автомобилей и парков: виды ТО и ремонта, соответствующие нормативы, технологические процессы технического обслуживания, ремонта, хранения, заправки подвижного состава и др.;

подсистема С103 - производственно-техническая база характеризуемая видами предприятий (АТП, гаражи, мастерские, склады и т.д.), зданиями, сооружениями, технологическим оборудованием, используемыми при хранении, заправке, техническом обслуживании и ремонте;

подсистема С104 - персонал, состоящий из ремонтных и вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и частично водителей при их участии в ТО и ремонте;

подсистема С105 - система снабжения и резервирования, характеризуемая каналами получения, хранения и методами доставки потребителям запасных частей и материалов, включая топливо, структурой дистрибьюторской сети, порядком расчетов за расходуемые запасные части и материалы и др.;

подсистема С106 - эксплуатационные материалы и подвижной состав, конструктивное совершенствование; уровень надежности и возрастная структура которого, фактически определяют объемы и содержание работ по поддержанию и восстановлению работоспособности парков и отдельных автомобилей;

подсистема С107 - условия эксплуатации подвижного состава (дорожные, природно-климатические, транспортные и др. условия), которые влияют на объем и содержание работ по поддержанию и восстановлению работоспособности парков и отдельных автомобилей.

Каково значение для управления построение ДЦ и ДС?

1. Выявляются все факторы и подфакторы, влияющие на достижение поставленной цели.

2. Имеется возможность оценить, взвесить уровень влияния, т.е. установить наиболее действующие подсистемы.

3. Исключается реализация целей низшего уровня за счет высшего, т.е. сохраняется иерархия целей и систем.

4. Выявляются факторы или подфакторы одного уровня, влияя на которые в рамках ограниченных ресурсов, можно наиболее эффективно достичь поставленной цели.

5. По мере декомпозиции, т.е. разложения целей и систем, увеличивается их адресность, т.е. возможность их делегирования конкретным подразделениям и службам АТП или фирмы. Это обеспечивает персонализацию ответственности за их реализацию и установление обоснованных показателей эффективности служб, цехов, участков, а при необходимости и исполнителей.

6. Разложение целей и систем на частные позволяет более конкретно их проанализировать и сократить при принятии решений вероятность серьезных ошибок, свойственную глобальным решениям.

7. Методология построения и анализа ДЦ и ДС обычно используется при разработке сложных программ совершенствования больших систем.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЦ И ДС. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВКЛАДА КОНКРЕТНЫХ ПОДСИСТЕМ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ

При принятии решений, их сравнении необходимо определить, как конкретное мероприятие ДС может повлиять на изменение целевого показателя, т.е. достижение поставленной перед системой цели Ц0. Речь идет о вкладе этого мероприятия (подсистемы) в достижение цели. Например, как новое диагностическое оборудование повлияет на коэффициент технической готовности автомоби­лей и получаемую предприятием прибыль? Как повышение квали­фикации персонала скажется на безотказности автомобилей?

Рассмотрим это на примере, на кото­ром показано взаимодействие двухуровневых дерева целей и дерева систем. Необходимо оценить вклад подсистем С101, С102, С103 и С104 в достижение генеральной цели дерева целей (Ц0).

 

Рис. 8. Схема взаимодействия дерева целей (ДЦ) и дерева систем (ДС).

Ц0 - цель высшего уровня; Ц101-03 - цели первого уровня; С0-система высшего уровня; С101-04 - системы первого уровня.

А - дуги (r) ДЦ - вклад подцелей в генеральную цель Ц0
Б - дуги (а) - вклад подсистем в подцели
В - дуги (ρ) - вклад подсистем в реализацию Ц00)
а - вклад подсистем ДС в реализацию подцелей ДЦ
r - веса подцелей 1 -го уровня или их вклад в достижение целей высшего уровня.

Последовательность решения задачи:

1) Разметка ДЦ и ДС, которая включает:

• обозначение и нумерацию всех целей, подцелей, систем и подсистем;

• разметку дуг, связывающих цели и системы, которые обозначаются асц и определяют вклад подсистемы №С в подцель с №Ц, например, а11 (полно a01-01)=0,8 означает, что вклад подсистемы С101 в подцель Ц101 составляет 0,8 (или 80%) всех подсистем (C101, С102), связанных с данной подцелью.

Как уже отмечалось ранее, дуги выполняют следующие функ­ции:

а) показывают иерархические и структурные связи всех составляющих внутри ДЦ и ДС, например, генеральная цель Ц0 оп­ределяется (т.е. может быть "разложена") на три подцели Ц101; Ц102; Ц103.

Если Ц0 - повышение эффективности технической эксплуата­ции, то в качестве подцелей могут быть:

Ц101 - уровень работоспособности автомобилей (коэффициент технической готовности - αт);

Ц102 - уровень затрат на обеспечение работоспособности, т.е. оплату труда персонала, приобретение материалов и за­пасных частей;

Ц103 - уровень воздействия технической эксплуатации на окружающую среду и персонал.

Если С0 - это инженерно-техническая служба АТП, то ее подсистемами могут быть:

С101 - производственно-техническая база;
С102 – персонал;

С103 - подвижной состав;

С104 - нормативно-техническое обеспечение ИТС;

б) показывают направление влияния конкретных подсистем (факторов) ДС на определение подцели ДЦ. Например, подцель Ц101 реализуется, т.е. на нее влияют подсистемы С101 и С102, а на подцель Ц102 влияют все четыре подсистемы;

в) показывают степень влияния (вклад). При этом если на дугах обозначаются цифры, то дуги называются размеченными.

Например, вклад подцели Ц101 в генеральную цель Ц0 равен:

r001= 0,5(50%); для Ц102 r002=0,3(30%); для Ц103 r003=0,2(20%)

Для генеральной цели имеем: Ц0 = 0,5Ц101 0,3Ц102 0,2Ц103.

Суммарный вклад всех подцелей, естественно, равен:

r001+r002+r003 =1 (100%)

Степень влияния или вклад можно оценить или определить следующим образом: экспертизой; с помощью математических мо­делей целевой функции.

2) Результаты разметки переносятся в функционально-системную матрицу. Строки этой матрицы показывают вклад каждой подсистемы в связанную с ней подцель.

Например, вклад подсистемы С102 составляет:

в подцель Ц101: a21 = 0,2

в подцель Ц102: а22 = 0,2

в подцель Ц103: а23 = 0,5

Причем сумма этих вкладов может не равняться единице. Столбцы показывают вклад всех подсистем в конкретную под­цель.

Так, вклады в подцель Ц101 дают следующие подсистемы:

С101: а11 =0,8

С102: а21 =0,2

Всего 1,0

Последняя строка матрицы содержит «веса» подцелей при формировании генеральной цели Ц0, а именно: r001=0,5; r002=0,3; r003=0,2.

3) Для каждой подсистемы определяется ее структурный вклад в достижение генеральной цели системы, т.е. Ц0.

Для этого используют данные функционально-системной мат­рицы, а в более сложных структурах ДЦ и ДС составляют цепочки влияния. При этом структурный вклад подсистемы в достижение генеральной цели Ц0 определяется перемножением ее вклада в достижение подцели на вес этой подцели в генеральной цели Ц0.

Таблица 5

Функционально-системная матрица

Подсистема Вклад аkm подсистемы k в реализацию целей и подцелей Ц1ц
С1с Ц101 Ц102 Ц103 Ц0
С101 0,8 0,1   -
С102 0,2 0,2 0,5 -
С103   0,3 0,5 -
С104   0,4   -
Всего по Ц1ц 1,0 1,0 1,0 -
«Вес» подцели Ц1ц в цели Ц0, r0 0,5 0,3 0,2 1,0

 

Цепочки влияния С101 и С102 на генеральную цель приведены на рисунке.

Из цепочки влияния, что система С101 действует с весом а11=0,8 на подцель Ц101; вес же самой под­цели Ц101 в генеральной цели Ц0 равен r001=0,5. Таким образом, структурный вклад подсистемы С101 через подцель Ц101 в Ц0 составляет:

Q(C101101) = а11 r001 = 0,8 0,5 = 0,4.

Но подсистема действует на генеральную цель Ц0 также через подцель Ц102 с вкладом а12=0,1:

Q(С10l102) = а12 r002 = 0,1 0,3 = 0,03.

 

Рис. 9. Цепочки влияния C101 и С102 на генеральную цель:

а - цепочка влияния подсистемы С101 на Ц0;

б - цепочка влияния подсистемы С102 на Ц0.

 

4) Результаты расчетов для всех подсистем и подцелей сво­дим в таблицу вклада подсистем.

5) Определяем общий вклад каждой из подсистем в генераль­ную цель Ц0. Для этого суммируем структурные вклады каждой подсистемы, располагаемые в соответствующих строках таблицы.

Для подсистемы C101 общий вклад в Ц0 равен

Q(C1010) = Q(C101101) + Q(C101102) = 0,4+0,03=0,43. ; Результаты вписываем в последний столбец таблицы.

6) Производим проверку полученных результатов:

а) суммируем данные последнего столбца таблицы: сумма вкладов всех подсистем в Ц0 должна равняться единице, т.е.

(1)

или в примере:

Таблица 6

Вклад подсистем в реализацию цели

Подсистема Структурный вклад подсистемы Ц1ц Общие вклады подсистемы С1с в реализацию цели Ц0
С1с Ц101 Ц102 Ц103
С101 0,4 0,03   0,43
С102 0,1 0,06 0,1 0,26
С103   0,09 0,1 0,19
С104   0,12   0,12
«Вес» подцелей в цели Ц0, r0ц 0,5 0,3 0,2 1,0

 

б) суммируем данные столбцов по каждой цели, получаем при правильных расчетах веса подцелей. Так, для первой подцели вес равен r101 = Q(C101101) + Q(C102101) = 0,4 + 0,1 = 0,5.

7) Подводим итоги проведённой оценки:

а) наибольшее влияние на генеральную цель Ц° имеет первая подсистема С101, вес которой составляет 0,43 (43%). Поэтому при ограниченных общих ресурсах наибольший результат по улучшению целевого норматива ЦН можно получить, воздействуя на подсис­тему C101;

б) если по условиям управления целесообразно использовать все подцели и при этом получить наибольший результат, то следует воздействовать через подсистему С102, которая является многоканальной;

в) по влиянию на генеральную цель Ц0 с первой подсистемой может конкурировать только комбинация из второй и третьей под­систем (суммарный вклад 0,26+0,19=0,45);

г) подсистема,С104 является малоэффективной, т.к. ее вклад минимален и составляет 0,12, и она воздействует на достижение генеральной цели Ц0 только через одну подцель Ц102, т.е. является одноканальной.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующее заключение:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.