Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под решением понимается выбор на основании установ­ленных критериев из многих альтернатив одной или нескольких альтернатив развития, изменяющих состояние системы




Целью системы является ее возможное будущее состояние, достижимое с помощью определенных действий, являющихся следствием принимаемых решений.

Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз поведения системы, в том числе и при резких колебаниях и изменениях внешних условий, характерных и особенно чувствительных для малого бизнеса и сферы услуг.

Наиболее эффективной стратегией продавца услуг или товаров является взвешенное сокращение цен или тарифов, которое способствует повышению объемов продаж, дохода и конкурентоспособности.

Управляющим сигналом ∆Y является соотношение дохода (прибыли), которую предполагал получить (Q·P) и фактически получил (Qф·Рф) продавец товаров или услуг: ±∆Y=QфРф-QР.

Предложение - это объем услуг или товаров Q, которые производитель готов предложить по данной цене предложения Рп.

Спрос - это объем товара или услуг Q, которые потребитель готов приобрести по данной цене Рс.

В качестве элементов этой системы выступают покупатели (клиенты) и продавцы товаров или услуг (АТП, АЗС, СТО, мага­зины).

Проведя, используя ДЦ и ДС, даже ориентировочную структурную и количественную оценку вклада подсистем в достижение конечных целей, можно существенно сузить область рациональных решений, т.е. перечень подсистем, через которые целесообразно прежде всего воздействовать для достижения поставленной цели.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим в качестве примера большой системы с обратной связью предоставление и потребление на рынке товаров или услуг определенной цены Р и объема Q. Например, это может быть пре­доставление услуг на перевозки или сервис, продажа автомобилей или запасных частей.

В качестве входа этой системы выступают данные по спросу и соотношению цен спроса и предложения.

Чем ниже цена, тем выше объем товаров или услуг, которые могут приобрести потребители.

Чем выше цена предложения, с которой согласен потребитель, тем больший объем услуг или товаров поступает на рынок

 

Рис. 10. Прогноз изменения объёма услуг и рыночных цен

1 - исходная линия спроса; 2 - исходная линия предложения; Qo - объём услуг при равновесии спроса (1) и предложения (2); Р012 - то же, цена услуги; А - предложение; Б - спрос.

Управляющее воздействие вырабатывается органом управле­ния системы на основании управляющего сигнала.

Пересечение линий спроса и предложения - это точка равнове­сия О с ценой Р0 и объемом Q0.

Зона левее точки О, заключенная между линиями спроса (1) и предложения (2), называется зоной эффективности. Для этой зоны цена спроса больше цены предложения, т.е. Рсп

• Эффективность для продавца состоит в том, что его затраты на производство услуг или товаров будет компенсироваться, поэтому он готов удовлетворить спрос.

• Для потребителя эффективность состоит в том, что его потребности будут удовлетворены по доступным для него це­нам.

Зона между линиями 1 и 2 правее точки равновесия - это зона неэффективности

• Неэффективность для продавца состоит в том, что цена предложения выше цены спроса Рпс. Поэтому его затраты на производство товаров или услуг не будут компенсированы ценой спроса. Продавец не заинтересован удовлетворять, спрос по этим ценам.

• Неэффективность для потребителя состоит в том, что продавец не будет удовлетворять спрос по этим ценам и возникает дефицит. Например, объем услуг QA не будет удовлетворен в рыночных условиях, так как фактическая цена или тариф на услугу выше цены спроса: Рва и выше цены точки равновесия Рво.

Малый бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характеризуется сравнительно небольшим оборотом ималой массой прибыли. Поэтому изменение внешних условий (на­логов, процентных ставок, таможенных правил, цен на товары) су­щественно сказывается на рынке, обслуживаемом малым бизнесом.

Рассмотрим последовательность анализа цен и объемов услуг вусловиях резкого изменения внешних факторов для малого бизне­са.

1) Фиксируем исходное состояние рынка для линий спроса 1 и предложения 2. Равновесный объем услуг Q0=Q12. Цена P0=P12.

2) При ухудшении внешних условий происходит увеличение себестоимости предоставления услуг (падение курса рубля, рост процентных ставок, налогов и т.д.) возникает новая линия предложения 4, которая располагается выше первоначальной линии 2.

3) Далее возможны следующие варианты (сценарии) поведения рынка.

I вариант: Потребитель соглашается с ростом цены услуги и точка равновесия рынка перемещается в О1.

Последствия:

· Равновесная цена возрастает с Р12 до Р14

· Объем услуг сокращается с Q0 до Q14.

· Зона эффективности для стороны, предоставляющей услуги, сокращается.

II вариант: Потребительский рынок стремится сохранить первоначальный объем услуг на уровне Qo и платит за это ростом цены при новой линии спроса 3. При этом точка равновесия перемещается в О2.

Последствия:

• Рост цен с Ро до Р34, больший, чем при первом варианте.

• Зона эффективности практически не меняется по сравнению с исходным состоянием.

III вариант: Возникновение ажиотажного спроса на товары и услуги, например до уровня Q54. Точка равновесия перемещается и О3.

Последствия:

• Возникает повышенный спрос, характеризуемый линией спроса 5.

• Дальнейший рост цен до Р54

• Увеличение зоны эффективности для стороны, предоставляющей услуги.

IV вариант: В условиях ажиотажного спроса сторона, предоставляющая услуги, может поднять ставку предложения до уровня линии 6.

Последствия:

• Сокращение зоны эффективности (точка равновесия О4).

• Резкое увеличение цены до Р56.

• При одновременном сокращении объема услуг до Q56

• Начало формирования устойчивого дефицита.

V вариант: В условиях начавшегося дефицита сторона, предоставляющая услуги, может продолжать поднимать линию предложения, например до 8.

Последствия:

• Начинается обвал рынка, характеризуемый резким ростом цен при значительном сокращении объемов продаж и услуг (Q58) и зоны эффективности.

• Траекторию О-О1 (или О2345) можно назвать зигзагом кризиса рынка.

4) Подъем цен и тарифов может дать лишь кратковременный эффект для конкретного производителя или торговца, так как:

• существенно сокращается зона эффективности, т.е. сбыта товаров и услуг и массы прибыли;

• из-за сокращения возможного объема услуг и продаж резко возрастает конкурентная борьба, требующая дополнитель­ных затрат, приводящих к повышению цен;

• рынок находится в нестабильном состоянии, при котором отдельному производителю товаров и услуг трудно выбрать ра­циональную цену и объёмы, особенно в условиях инфляции и ажиотажного спроса;

• «естественное» решение перестраховаться и поднять цены приводит к дальнейшему раскачиванию рынка.

На основании рассмотренного примера можно сформулировать следующие правила.

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ

На основании решения осуществляется управление любой сис­темой. Например, если цель - сокращение затрат на топливо при перевозках, то ее можно достичь рядом способов:

• улучшить ТО и ремонт систем питания и зажигания;

• заинтересовать водителей и ремонтных рабочих вэкономии топлива;

• выбирать рациональные маршруты движения;

• приобрести более экономичные автомобили и т.д.

При решении необходимо выбрать один из способов или ком­бинацию в определенной пропорции нескольких.

В качестве критерия при принятии решений используется поня­тие целевой функции.

ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ И НОРМАТИВЫ

Целевая функц ия (U) устанавливает количественные связи между уровнем достижения поставленных целей и факторами, ко­торые влияют на состояние системы:U=f(C1, C2, C3,…Cn), (2)

где Cn - факторы, влияющие на U.

Конкретное значение U может быть показателем эффективно­сти данной системы.

Экстремальное значение целевой функции соответствует опти­мальному управлению. Характерным примером исследования целевой функции на оптимальность является определение оптималь­ной периодичности ТО технико-экономическим методом, рассмот­ренным в теоретических основах технической эксплуатации. При этом в качестве целевой функции были избраны суммарные удель­ные затраты на ТО и ремонт узла, механизма, которые изменялись при изменении периодичности ТО.

U = C=Cl+Cll, (3)

где Cl - удельные затраты на ТО;

Cll - удельные затраты на ремонт.

Минимум суммарных затрат соответствует оптимальной периодичности ТО l0 U0 = (С)min, при l = l 0.

В примере C1 и С11 - факторы, влияющие на целевую функцию. Итак, одним из важнейших принципов управления является " четкое, желательно количественное определение цели.

Цели системы характеризуются понятиями целевые показате­ли (ЦП) и целевыенормативы (ЦН). ЦН количественно или качест­венно характеризует состояние системы при полном достижении поставленной цели или удовлетворении определенной потребно­сти. ЦП характеризует текущее или возможное состояние системы на момент t: ЦП(t).

Рис. 11. Схема определения оптимальной периодичности тех­нико- экономическим методом

Используя понятие целевой функции, имеем; ЦП = U; ЦН = U0.

Отношение ЦП(1) к ЦН определяет степень достижения по­ставленной цели в момент времени t или степень реализации цели.

(4)

При цели реализуются полностью, a tр - это момент достижения или реализации поставленной цели (целей).

При этом, естественно, должны учитываться вопросы точности и интервальности оценок ЦН, ЦП и tP, рассмотренные выше.

 

Рис. 12. Соотношение целевых показателей и нормативов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДСИСТЕМ И ФАКТОРОВ ДС

В предыдущем разделе был рассмотрен простейший случай взаимодействия ДЦ и ДС: 3 подцели и 4 подсистемы. В реальных системах обычно имеется большой набор подсистем (факторов, подфакторов), влиять на которые одновременно невозможно по соображениям ресурсных ограничений и возможности равного внимания к нескольким объектам управления.

Например, третий уровень ДС ТЭА насчитывает более 40 факторов (подсистем). Целесообразность концентрации внимания и действия к ограниченному кругу проблем хорошо по­нимали еще в древности: «Не берись за множество дел: при мно­жестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ни­ми, не достигнешь». (Ветхий завет, книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 10, 11).

Таким образом, для конкретного АТП или СТО из всего поля ДС, которое пригодно для любого предприятия или организации автомобильного транспорта, следует выбрать несколько. Число таких факторов можно предварительно наметить, руководствуясь сле­дующим правилом управления.

В системах реально и эффективно управлять и отслеживать можно только за 7± 2 (число Мюллера) подсистемами или исполнителями.

Поэтому факторы и подфакторы необходимо до принятия ре­шения описать, оценить и классифицировать по следующим глав­ным признакам.

1. В процессе управления при выборе подсистем мы прежде всего оперируем понятием уровня влияния данной подсистемы (или веса) на достижение цели. Это первый важный классификационный признак. Чем больше эти величины, тем предпочтительнее выбор соответствующей подсистемы.

2. По управляемости факторы подразделяются на управляемые, частично управляемые и учитываемые (неуправляемые) для данного уровня управления. Например, дорожные и климатические условия необходимо учитывать при определении эффективности ТЭ, но они практически неуправляемые для конкретного АТП, работающего в соответствующем регионе. Система ТО и ремонта и ее основные нормативы разрабатываются на основе исследований и обобщения передового опыта и рекомендуются для предприятий и организаций автомобильного транспорта соответствующими орга­низациями, независимо от формы собственности. Но обеспечение выполнения рекомендаций системы и корректирование ее нормати­вов является управляемым подфактором для АТП.

Ряд факторов Может со временем изменять уровень управляемости. Так, ранее для уровня АТП возраст и состав парка определялись решениями вышестоящей организации, планами поставки и списания автомобилей. Однако использование автомобилей разного возраста на маршрутах разной сложности и тогда являлось компетенцией АТП. В рыночных условиях регулирование возраста и обновление парка является компетенцией предприятия и ограничивается его финансовыми возможностями.

3. Необходимо различать факторы подвижные и консерватив­ные. Требуется значительное время для создания новой или реконструкции существующей производственной базы (3-5 лет), хотя ее влияние на эффективность технической эксплуатации значительно.

К консервативным, хотя и важным факторам, следует отнести и исходный уровень новых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов при отсутствии реальной конкуренции между производителями. Лишь через 3-5 лет накапливаются такие конструк­тивные изменения у производимых автомобилей, которые могут быть зафиксированы нормативами. В рыночных конкурентных условиях приобретение предприятием автомобилей различных технико-эксплуатационных уровней становится подвижным фактором, особенно при лизинге, и лимитируется только наличием средств у предприятия. Квалификация персонала, его заинтересованность в качестве выполняемых работ, совершенствование технологических процессов также являются подвижными факторами.

4. Факторы могут быть ресурсоемкие и ресурсосберегающие. Реконструкция и тем более строительство новой производственной базы, приобретение нового подвижного состава требуют значи­тельных инвестиций, а реконструкция ПТБ - и времени. С другой стороны, введение рациональной системы материального поощре­ния, основанной на строгом и оперативном учете количества и качества труда, как показывает практика, может дать быструю и зна­чительную экономию ресурсов и повысить качество труда. Исполь­зование квалифицированной рабочей силы при одновременном создании условий для ее реализации также относится к ресурсосберегающему фактору.

5. Наконец, факторы подразделяются на создающие предпо­сылки для экстенсивного и интенсивного развития производства. Применение последних основано на использовании достижений на­учно-технического прогресса (НТП).

На основании изложенного можно сформулировать очередное практическое правило заключение.

Проводя качественный анализ дерева систем на уровне конкретного предприятия, можно существенно сузить перечень подсистем, на которые следует воздействовать в процессе управления для достижения поставленных целей. К ним прежде всего относятся управляемые на данном уровне, подвижные, ресур­сосберегающие и обеспечивающие интенсив­ное развитие предприятия подсистемы и методы.

Следует стремиться, чтобы выбран­ных факторов подсистем было не более 7-10.

 

 

4. Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

ПОНЯТИЕ О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

 

Одним из распространенных методов повышения эффективно­сти систем, обеспечения интенсивных форм развития является их обновление, то есть применение инноваций - новой техники, тех­нологии, организации производства, информационного обеспече­ния, новых видов услуг и т. д. Обычно это определяется понятием научно-технический прогресс (НТП).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.