Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы




Выбор варианта технологии производства

Выбор варианта машин и оборудования

Пример.

Цены у конкурентов ниже на 5-7 %, из-за чего оборот предприятия в последнее время несколько уменьшился. Чтобы отвоевать рынок сбыта, предприятие решило снизить цены на 10 % (с 300 до 270 руб.), сохранив при этом ту же прибыль за счет увеличения объема продаж.

В таком случае предприятию придется решать задачу увеличения оборота по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен и рост постоянных затрат на 5 % в связи с расширением производства. Рассмотрим показатели до (ситуация 1) и после (ситуация 2) изменения цены (табл.7.6.).

Таблица 7.6.

  Ситуация I Ситуация II
Выручка, тыс.руб. Объем продаж, шт    
Сумма переменных затрат, тыс. руб.    
Постоянные затраты, тыс.руб.    
Прибыль, тыс.руб.    
Маржинальный доход, тыс.руб.    
Доля маржинального дохода в выручке, коэф. 0,666 0,62963

Необходимая сумма оборота от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения той же прибыли определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежней прибыли на долю маржинального дохода в изменившейся ситуации:

ВР =

Предприятие в этой ситуации должно произвести около 30 300 изделий, чтобы при цене 270 тыс. руб. получить выручку в сум­ме 8 180 тыс.руб. При этом его переменные издержки составят 3030 тыс.руб., постоянные - 3150 тыс. руб., а прибыль - 2000 тыс. руб.

Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор и замена оборудования.

Пример. Пусть выполнить какую-либо операцию или процесс можно одним из трех вариантов на станке с ручным управлением, на полуавтомате и автомате (табл.7.7.).

Таблица 7.7.

  Вариант Постоянные затраты на весь выпуск, тыс. руб Переменные затраты на изделие, тыс.руб.  
Первый (ручной) Второй(п/автомат) Третий(автомат) 1 000 5 000 10 000 2,0 1,0 0,2

Для нахождения критической точки объема для двух вариантов затраты по одному из них приравнивают к затратам по дру­гим. Так, критическая точка затрат для станка с ручным управлением и полуавтомата может быть найдена по уравнению:

1 000т. руб + 2 т. руб × Qкр = 5 000т. руб + 1т.руб × Qкр;

Qкр = 5 000 т.руб – 1 000 т.руб = 4 000 (ед.)

Аналогично определяется критическая точка затрат для по­луавтомата и автомата:

5 000 + 1 × Qкр =10 000 + 0,2× Qкр;

0,8 × Qкр = 5 000 руб;

Qкр = 6 250 (ед.).

Таким образом, при годовом объеме производства до 4000 ед. выгоднее использовать станок с ручным управлением, от 4 000 ед. до 6 250 шт. – полуавтомат, а свыше 6 250 ед. – более экономно установить автомат.

Если был выбран неправильный вариант решения задачи, то можно подсчитать в связи с этим убытки предприятия. Например, годовой объем производства составляет 3 000 ед. Принято решение выполнять эту операцию с помощью автомата. Величина потерь от принятого технологического решения будет составлять разность в затратах на станках с ручным управлением и автоматах: (10 000 + 0,2 × 3000) - (1000 + 2 × 3000) = 10600 – 7000 = 3600 тыс. руб. Таким образом, необоснованное техноло­гическое решение привело к потерям в размере 3600 тыс. руб.

7.5. Обоснование решения "производить или покупать"

Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует во многом обоснование выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован принцип взаимосвязи объема, себестоимости и прибыли.

Например, для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 100 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции - 50 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, произведем следующие расчеты. Стоимость приобретенных деталей (С) можно выразить следующим образом:

С = Ц ×Q

где Ц – цена за единицу продукции; Q- необходимое количе­ство деталей в год.

Себестоимость производства деталей будет включать в себя постоянные и переменные затраты. Определим, при какой по­требности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:

Ц ×Q = Зпост + зпер × Q, 150 × Q = 100 000 + 50 × Q

Q = 1 000 ед.

Расчеты показывают, что при годовой потребности в 1 000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При увеличении потребности свыше 1 000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при уменьшении для предприятия более выгодно их покупать.

Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.

Аналогичным образом можно обосновать необходимость приобретения автомобиля для перевозки грузов. Предположим, что предприятию нужен грузовик не каждый день, а только для завоза сырья на протяжении пяти дней каждого месяца. Общий объем грузооборота за год составляет 60 000 ткм. Если приоб­рести грузовик (первый вариант), то постоянные затраты за год составят 2 400 тыс.руб. и переменные на 1 ткм - 120 руб. Можно заказать грузовик в автотранспортной организации (второй вариант). В таком случае стоимость 1 ткм перевозки состав­ляет 200 руб. Нужно рассчитать, при каких объемах грузообо­рота выгодно приобретать грузовик, а при каких - пользоваться услугами автотранспортных организаций.

Приравняем затраты по первому и второму вариантам:

2400 тыс. руб. + 120Q = 200Q,

80Q = 2 400 тыс. руб.,

Q = 30 тыс. ткм.

Следовательно, при объеме грузооборота до 30 тыс. ткм выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонних организаций, а при больших объемах рациональнее купить свой грузовик, так как себестоимость 1 ткм и общая сумма затрат на перевозку грузов будут ниже.

Доказательство. Затраты по первому варианту при объеме грузооборота 60 000 ткм будут равны:

2 400 000 руб. + 120 руб. × 60 000 ткм = 9600 т.руб.,

а по второму варианту

200 руб. × 60 000 ткм = 12 000 т.руб.

Экономия в год при использовании первого варианта соста­вит 2 400 тыс. руб.

 

Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимальной технологии производства.

Вариант 1. Компания приобретает детали и производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют: постоянные – 400тыс. руб. в год, переменные – 170 руб. на единицу продукции.

Вариант 2. Компания за счет кредитов покупает допол­нительное оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоянные - 925 тыс.руб. переменные – 100 руб. на единицу продукции.

Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам – 10 000 изделий в год. Цена реализации одного изделия - 250 руб. Исходные данные приведены в табл. 7.8.

Таблица 7.8.

  Вариант 1 Вариант 2
Цена реализации, руб.    
Переменные затраты, руб.    
Маржинальный доход на изделие, руб.    
Маржинальный доход на весь выпуск, тыс. руб.   1 500
Постоянные затраты, тыс. руб.    
Прибыль, тыс. руб.    

Вариант 1 дает более высокие переменные, но бо­лее низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту 2 включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по кредитам. Расчетный объем производства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10 000 ед. Поэтому мы можем определить по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности.

Порог рентабельности по варианту 1, ед. = 400 тыс.руб.: 80 руб. = 5 000;

Порог рентабельности по варианту 2, ед. = 925 тыс.руб.: 150 руб. = 6 167

Вариант 2 обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант 1 дает более высокую прибыль или меньшие убытки.

Если вариант 1 более доходный при малых объемах реализаций, а вариант 2 – при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции.

Допустим, что объем ре­ализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен Q единиц. Суммарная прибыль есть суммарный маржи­нальный доход минус постоянные затраты, а суммарный маржи­нальный доход – маржинальный доход на единицу продукции, умноженный на Q единиц. Отсюда прибыль равна:

по варианту 1: 80 ×Q – 400 000;

по варианту 2: 150×Q – 925 000.

Учитывая, что прибыль при объеме реализации Q единиц оди­наковая, то

80Q - 400000 – 150Q – 925 000;

70Q = 525 000;

Q = 7500 ед.

Доказательство (см. табл.7.9).

Таблица 7.9.

  Вариант 1 Вариант 2
Маржинальный доход 80 ×7500 = 600 000 150 × 7500 =1 125 000
Постоянные затраты 400 000 925 000
Прибыль 200 000 200 000

Таким образом, вариант 1является более выгодным до 7500 ед. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 ед., то более выгодным будет вариант 2. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции.

Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные ограничения. Примерами ограничений при принятии решений в бизнесе могут быть:

а) объем реализации продукций (существуют границы спроса на продукцию);

б) трудовые ресурсы (общее количество или по профессиям);

в) материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве);

г) отсутствие финансовых ресурсов для оплаты необходимых производственных затрат.

Процесс принятия решений с учетом ограничений предусматривает определение маржинального дохода, который дает каждое изделие на единицу недостающего ресурса. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокий маржинальный доход на единицу ресурса.

Пример. Фирма выпускает два изделия: пальто и куртки. Исходные данные для анализа приведены в табл.7.10

Таблица 7.10

  Пальто Куртки Итого
Удельные переменные расходы, тыс. руб. 1 600 1 300  
Цена изделия, тыс. руб. 2 500 2 000  
Расход материала на изделие, м      
Маржинальный доход на единицу продукции, руб.      
Маржинальный доход на 1 м ткани, руб.      
Спрос, шт 5 000 8 000  
Требуемый расход ткани, м 15 000 16 000 31 000
Наличие ткани, м     25 000

Расход ткани ограничен 25 000 м, постоянные затраты - 500 тыс.руб. Требуется составить план, который обеспечит получение максимума прибыли.

Изделие Спрос, шт. Необходимое количество ткани, м Наличное количество ткани, м Объем выпуска, шт. Маржинальный доход на изделие, руб. Всего, тыс.руб.
Куртки   16 000        
Пальто            
Всего   31 000 25 000 X X  
Минус постоянные затраты Прибыль            

Ограничивающим фактором являются материальные ресурсы. Несмотря на то, что пальто имеют более высокий маржинальный доход на единицу продукции, чем куртки, из материа­ла, который необходим для изготовления двух пальто, можно сшить три куртки. Поскольку производство курток обеспечивает больший маржинальный доход на 1 м ткани, их должно быть выпущено столько, сколько требует спрос, а остальная ткань будет использована на выпуск пальто. Прибыль по этому варианту составит 330 тыс.руб.

Заметим, что вариант, при котором сначала изготавливают максимально возможное количество пальто, не будет более доходным. Можно сшить 5000 пальто из 15000 м ткани, а из остальных 10000 м – 5000 курток. Маржинальный доход и прибыль в этом случае составят:

МД = 5000 ×70 + 5000 ×90 = 350 + 450 = 300 тыс.руб.,

П = 800 – 500 = 300 тыс.руб.

Следовательно, производство курток — более выгодный путь использования дефицитного ресурса, в данном случае ткани.

Аналогичным образом максимизируется величина пробыли по трудовым ресурсам и по оборудованию, которые могут быть одновременно использованы на производстве нескольких изделий. Только здесь нужно учитывать маржинальный доход за человеко-час, машино-час и т.д.

Пример. На предприятии для изготовления одной и той же продукции можно использовать две различные машины. Следует решить, на какой из двух машин целесообразно выполнить заказ в 1200 изделий, если их максимальная загрузка не может превышать 3000 ч в год. Ограничивающим фактором в дан­ном случае является производственная мощность.

  А Б Итого
Вариант I      
Трудоемкость изделия, ч      
Объем выпуска продукции возможный, шт.      
Цена изделия, тыс. руб.      
Переменные расходы на одно изделие,      
тыс. руб.      
Маржинальный доход на 1 машино-час, тыс. руб.      
Размещение заказа, шт.      
Сумма маржинального дохода, тыс, руб.      
Минус сумма постоянных затрат, тыс. руб.      
Сумма прибыли, тыс. руб.      
  ВариантII      
Размещение заказа, шт.      
Сумма маржинального дохода, тыс. руб.      
Минус постоянные издержки, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.      

Следовательно, более выгодно выпустить максимальное ко­личество продукции на машине А, а оставшийся заказ в количестве 200 шт. выполнить на машине Б. Это позволит получить большую прибыль в первом варианте, чем во втором.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них. Внедрение этой методики в практику отечественных предприятий будет иметь большое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.